Елена Рекункова
Вечер — досуг, посвященный 23 февраля «Казачья воинская слава»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Верхнедонского района Казанский детский сад общеразвивающего вида (художественно- эстетического приоритетного направления развития воспитанников) № 3 «Солнышко»
Вечер – досуг, посвященный 23 февраля
«Казачья воинская слава»
Подготовила и провела
Ст. воспитатель
МБДОУ ДС №3 «Солнышко»
Рекункова Е. А.
Ст. Казанская
2016
Темочки:
- День защитника Отечества. 23 февраля
- День защитника. Сценарии к 23 февраля
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» декабрь 2016
Посреди зала, украшенного в стиле казачьей горницы, хозяйка-казачка встречает гостей. Дети читают стихи о величавом Тихом Доне, о раздольном Донском крае и о том, что хуторов у России много, но нет роднее станицы Казанской. Хозяйка и атаман проводят смотрины казачат, веселят всех песнями и шутками, плясками и прибаутками. Дети водят хороводы, поют песни про казаков. Мальчишки исполнили танец с шашками, а девочки - танец с платочками. Много пословиц и поговорок прозвучало о казаках, о Доне - Батюшке, о коне, который был другом казака. Играли в казачьи игры - «Ручеёк», «Папаха», «Заря-заряница.
Вечер – досуг, посвященный 23 февраля
«Казачья воинская слава»
Цель: Развитие патриотических чувств у дошкольников посредством приобщения их к культуре донского казачества.
Задачи: Расширение представлений ребенка о себе, о человеке, культуре путем обращения к богатейшему многовековому опыту казачества.
Введение ребенка в мир национальной культуры, оказание помощи в выборе и овладении личностно-значимой системой ценностей на примере семейных взаимоотношений.
Содействие становлению позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром средствами донского фольклора.
Ход вечера - конкурса :
Под сольную песню «Казачата» дети входят в зал и выполняют перестроение
Ведущая: Здравствуйте гости дорогие! Наш праздник проходит в преддверии
Дня Защитника Отечества и мы его посвящаем Донским казакам.
Звучит «Гимн Всевеликого Войска Донского»
1 ребенок: Покидал я родную станицу
На войну уходя, наконец
На шипы подковал кобылицу
У моста наш станичный кузнец.
2 ребенок: По-иному звенели подковы
И казачки глядели мне вслед
И станица казалася новой
Атаману семнадцати лет.
3 ребенок: Ой, да по- над Доном,
Батюшкой –Доном,
Небо заигралось алою зарей.
Шли казаки рысью,
Шли по эскадрону,
зорко охраняя свой походный строй.
4 ребенок: И плыла над Доном свежим ветром песня,
Вслед ей подпевала, вторила волна.
Славу боевую пронесем мы честно,
Чтоб гордилась нашим подвигом страна.
5 ребенок: Ой, да разгуляйся, Дон, река степная,
Силушкой тряхни- ка всем врагам назло.
Мы твои казаки, мать- земля родная
Солнце нашей правды высоко взошло!
6 ребенок: Служим мы достойно Родине, народу.
И казачьей честью дорожим сполна
Жизни не жалеем за свою свободу,
За родную землю, за тебя страна!
Ведущая: Добрый день, дорогие гости и братья, казаки и казачки! В давние времена, более 400 лет назад, в наши края бежали с разных мест люди от тяжелой жизни, от произвола властей. Они селились по берегам рек нашего края, потому что где вода – там и жизнь. Люди обустраивались, образовывали семьи и жили. Эти свободолюбивые люди называли себя – казаками. Казак в переводе значит вольный человек, удалой
Жизнь была не легкой. А если вдруг начиналась война – казак садился на коня, брал шашку в руки и воевать обязан был до победы. Жизнь была опасной, так как часто нападали враги, а казаки всегда любили свою Родину и готовы были, в любой момент встать на её защиту.
ВедущийА какая главная казачья заповедь?
Дети: «Люби Родину, ибо она твоя мать!»
Казак : У нас на Дону, в станице Казанской живут очень дружные казачьи семьи. Сила, ловкость, смелость, трудолюбие, уважение к старшим, любовь к Родине – на протяжении многих веков эти качества были присущи казачеству, и сегодня наша цель – возродить этот дух, которым по праву гордились сыны Дона.
1 ребенок: Из под кочек, из под пней, лезет враг оравой.
Гей, казаки, на коней! И айда за Славой!
2 ребенок: Тает, тает сизый дым, ты прощай станица!
Мы тебя не постыдим – будем лихо биться!
