Светлана Пермикина
Семейный досуг «Вечер занимательных и познавательных опытов «Фокусы Совуни»
▼ Скачать + Заказать документы
Семейный досуг
Вечер занимательных и познавательных опытов
Фокусы Совуни
Подготовительная логопедическая группа:
Воспитанники и родители.
Воспитатели: Елена Николаевна Слепых
Ирина Анатольевна Патракеева
Учитель-логопед Светлана Геннадьевна Пермикина
Цели:
Стимулирование поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
Приобретение детьми знаний о процессах и явлениях, происходящих в неживой природе.
Развитие связной речи воспитанников.
Публикация «Семейный досуг „Вечер занимательных и познавательных опытов „Фокусы Совуни“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Семья. Сценарии семейных развлечений
- Сова, совушка, совенок, совята
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фокусы для детей
- Темочки
Формирование компетентностей родителей в организации поисково-познавательной деятельности детей.
Гармонизация отношений между взрослыми и детьми, между педагогами и родителями, формирование навыков сотрудничества.
Оборудование: Шапочки и накидки Учёных-магистров, приборы и вещества для проведения опытов – мини-лаборатория, игрушка – Учёная Совуня. Таблички: «Что?», «Почему?», «Зачем?», «Как?», «Где?», «Химия», «Физика», «История», «Наука», «Учёные», «Опыты», «Лаборатория». Схема голосовых связок. Портрет М. В. Ломоносова, иллюстрации картин – мозаики М. Ломоносова «Полтавская битва», «Петр I», мозаичный портрет «Ломоносов» Андрея Манджоса, схемы и карты наблюдений опытов. Дипломы «Юный исследователь».
Ход вечера:
- Всем-всем добрый вечер!
- Сегодня у нас удивительная, необыкновенная встреча. Никому не секрет, что наши ребята скоро, очень скоро станут первоклассниками! Вы уже побывали в стенах нашей школы, познакомились с первой учительницей, познакомились со своим классом. 1 сентября у вас, дорогие ребята, начнётся путешествие в мир знаний!
- А вы, ребята, знаете, что в Надвоицкой школе есть музей! И сегодня хранительница музея, учитель истории Любовь Леонидовна передала нам с Совуней загадочную шкатулку. Заглянем, что в ней!
- Видите камень вот этот дорожный?
- Камень как камень…Обычный.
- Возможно… Как бы о нём поточнее узнать? -
- Надо Науку на помощь позвать.
- Как пишется «камень» научит (Грамматика).
Размеры и форму найдёт (Математика).
Физика массу отыщет и вес.
Минералогия взглянет на срез.
- Это кремень,- она скажет ребятам,-
И называют его силикатом.
А силикат расплавляют в печи
И получают стекло, кирпичи…-
Археология скажет: - Находка!
Справа на камне видна обработка.
- Жил в этой местности древний народ…-
- Дальше История слово берёт.
Арина – История: - Был этот камень в почёте и силе.
Древние люди им сучья рубили.
Им добывали одежду и пищу.
Жилой примотан он был к топорищу.
В каменном веке во времени давнем
Люди огонь высекали тем камнем.
- О камне ты всё ли узнал, Человек!
- Наука поможет1 Не каменный век!
- Ребята, а что такое - НАУКА? (Это познание, изучение того, как устроен мир, по каким законам существует мир, живая и неживая природа)
- Как называются люди, которые изучают устройство мира, открывают законы, по которым существует мир? (Это учёные, академики)
- Каких знаменитых учёных вы знаете? (Михаил Васильевич Ломоносов. Сын рыбака стал знаменитым на весь мир учёным.)
- Каковы заслуги Ломоносова перед Отечеством?
• Любимая наука Ломоносова – химия. Он создал химическую лабораторию в Петербурге;
Занимаясь физикой, он раскрыл загадку грозы и северного сияния;
Он любил наблюдать за звездами, усовершенствовал телескоп;
Наблюдая за Венерой, установил, что у этой планеты есть атмосфера;
Он первый в мире географ-полярник;
Занимался историей древних славян, историей изготовления фарфора;
А сколько он сделал для совершенствования русского языка!
Сочинял стихи;
Возродил производство цветного стекла и сделал мозаичные картины ("Портрет Петра I", "Полтавская битва");
Открыл первый российский университет в Москве.
