Рюмина Ирина
Проекты по познавательному развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение
Детский сад общеразвивающего вида «Белочка» Пуровского района
г. Тарко-Сале
экологический проект в средней группе
Воспитатель: Рюмина И. Н.
г. Тарко-Сале
Паспорт проекта
ЧТО МЫ ЗНАЕМ ЧТО МЫ ХОТИМ УЗНАТЬ ЧТО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ УЗНАТЬ
• Что есть четыре времени года.
• За зимой идёт весна.
• Весной вся природа просыпается.
• Чем занимается человек. • Почему набухают почки.
• Почему тает снег.
Публикация «Проекты по познавательному развитию» размещена в разделах
• Почему одни птицы прилетают, другие улетают.
• Почему на дороге снег растаял, а возле веранды нет.
• Как изменяется жизнь животных весной?
• Какие цветы и почему называются первоцветами? • Провести эксперимент (со снегом).
• Спросить у родителей (Исследовательский проект с родителями «Почему весной солнце светит теплее».)
• Посмотреть в интернете.
• Провести наблюдение (со снегом).
• Понаблюдать на прогулке (за первоцветами).
• Посадить рассаду и наблюдать за ростом растений.
• Почему лес называют многоэтажным домом? (найти информацию и рассказать нам).
• Собрать копилку весны.
1 Тема проекта «В гости к нам пришла весна-красна»
2 Проблема При проведении диагностики на начало года, выяснилось, что у детей недостаточно знаний о весне и её признаках, о том, как ведут себя животные и птицы в это время года, что может произойти со снегом при проведении с ним опытов и экспериментов. Дети не умеют сравнивать различные периоды весны, не воспитано заботливое отношение к пробуждающийся природе, нет представления о первых цветах весны, владеют небольшими знаниями о перелетных птицах, об их жизни в весенний период, не умеют устанавливать простейшие связи между условиями наступающего времени года и поведения животных, птиц, состоянием растительности.
3 Сроки реализации
проекта С 3.04-7.04.18
4 Вид проекта Краткосрочный, исследовательский – творческий.
5 Участники проекта Дети : средней группы
Педагоги: воспитатель группы
Родители: средней группы
6 Обоснование проекта Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса в ДОУ расширить, систематизировать и творчески применить представления дошкольников о сезонных изменениях в природе и в быту людей, о жизни животных и птиц в весеннее время года, познакомить с весенними праздниками, особенностями их празднования; исследовать разные состояния воды и снега, льда\. Содействовать развитию партнёрства и сотрудничества между специалистами и родителями в процессе совместной работы с целью педагогической поддержки членов семьи в воспитании детей.
7 Актуальность В период дошкольного детства у детей закладываются основы личностной и экологической культуры. Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть её красоту. Ознакомление дошкольников с природой — это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Приобретённые в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у дошкольников глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов. Поэтому необходимо заинтересовывать детей в происходящих вокруг них природных явлениях. Время года весна дает возможность стимулировать интерес детей и взрослых к совместной деятельности (игры, забавы, эксперименты), и позволяет устанавливать причинно – следственные связи, что способствует эмоциональному благополучию, воспитанию заботливого и внимательного отношения к живым объектам природы. Актуальность данного проекта в том, что он позволяет в условиях воспитательно – образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в весеннее время года.
8 Новизна В данном проекте используется сочетание разных видов игр дидактических, конструктивных, настольных, театрализованных, пальчиковых, подвижных, сюжетно-ролевых.
9 Цель проекта Расширение представления о весне через различные виды детской деятельности и приобщение родителей к созданию единого образовательного пространства вокруг ребенка, через познавательно-исследовательскую деятельность по изучению
природы во всех её проявлениях в весенний период времени.
10 Задачи • Развивать интерес родителей к жизни детского сада и расширять формы работы с семьей.
• углубить представления об изменениях в природе весной;
• - развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
• - привлечь внимания к окружающим природным объектам;
• - развивать умение видеть красоту окружающего природного мира;
• - творческое выражение своих впечатлений в создании декоративных композиций;
• - пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам: «Весна», «Весна в жизни зверей», «Огород на окне»; «Экосистема-лес»
• - воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой.
• -познакомить детей и родителей с коллекционированием из природного материала;
• Развивать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и льдом.
• Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту зимней природы.