3 ребенок: Казачество донское, казачество лихое.
Основой послужило казачьим всем войскам.
Куда бы ни кидали, куда б ни выселяли -
Границы охраняли на зависть всем врагам.
Ведущая:- А какое же главное призвание казака?
Дети: - Быть военным.
Дети поют песню: «Если хочешь быть военным»
Ведущая: - В казачьих песнях военная служба для казака – это его жизнь, его честь, гордость и святыня. Казак смелый, отважный, бесстрашный воин : воевал на коне с шашкой и пикой в руке. С первых дней существования казачества главным делом жизни казака было дело военное. А в боях случалось всякое, многие не вернулись из походов, поэтому много есть песен полных скорби и печали о погибших.
Ведущая: Каждый казак имел личное оружие – шашку, винтовку, пику и верховую лошадь.
1 ребенок: Мы донские казачата мудрых прадедов внучата,
С острой шашкой и конем, мы в бою не подведем!
2 ребенок: Нам дано такое право, сохранить былую славу
Наших дедов и отцов, Дона славных молодцов!
3 ребенок: Шашка, пика, верный конь, рой наездников любимых –
С ними мы не отразимы, мчимся в воду и огонь!
Ведущая: А кто знает казачьи пословицы о коне?
Дети: «Казак без коня, что солдат без ружья»,
«Казак без коня, не казак»,
Дети: «Казак сам не поест, а коня накормит»,
«Казак с пеленок на лошади».
1 конкурс «Смелый всадник»
Атрибуты: шашка (муляж, две лошадки (на палочке,предметы для полосы препятствий (мягкие модули). Правила: Два участника по команде садятся на лошадь, преодолевают полосу препятствий, выигрывает тот, кто вперед возьмет шашку.
Ведущая: В казачьих военных песнях, часто рассказывается о структуре войскового управления, есть песни о простых казаках, есаулах, урядниках, сотниках. А как называют командира, которого выбирают за смелость и отвагу?
Дети: - Атаман!
Ведущая: Правильно. Атамана выбирают на круге из самых смелых казаков. Атаман всегда был впереди, он отвечал за воинскую дисциплину и порядок.
Дети поют песню «Бравый Атаман».
Ведущая: - Назовите самого легендарного атамана?
Дети: - Матвей Иванович Платов!
Ведущая: Казаки участвовали во всех военных действиях, в которых участвовала Россия, восхищая даже врагов своим мужеством и отвагой. Ловкие наездники, умелые мореходы, казаки были природными воинами.
Частые походы, суровая казачья жизнь вырастили людей ловких, храбрых и сметливых, с железным характером, со стальными мускулами и волей.
Бесславный конец наполеоновского нашествия, мужество и доблесть русских воинов воспеты в песне донских казаков «Донцы – молодцы!»
Дети поют «Донцы – молодцы!»
Ведущая: - Много песен о казаках было сложено в годы Великой Отечественной войны. Вот какая история у песни «Едут по Берлину наши казаки».
Ранним утром 9 мая 1945 года на одном из оживленных берлинских перекрестков, заваленном покореженной техникой и щебнем, лихо орудовала флажком молодая регулировщица в военной форме. Вдруг послышался цокот копыт, это были казаки из кавалерийской части. Четким взмахом флажка и строгим взглядом больших глаз, регулировщица преградила путь всем машинам и тягачам, остановила пехотинцев. А затем, откровенно улыбнувшись молодому казаку на поджаром дончаке, задорно крикнула: - «Давай конница! Не задерживай!». Казак быстро отъехал в сторону и подал команду: - «Рысью!».И прежде чем двинуться, обернулся и на прощанье махнул девушке рукой.
Дети поют «Едут по Берлину наши казаки»
Ведущая: Особое, трепетное отношение сложилось у донцов к женщине – матери, хранительнице домашнего очага. Душа казака всегда стремилась домой, туда, где ждут его жена, мать, дети, к родной земле.
Дети поют песню «Ехали казаки домой», «Конь – верный друг казака»
Казак : Друзья, ни для кого не секрет, что самый популярный герой русских былин Илья Муромец, был самым настоящим казаком. А поскольку наш конкурс – казачий, то как обойтись без показа казачьей силушки богатырской, удали молодецкой!
2. конкурс «Кто больше раз поднимет гирю».
(Участвуют папы и сыновья команд. Выносится гиря. За каждую попытку – один балл, мальчикам – три балла.)
Казачка : Да, в разных ситуациях приходилось бывать казакам. В каких только реках не поили они своих коней, какие только опасности не грозили сынам русской вольницы, но
Зоркий глаз и твердая рука
Повсюду выручали казака!
