Екатерина Попова
Семейный клуб как один из механизмов укрепления взаимодействия семьи и образовательной организации в период адаптации детей
Современные молодые семьи не всегда педагогически состоятельны, они остро нуждаются в квалифицированной, профессиональной поддержке педагогов ДОУ.
По нашему мнению, одним из эффективным механизмом общения с семьёй в период адаптации детей раннего возраста к детскому саду является Семейный клуб.
Публикация «Семейный клуб как один из механизмов укрепления взаимодействия семьи и образовательной организации в период адаптации детей» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семейный клуб.
- Темочки
Семейный клуб – это перспективная, нетрадиционная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников образовательного процесса. В разделе повышение педагогической компетентности родителей решаются следующие задачи:
- оказание квалифицированной консультативной и практической помощи родителям по проблемам воспитания и развития ребенка в период адаптации к ДОУ;
- поддержка уверенности родителей в собственных педагогических возможностях;
- установление доверительных отношений между родителями и коллективом детского сада.
В основу организации Семейного клуба были положены принципы взаимодействия с родителями :
- целенаправленность - привлечение всех участников образовательного процесса (и родителей и педагогов) к непосредственному и сознательному осуществлению целенаправленной деятельности по гармонизации детско-родительских отношений;
- плановость, системность - последовательное усложнение содержания, связь нового с уже усвоенным;
- принцип индивидуального подхода - учет возрастных и психологических особенностей детей при взаимодействии с родителями;
- принцип сознательности, активности и дозированности – сознательное отношение родителей и детей к предлагаемым занятиям, получаемой информации;
- принцип стимулирования внутренних ресурсов семьи – настрой семьи на самопомощь путем изменения образа жизни, перестройки отношений с детьми;
- доброжелательность, открытость и партнерство - объединение усилий служб ДОУ и семьи для наиболее эффективного взаимодействия.
В организации работы Семейного клуба использованы разнообразные формы работы : беседа, консультация, круглый стол, совместные занятия родителей и детей, обсуждение и распространение семейного опыта. В ходе взаимодействия с родителями содержание работы клуба иногда корректируется.
Через использование разнообразных форм и методов, предусмотренных в работе клуба, родители приобретают новые знания и навыки, касающиеся детско-родительских отношений. На занятиях в родительском клубе, а также на сайте клуба родители могут высказать свои переживания, опасения и получить консультации специалистов ДОУ.
Таким образом, при реализации данного механизма родители проходят все основные шаги полного цикла рефлексивной самоорганизации. Осмысление прожитого опыта помогает им не только освоить эффективные способы взаимодействия со своими детьми, но и включить этот механизм саморазвития в пространство семейных отношений, используя его для решения любых жизненных проблем. Очевидно, что в ходе такой совместной работы развиваются не только родители, но и сами педагоги. Так, естественным образом формируется единое сообщество «Семья – Детский сад», в котором все участники образовательного процесса – дети, педагоги, родители – получают импульс для собственного развития – каждый на своем уровне.