• Активизировать словарный запас детей по теме «Весна»
11 Этапы работы 1. Подготовительный (мотивационный)
Цель: Ознакомить детей, родителей и педагогов с темой, целями и задачами проекта.
2. Организационный (организационный)
Цель: организовать работу с детьми, родителями и педагогами дополнительного образования; подбор иллюстративного материала по теме проекта; подбор художественной литературы по теме проекта; подбор дидактических игр, пальчиковых, подвижных по теме проекта;
Оформление уголка «Мир природы» в группе.
3. Основной (внедренческий)
Цель: внедрение дидактических, музыкальных, пальчиковых, настольных, сюжетно-ролевых игр через интеграцию образовательных областей с опытно-экспериментальной деятельностью.
4. Заключительный (обобщающий)
Цель: подведение итогов проекта.
12 Ожидаемые результаты Дети:
• Сформировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе (с приходом весны-в сё в природе оживает, животные просыпаются от зимней спячки, птицы возвращаются из тёплых краев, строят гнёзда и жилища)
• Сформировать представления о правилах поведения в природе (не ломать ветки деревьев, не пугать птиц и
•
• животных, не рвать цветы-первоцветы)
• Развивать умение замечать красоту весенней природы (деревья хоть и стоят ещё голые, но уже начинают набухать почки, появляются проталинки, первая травка и цветы-первоцветы, журчат весело ручейки)
• Расширить представления о характерных особенностях весенней природы (становится тепло, солнце ярко светит и тепло; люди надевают весеннюю одежду, животные меняют зимние шубы на летние и поэтому у животных меняется цвет шерсти. и ещё она висит клоками, тает лёд на реках, появляются первые насекомые)
• Вызвать интерес к исследовательской деятельности.
• Развивать внимание, память, мышление, сообразительность, связную речь, мыслительные способности, мелкую и крупную моторику;
Педагоги:
• Повысить знания коллег по данному проекту.
Родители:
• При совместной работе родителей и детей можно добиться следующих результатов:
• Добиться активного участия большего количества детей, а также заинтересовать родителей в совместных весенних играх, опытах и забавах (пускание корабликов по ручейкам, лепке из пластилина поделок на весеннюю тематику, посадка дома комнатных растений и лука);
• Сплочению ребенка с семьей;
• Развивать творческие способности детей и родителей в продуктивной и музыкальной деятельности.
13. Перспективное планирование
1. Подготовительный
Работа с детьми
мероприятия сроки Ожидаемый результат
Ознакомление с темой проекта, целями и задачами. апрель заинтересованность детей темы проекта.
Работа с узкими специалистами
мероприятия сроки Ожидаемый результат
Ознакомление с темой проекта, целями и задачами. аперель Знание темы, целей и задач проекта.
Работа с родителями
мероприятия сроки Ожидаемый результат
Ознакомление с темой проекта, целями и задачами.
Пополнение центров с помощью родителей материалами и
художественной литературой на тему проекта апрель. Знание темы, целей и задач проекта.
2. Организационный
Работа с детьми
мероприятия сроки Ожидаемый результат
Пополнение центров
атрибутами для игр по теме проекта
Огород на окне Апрель- 3.04-7.04. Обеспечение благоприятной
обстановки в группе
совместная деятельность посадка лука в землю, интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию растений в комнатных условиях
Рассматривание иллюстраций, картин «Весна». В течении всего срока проведения проекта Знакомство детей с репродукциями картин русских художников.
Работа с педагогами
мероприятия сроки Ожидаемый результат
Подготовка к музыкальному и физкультурному досугам 3.04-6.04 Сформированы знания о весне в музыкальных произведениях и играх, развивающих двигательную активность
Работа с родителями
мероприятия сроки Ожидаемый результат
• Опрос родителей
• «Замечают ли дети изменения в природе с наступлением весны»
• Анкетирование «Весенние прогулки»
• Сбор коллекций из природного материала,
•
•
открыток о весне, семян; 28.02. Выявление уровня знаний по данному вопросу до проведения проекта
3. Основной
Работа с детьми
мероприятия сроки Ожидаемый результат
• Внесение картин о весне, чем отличается весна от
зимы, решение проблемы: Может ли весна наступить раньше зимы?
• Дидактическая игра "Приметы весны".