Казак с детства учился владеть оружием и эту науку необходимо было помнить всю жизнь.
3. Конкурс «Казачьи снайперы». На каждого участника – мишень и дротики. (Оценивается количество попаданий. Сначала участвуют папы, затем дети).
Ведущий объявляет результаты.
Казак : Нелегко приходилось казаку в трудную минуту. Казаки выходили на защиту своей родной Земли-матушки и провожала их вся семья.
4. Конкурс «Кто быстрее соберется в поход» (По команде семьи надевают казачье обмундирование : сапоги, портупеи и т. п., собирают котомку).
Казачка : С детства дед или отец казаки учили своих сыновей боевому искусству. Казак мог врага победить, на бегу коня остановить, мастерски владел и саблей, и кнутом.
5. Конкурс «Сбей кеглю кнутом» (Кто из детей собьет больше кеглей).
Ведущий объявляет результаты.
Испокон веков все домашнее хозяйство лежало на плечах казачек. И кухня, и стирка, и работа в поле, и воспитание детей. Но случалось так, что по какой-то причине казачка отлучалась от дома, и все эти заботы ложились на «хрупкие» плечи казака. Вот сейчас мы это и увидим!
(Выносят кукол, распашонки, пеленки и т. д.)
6. Конкурс «Когда казаки плачут»
Дети: По команде казак должен запеленать ребенка (куклу) и передать ее казачке.
Папы: Почистить лук. Кто быстрее выполнит задание.
7. Конкурс для казачек «Спеть колыбельную малышу»
Каждая казачка должна спеть колыбельную песню младенцу.
Казак (глянув на часы) : Да, время мчится, как горячий скакун! Скоро весна. Пригреет весеннее солнце и мы знаем, казак пойдет пахать землю, сеять пшеницу, выращивать животных, а их верные казачки будут кормить своих мужей, отцов, сыновей, братьев. И сегодня этой традиции не утратили станичные красавицы. Из всех куреней идет ароматный дух казачьей кухни. Прошу вас, дорогие казачки и казаки назовите блюда казачьей кухни.
8. Конкурс – «Назови казачье блюдо»
Блюда из рыбы - Казачьи поселения расселялись на берегах рек. Издавна казаки ловили рыбу – солили ее, запекали, вялили, сушили, коптили. Щерба, рыба жареная, вареная.
Кулебяка – Казак был воином, часто ходил в военные походы. Казачка собирала ему в котомку кулебяки с капустой, грибами, картофелем, рыбой.
Вареники - Их готовили с капустой, картофелем, грибами (обычная казачья пища).
Окрошка, квас, затирка.
Кисель, взвар,
Казак : Казаки не только трудились, воевали и детей растили, но и любили вечерком отдохнуть, повеселиться. Не зря в народе говорится: «Кто как пашет, тот так и пляшет».
Ребенок: Хороши привалы, где казаки запевалы.
Где казачья песня ведется, там весело живется.
Ребенок: На Дону казаку и камешек подпевает.
Казачьи песни слушать, что мед ложкой кушать.
Ребенок: Ой, веселись, храбрые казаки!
Ой, да честью, славою своей!
Казачка : Ведь у нас, в станице нашей,
Люди славные живут.
Славно сеют, славно пашут,
Славно песни все поют.
Песня: «Солдатушки, бравы ребятушки»
Ребенок: Не померкнет никогда, казачья воинская слава.
Всех поздравляем с ДНЕМ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА!
1 ребенок: Мы донские казачата мудрых прадедов внучата,
С острой шашкой и конем, мы в бою не подведем!
2 ребенок: Нам дано такое право, сохранить былую славу
Наших дедов и отцов, Дона славных молодцов!
3 ребенок: Шашка, пика, верный конь, рой наездников любимых –
С ними мы не отразимы, мчимся в воду и огонь!
Ведущая: А кто знает казачьи пословицы о коне?
Дети: «Казак без коня, что солдат без ружья»,
«Казак без коня, не казак»,
Дети: «Казак сам не поест, а коня накормит»,
«Казак с пеленок на лошади».
Ребенок: Хороши привалы, где казаки запевалы.
Где казачья песня ведется, там весело живется.
Ребенок: На Дону казаку и камешек подпевает.
Казачьи песни слушать, что мед ложкой кушать.
Ребенок: Ой, веселись, храбрые казаки!
Ой, да честью, славою своей!
Казачка : Ведь у нас, в станице нашей,
Люди славные живут.
Славно сеют, славно пашут,
Славно песни все поют.