Стихотворение о М. Ломоносове:
Он был учёный и поэт.
Он размышлял про тьму и свет.
В чём сходство стужи и тепла?
Что можно сделать из стекла? Как получается фарфор?
И что таится в недрах гор?
Он краски изучил и цвет.
Он создал университет.
Своей рискуя головой
Заряд измерил грозовой.
Был в красноречии силён.
Историк он. Географ он.
И как сказал о нё м поэт:
«Он сам был – университет». (Кстати, поэт – А. С. Пушкин)
Ефим Ефимовский
- ДА, М. Ломоносов – великий сын России, гордость российской науки. Ребята, став школьниками, вы будете знакомиться с открытиями и других известных всему миру учёных. Какие науки вы начнёте изучать в школе? (Историю, географию и т. д. ….)
- А как учёные открывали новые законы? Легко ли это было? (Они проводили опыты, эксперименты. Наблюдали, думали. Сравнивали. Делали выводы. Иногда ради новых открытий учёные рисковали жизнью.) Чтобы открыть новый закон мира, каким нужно быть Учёному7 (нужно быть наблюдательным, любознательным, думающим, смелым) Да, учёный постоянно задаёт сам себе вопросы, ставит задачи и ищет на них ответ.
Илья : Что? Почему? Зачем? и Где?
Живут в земле, в огне, в воде.
Вот в первый раз огонь добыт.
(А почему огонь горит)
Зерно под солнцем проросло.
(Зачем растению тепло)
Дым лёгкий, а скала тверда.
Что значит «лёд», а что «вода»?
Егор А. : Что? Почему? Зачем? и Где?
Мы всё узнать хотим.
Соль растворяется в воде,
А мел – нерастворим?
Бумага не горит дотла:
В печи останется зола
А если медь в печи нагреть,
то станет тяжелее медь с окалиною вместе.
Не верите – так взвесьте.
Егор. Ш. : Открытий путь – нелёгкий путь.
Но человеку – не свернуть.
Что? Почему? За ним следят,
чтоб шёл вперёд, а не назад.
Вот почему из года в год
Наука движется вперёд! (Ефим Ефимовский)
- Ребята, мы с вами по следам известных открытий тоже проводили опыты и эксперименты. Какие правила необходимо соблюдать при проведении опытов? (Правила безопасности. Не начинать эксперименты без взрослых.
Не брать грязные руки в рот. Не тереть глаза, ничего не пробовать на вкус и на запах и не брать в руки без разрешения взрослых.) Какие вы знаете опасные предметы? (спички, уксус, ножи, иглы, неизвестные жидкости, порошки0
- С какими же законами и научными открытиями мы познакомились в детском саду и дома? Открываем нашу лабораторию учёной Совуни.
- Наша планета Земля - круглая. Почему же предметы, и живые, и не живые, не улетают в космос? Какой закон объясняет это явление? (Дети объясняют. Закон всемирного тяготения)
- Что такое Вулканы? Как они возникают? (Ответы детей)
У нас сейчас тоже проснётся один вулкан. Смотрим опыт, который подготовили дома Егор Александров со своей мамой.
Егор: Для опыта мы сделали из картона конус, жерлом и кратером вулкана стала бутылочка стеклянная. Вставляем её в отверствие конуса и закрепляем пластилином. Сыплем в бутылку воды, 1 ст. ложку соды, 1 ст. ложку Ферри. Красную краску. И теперь мама добавит уксус. Везувий ожил! :
Вулкан в природе – не игрушка:
Он безопасен, когда спит,
Но как проснётся – пеплом сыплет,
А в жерле лавою кипит.
Сам разбужу я свой вулкан –
Залью в него воды стакан.
И вот смотрите, что случилось:
Реакция здесь получилась между уксусной кислотой,
Водой и содой пищевой.
Вулкан как будто засыпает,
Когда проснётся – вновь я знаю:
Засыплю содой, кислотой,
Ну, и конечно же, водой.
Начну лишь воду заливать –
И магма потечёт опять.
Всё – мой вулкан из пластилина
Заснул надолго, очевидно.
Реакцию мы совершили,
Эксперимент свой завершили.
- Ребята, это был химический или физический опыт?