• Мнемотаблица «Признаки весны»
• Беседа «Чем нам нравиться весна»
• Чтение потешек «Солнышко – колоколнышко…», «Ты, трава ль моя…», стихотворение В. Степанов «По опушке шла весна»
• Пальчиковая игра «Весна»
• Мозаика –выложи цветочек, кораблик
• Упражнения на ритмизацию «Капель», «Журчащий ручеек». - Фонетическая зарядка «Звуки весны»,
• Конспект НОД по миру природы «Весна-красна»
• Наблюдение за сосульками на крыше
• Опыт: «Лед – вода»
• Динамическая пауза «Цветок»
• Спортивная игра-забава «По следам весны»
• Наблюдения за солнцем (обратить внимание детей на то, что весной солнце светит сильнее, греет)
• С. р. и. «Путешествие в весенний лес» 3.04.18
(первая половина дня) Знакомство детей с
приметами весны; учить
думать, мыслить, рассуждать; развивать внимание, память, мышление. умение слушать литературное произведение,
мелкую моторику рук, артикуляционный аппарат
• Разучивание песенки «Веснянка»
•
• Д/и «Времена года»
• Дидактическая игра "В какие игры можно играть весной".
• Рассматривание
фотографий о весне
Чтение В. Бианки «Апрель»
Музыкально-ритмичные
движения. «Погуляем», «Ранняя весна»
• Д/и «Сложи целое»
• Чтение сказки:
«Заюшкина избушка»
• Пальчиковые игры: Капель «», «Весна - красна», «Лягушки», «Кораблик»
• Экспериментирование с вертушками: «Сила
• ветра»
• Загадки на весеннюю тематику
• Наблюдение за почками на деревьях
• С/и «Скажи красивые слова о весне»
• Конспект НОД по лепке «Подснежник» 3.04.18
(2-я половина дня) Знакомство с творческим словом русских поэтов, композиторов, со свойствами снега, развитие мышления и восприятие музыкальных произведений, чувство ритма,
пластику движений; учить образовывать
прилагательные от существительных; развивать
мелкую моторику, наблюдательность, активизировать словарь
• Просмотр презентации
• «Жизнь животных весной»
• Пальчиковая гимнастика «Мишка»
• Произношение скороговорок о весне
• Артикуляционная гимнастика «Весенний ветер»
• Рассматривание набора открыток «Весна»
• Д/и «Изменения происходящие в жизни животных весной»
• Д/и «Питание животных весной»
• Игра-триз «Что хорошо весной, а что плохо»
• Игры на подражание движениям животных
• Конспект НОД ФМЭП «В весеннем лесу»
• Д/и «Чудесный мешочек»
• Наблюдения за работой дворника (продолжать знакомить детей с рабочими профессиями, подчеркивая значимость труда для всех; познакомить с орудиями
труда, различными трудовыми операциями; воспитывать уважение к людям труда, желание помогать)
• Опыт:. «Веточка в вазе»
• С. р. и. «Магазин семян» 4.04.18
(первая половина дня). Развитие логического мышления, мелкой моторики рук, быстроты речи; формировать знания о жизни
животных в весенний период и их питании; обратить внимание на то. весной у животных происходит линька, появляются детеныши; воспитывать чувство сострадания к ним, заботливое отношение.
• Заучивание стихотворения «К нам весна шагает…»
• Дидактическая игра "У кого какой птенец"
• Д/и «Перелётные птицы»
• Беседа «Для чего строят скворечники»
• Беседа «Какую помощь птицы оказывают природе?»
• Конструирование
«Скворечник»
• Подвижная игра «Птички раз, птички два…»
• П/и «Вороны и воробушки»
• Наблюдения за птицами (уточнить представления
о строении птиц; познакомить детей с изменениями в жизни птиц с наступлением весны, рассказать о перелетных птицах)
• С/и «Подбери слово»
• Труд: очистка кормушек, наполнение их зерном, хлебом, ягодами
• Просмотр презентации «Перелётные птицы», «Кто как поёт» 4.04.18.
