Любовь Лаврова
Семейные творческие проекты в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Семейные творческие проекты в ДОУ.
Введение:
В «Концепции дошкольного воспитания» (1989г.) подчеркивается, что семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов дошкольного учреждения. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.
Публикация «Семейные творческие проекты в ДОУ» размещена в разделах
Если выстроить эффективную технологию взаимодействия с родителями: через: организацию интересных форм работы, основанных на сотрудничестве и взаимодействии, то можно повысить уровень привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения.
Согласно ФГОС ДО в нашем детском саду «Сказка» широко используется проектная деятельность с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Важный принцип нашей работы с родителями звучит так: «Впусти родителей в детский сад, доверяй им больше, и они с радостью будут проживать каждый день в детском саду вместе с тобой»
Цель: поиск эффективных форм привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения
Методы исследования:
- Изучение семей детей;
- Изучение семейного опыта в воспитании и обучении детей;
- Накопление и обмен семейными традициями;
- Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии;
- Привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ через организацию семейных творческих проектов и новых эффективных форм работы.
Результаты и их обсуждение:
В результате проведенной работы была отработана модель взаимодействия с семьей, в основе которой стали - семейные творческие проекты.
Результат применения семейных творческих проектов в ДОУ
-Родители стали активными участниками образовательного процесса.
- Улучшились взаимоотношения между родителями, они нашли общие интересы.
-У родителей появился интерес к работе детского сада и воспитанию детей.
-Изменился характер вопросов родителей к педагогам детского сада.
-Родители овладели необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
-Выросла посещаемость родителями мероприятий по педагогическому просвещению, их активность; участие в конкурсах, досугах, праздниках и т. д.
-Понимание родителями практической и воспитательной значимости их помощи детскому саду в хозяйственной и педагогической работе.
-Проявление интереса к активному включению в планирование образовательного процесса
Описание опыта: Семейные творческие проекты в ДОУ
Типы проектов : творческие, игровые, информационно-практический, исследовательские,
Этапы работы над проектами :
1-подготовительный
- ознакомление детей и родителей с проблемой;
- постановка цели и задач;
- планирование достижения цели, обсуждение с родителями;
-привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
2-основной
–Сбор информации, оформление и накопление материала;
-занятия, игры, продуктивная деятельность, конкурсы, акции, мастер-классы;
- самостоятельная деятельность, домашние творческие задания и другие виды деятельности совместно с родителями.
3 заключительный
-Презентация проекта, итоговое мероприятие
Сроки реализации:
долгосрочные, среднесрочные
Цель проектов :
Осуществление взаимодействия детского сада и семьи через вовлечение в творческий процесс и обмен семейным опытом в воспитании детей, семейными традициями
Долгосрочный проект «Живи родник традиций»
Конкурс «Семейный герб», «Твоё родословие, малыш», Исследовательская работа по оформлению альбом «Семейная летопись»- о своей семье, родственниках.
Проект "Я и моя семья"
Презентация «Моя семья», семейная игротека клуба выходного дня;
Проект «Маленькие открытия в моей большой семье»
Семейные посиделки, Конкурсная программа по обмену семейными традициями,
конкурс «Кулинарная книга группы «Пчёлка»,
Проект «Наше наследие»
-открытие мини-музей «Русская изба», где собраны экспонаты быта жителей нашего края, историческая хронология нашего города в документах и фотографиях. (ссылка на интернет ресурсы)
-участие в акции «Добронежец»
Проект «Книга памяти»
-участие во Всероссийском конкурсе «Великая Победа: Семейный альбом» - журнал «Дошкольное воспитание», встреча с ветеранами ВОВ, знаменитыми людьми нашего города.
- Конкурс «Письмо прадедушке» - послание Герою Бессмертного полка,
Проект «Город, в котором я живу».
- организация семейных экскурсий, фоторепортаж, альбом «Мой город» (в прошлом и настоящем)
Проект по ОБЖ «Каждый маленький ребёнок, должен знать с пелёнок»
- спортивно-игровая викторина «Знатоки правил безопасности»;
Проект «Живи долго»
- познавательная викторина «Знатоки здорового питания»
Проект «Семейных газет».
Лучший опыт семейного воспитания регулярно представляется в виде фотогазет, коллективных работ, фотомонтажей
Проект «Мои пернатые друзья»
- участие в акции «Скворушка», «Покормите птиц» – изготовление скворечников, кормушек и оформление птичьего городка;
Проект «Здоровая семья – здоровая нация»
-участие семей в спортивных мероприятиях, конкурс «Моя спортивная семья».
Проект «Экологическая тропа в ДОУ»
- участие родителей в оформлении объектов экологической тропы на участке группы. формирование «Аллеи Выпускников»- посадка деревьев. «Дорожка здоровья», метеоплощадка
Проект «Праздники в ДОУ»
- проведение семейных праздников, в которых родители и актеры, и участники.
Проект «В гостях у сказки»
-совместная постановка сказок, изготовление костюмов, декораций, театральной ширмы. Конкурс «Театр своими руками»
Проект «Волшебные краски»
-нетрадиционная техника рисования, мастер классы с родителями «Рисуем кофе», «Превращение кляксы»
проект «Школа старухи Шапокляк»
- вечерняя игротеки для детей и родителей, мастер-классы.
Проект «Играем вместе»
-создание нетрадиционного игрового оборудования, математическая ширма, игры шнуровки, пробковые игры, тренажёр «Крышкоград»,
игра «Поляна дружбы»- крышкоград,»Найди чья тень», «Сказочный город»
Проект «Книжный город»
- оформление книжного города, мини -библиотека, «Книжное дерево – семейное чтение»
Выводы:
Участвуя в семейных творческих проектах дети, родители и педагоги получают творческий импульс к развитию своих способностей, а так же эмоциональную и духовную поддержку. Дети получают возможность разобраться в той или иной информаций, а родители, незаметно для себя, с увлечением передают свои знания и опыт.
Данная форма организации общения педагогов и родителей выполняет доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, а значит, способствует изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми – протягиваются невидимые нити дружбы и сотрудничества.
Таким образом, особенностью семейных проектов признается особый эмоциональный микроклимат семьи, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, определяющее его чувство самоценности, уверенности в себе, гордости за себя и свою семью.
Главным критерием эффективности данного опыта стала активность детей и родителей во всех мероприятиях, проводимых в детском саду, искреннее желание продолжить сотрудничество в новых проектах.
Список литературы:
1. «Концепция дошкольного воспитания» (1989г.)
2. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. М., 2002
3. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М. : Мозаика-синтез, 2008.
4. Глебова С. В. Детский сад и семья: аспекты взаимодействия. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
5. Доронова Т. Н. и др. Дошкольное учреждение и семья- единое пространство детского развития. М. ,2001
6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Авт. -сост. Л. С. Киселева [и др. ]. – М. : АРКТИ, 2006. – 96 с
7. интернет -ресурсы