- Арина расскажет нам легенду о Вулкане. Как древние люди объясняли это явление природы:
Много-много лет назад жил на свете бог по имени Вулкан. Очень он любил кузнечное дело. Свою кузницу он построил внутри высокой горы. Когда он бил тяжёлым молотом по наковальне, раздувая огонь в горне, страшный гул и грохот сотрясали гору до самого основания. Из отверствия горы фонтаном вырывались раскалённые камни, пепел и огонь. Люди уходили жить подальше от этого страшного места. Когда огнедышащая гора оживала, они говорили: «Вулкан проснулся, Вулкан работает».
- Ребята, вспомните, Какие опыты были похожи на извержение вулкана?
(Дети рассказывают - Опыт «Пенная лавина» : таблетка гидроперита, жидкое мыло, вода с марганцовкой, перекись водорода; - опыт : Кока-кола и Ментос,
- опыт : вода, растительное масло, шипучая таблетка аспирина.)
- Вопрос-загадка: Как можно достать гвоздь из стакана с водой, не замочив руки? Какой закон поможет? (С помощью магнита. Закон магнитного притяжения)
- Посмотрим фокус «Лыжные гонки» (Это фокус с магнитами)
- Посмотрите на эту схему. (Воэдушные шары отталкиваются друг от друга) По какому закону происходит это явление! (закон электрического притяжения)
- А теперь опыт-фокус с воэдушным шаром покажут нам Илья с мамой.
( Живой шарик: в бутылку 2 ст. л соды, 3 ст. л воды, четверть стакана уксуса надеваем шарик на горлышко бутылки. Это химическая реакция).
- Мы проводили опыты с продуктами под девизом – «Не ешь – не пей!»
• Какой опыт с уксусом мы наблюдали несколько дней? (уксус и варёное яйцо.
Что произошло с яйцом и почему?
• Показываем бутылку с жидкостью (Кока-кола и молоко). Что здесь было в начале опыта? Почему кока-кола растворилась?. Полезный ли это напиток?
• Опыт «Картина на молоке» (молоко, красители, Ферри)
- Отгадайте загадку:
• Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (Вода)
- Опыт по схеме : солёная и пресная вода и яйцо. Илья.
- Егор Климов: Опыт «Повелитель зубочисток» (вода, зубочистки, кусок сахара, Ферри)
- Отгадайте загадку: Через нос проходит в грудь и обратный держит путь.
Oн невидимый, и все же, без него мы жить не можем. (Воздух)
- Вспомните опыт «Танцующая монетка». Почему монетка «танцевала»? (воздух, охлаждаясь, сжимается, а нагреваясь – расширяется и выталкивается из бутылки, двигая монету.) –
- Опыт «Откуда берётся голос?» (Линейка с нитью, гитара, схема голосовых связок)
- Это всё – эксперименты –
Интересные моменты!
Всё, всё, всё хотим узнать!
Нужно всё запоминать!
Как наш опыт получился,
Сколько времени он длился?
Удивляемся всему:
Как? Зачем? И почему? –
Почему звучит у нас
Каждый день и каждый час
Сто вопросов ни о чём?
Потому что мы – растём!
Дай мне ручку, почемучка,
И пойдем гулять по свету.
Будем мы искать ответы
На все где? когда? и что?
Почемучка, почемучка,
Задавай свои вопросы.
Тренируй свою головку
Развивай свой язычок.
Подрастешь чуть-чуть
И будешь все ответы брать из книжек
Вот тогда, наверно,
Будем мы вопросы задавать.
- Мир открывается тебе
И ты взрослеешь, и мужаешь.
И этот необъятный мир,
Ты обязательно узнаешь!
-
Ребята. Совуня написала для нас письмо. Посмотрим, что же там написано? …Это секретное письмо! (написано молоком или лимоном) Как же нам его прочитать? (нагреть под свечкой)
( Проявляется: Ребята, вы – молодцы)
- Вручение «Дипломов юного исследователя»
Игра «Расщепи молекулу на атомы»
Использованная литература:
1. Для воспитателей ДОУ. Программа «Детство». Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Волгоград, Издательство «Учитель», 2010 г.
2. Тугушева Т. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста.
С-Петербург, Детство-пресс, 2007 г.
3. Ефим Ефимовский «Ракета и травинка» Ленинград «Детская литература», 1984 г.
4. Интернет-ресурсы.
5. Мои первые научные опыты. ЗАО «Издательство Кристина – новый век», 2003 г.
6. Гениальные эксперименты. Москва, ЭКСМО, 2014 г.