(2-я половина дня) Знакомить детей с перелётными птицами, с новым произведением; дать представление о том, что весной к нам возвращаются перелётные птицы, подготавливают свои гнёзда для выведения птенцов; формировать знания о назначении скворечников, о пользе, приносимую птицами природе;развивать конструктивные способности, умение работать в подгруппе сообща с опорой на образец
• Чтение экологической сказки «Весенняя сказка»
• Дидактическая игра «Что сначала, что потом»
• ОБЖ «Правила поведения на прогулке и
•
•
в природе весной»
• Беседа «Откуда весной появляются лужи и сосульки»
• Рассматривание репродукций известных художников на тему
«Весна»
• Рисование «Весеннее небо» (смешивание цветов);
• Опыт: «Таяние сосулек в группе»
• С. р и: «Ветеринарная лечебница».
• П/и «Весёлый воробей»
• Наблюдение за таянием снега и сугробами 5.04. 18
(первая половина дня) Знание репродукций художников; расширение кругозора, учить устанавливать причинно-следственные связи, цикл развития живых объектов
• Наблюдение за небом весенним
• Дидактическая игра «Подбери цветы по цвету»
• Х/игра «Пришла весна, отворяй ворота»
• Конспект НОД по
коммуникации «Составление описательных рассказов по сюжетным картинам о весне»
• Чтение стихотворения «О. Белявская «Вербочки»
• Д/и «Кто где живет?»
• С/и «Какой? Какая? Какие?»
• П/ и: «Лягушата», «Капитан», «Воробей с берёзы на дорогу прыг.»
• С. р. и. «Весенний бал»
• Развлечение совместно с музыкальным руководителем «Красавица- весна» 5.04.18.
(2-я половина дня) Учить детей характеризовать погоды зимой, обогащать двигательный опыт детей, формировать связную речь при составлении описательных рассказов по сюжетным картинам,
обогащать опыт в ролевых играх, развивать умение слушать внимательно литературное произведение; упражнять в счёте предметов в пределах 9
• Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в гости к Весне-красне»-игровой сюжет в форме путешествия
• Чтение стихотворения В. Степанов «По опушке шла весна»
• Беседа: «Одежда людей весной»
• С/и «Угадай по
описанию»
• Слушание детских песен о весне : «Звуки весны», «Весенняя капель», «Солнышко смеётся», «Солнечные зайчики»
• Конспект НОД по аппликации «Одуванчик» (из полосок бумаги или при помощи трубочек)
• Игра с зеркалом «Поймай солнышко»
• Опыт : «Что быстрее растает: кусочек льда или сосулька? Какого цвета вода талая после таяния сосульки с кусочком льда»
• Наблюдения за проталинками
• Труд на участке: собираем веточки с веранды; сгребание снега
• в лунки в деревьев; 6.04.18
(первая половина дня) Знакомить детей с особенностями в одежде зимой, отображать в продуктивно-творческой деятельности образ зимы
• Пальчиковая гимнастика «Весной на опушке»
• Беседа «Для чего нужны витамины весной»
• Математическая игра
«Посчитай сколько и который по счёту»
• Игра «Кто больше увидит и назовет»(на развитие связной речи)
• П/и «Матушка весна»
• П/и «На одной ножке вдоль дорожки»
• Наблюдение за вербой
• Опыт:. «Какого цвета талый снег»
• Чтение стихотворения З. Александрова «Одуванчик»
• Спортивное развлечение «На лесной полянке»
• С. р. и. «Магазин овощей и фруктов» 6.04.18
(2-я половина дня) Развивать мелкую моторику рук, развивать связную речь, формировать эстетический вкус, упражнять в счёте предметов, развивать двигательную активность
• Наблюдение за ветром и поведением птиц при ветреной погоде
• Беседа «Как мы узнаём, что наступила весна в нашем городе»
• Рассматривание альбома «Весна в городе и в лесу»
• Решение ситуации «Что будет, если не будут убирать снег с дорог?»
• С/и «Кто больше назовет действий»
• Прослушивание музыки: М. Глинка «Жаворонок»
• Игра «Кто выше
•
•
подпрыгнет до бабочки»
• Пальчиковая гимнастика «Птички»
• Игра «Выложи птичку их пуговиц»
• Экспериментирование
«Зависимость состояния воды от температуры»
• П/и «Веснянка»
• Театрализация сказки «У солнышка в гостях» 7.04.18
(утро) Учить детей характеризовать погоду весной, обогащать двигательный опыт детей, учить решать логические задачи, глазомер, мышление, сообразительность, развивать умение думать, рассуждать
• Беседа «Какую одежду люди одевают весной»
• Чтение М. Пришвина
«Светлая капель»
• М/и «Посчитай цветочки»
• Дидактическая игра «Разложи цветы по высоте», «Расставь птиц по порядку по их размеру»
• С/и «Доскажи словечко»
• Пальчиковая игра: «Птицы»
• Рисование «Весеннее дерево» (ватными палочками и свечой, восковыми карандашами)
• Наблюдение за явлениями природы
• П/и «Мы – веселые ребята»
• П/и «Карусель»
• Опыт:. ««Измерение уровня снега в тени и на солнце» 7.04.18
(день) Закреплять знания детей о весенних приметах, учить раскладывать предметы по размеру и высоте, упражнять в счёте предметов в пределах 9; развивать мелкую моторику рук
• Слушание музыки Чайковского «Весна», «Вивальди «Весна», украинской народ. песни «Веснянка»
• Беседа «Первые цветы»;
• Чтение Н. Сладков «Весенние радости»
• Пальчиковая игра: «Пташки», «Филин»
• П/и «Воробушки и кот»,
«Перелет птиц»
• Настольно- печатные игры: «Дикие и домашние животные», «Чей домик?», «Лото», «Разрезные картинки»
• Д/и «Четвертый лишний»
• Речевой досуг «К нам пришла весна» (Загадки о
весне, народные приметы поговорки, чистоговорки, скороговорки)
• Наблюдения за посадками и ростом растений
• Просмотр мультфильма «Весна в Простоквашино» 7.04.18
(2-я половина дня) Формировать эстетический вкус, слуховое восприятие музыкального слуха; внимание, умение слышать словесный сигнал, двигаться в пространстве не наталкиваясь друг на друга, развивать мелкую моторику рук, артикуляционный аппарат, связную речь, сообразительность,
мышление, наблюдательность
Работа с педагогами
мероприятия сроки Ожидаемый результат
Консультация «Ознакомление детей дошкольного возраста с природой весной» Среда первой недели апреля-5.04 Повышение уровня знаний коллег по экологическому воспитанию
Работа с родителями
мероприятия сроки Ожидаемый результат
Подготовка памятки:
«Безопасные прогулки с детьми весной»
Папки-передвижки: «Детские развлечения весной», «Одежда детей весной», «Весна» Первая неделя апреля Знакомство родителей с видами игр, в которые можно
поиграть со своими детьми во время прогулок; познакомить с правилами безопасного поведения во время прогулок и как надо одевать ребёнка в весенний период
Конкурс для родителей: “К нам весна пришла и тепло принесла ” (рисование рисунков совместно с детьми о весне).
Изготовление скворечников Первая неделя апреля. Привлечение родителей к совместному творчеству со своими детьми
4. Заключительный (обобщающий)
Работа с детьми
мероприятия сроки Ожидаемый результат
Оформление выставки «Весна-красна». Первая неделя апреля Привлечение детей к совместному творчеству.
Игра -эстафета «Приходи играть». Первая неделя апреля Формировать двигательную активность
Работа с педагогами
мероприятия сроки Ожидаемый результат
Показ презентации.
Развлечение «В гости к веснянке» Первая неделя апреля Знакомство с работой в
группе.
Работа с родителями
мероприятия сроки Ожидаемый результат
Оформление папки -передвижки «Весна».
Изготовление скворечников Первая неделя апреля Приобщение родителей к жизни группы и проводимым мероприятиям в
Заключение: При проведении диагностики на начало года, выяснилось, что у детей недостаточно знаний о весне и её признаках, о том, как ведут себя животные в это время года, почему происходят наводнения и чем они опасны. У детей недостаточно знаний и о весенних явлениях в природе. В конце года по итогам диагностики у детей значительно повысился уровень знаний. Таким образом, сравнительный результат показал, что знания у детей по теме «К нам пришла весна-красна» изменились. Они стали более глубокими. Дети заинтересовались жизнью живой и неживой природы, проявили желание узнать об этом как можно больше. В ходе реализации проекта наряду с поставленными задачами, у детей параллельно развились следующие положительные моменты: дети научились понимать красоту природы, высказанную словами (стихи, а так же с помощью кисти художника. Стали более чуткими внимательными к
живым объектам природы: цветам, птицам, животным. Данный проект выявил положительные результаты в работе с детьми. Полностью справился со своей задачей и может быть рекомендован для использования в других группах сада. Обогатился словарный запас детей. Повысился интерес у родителей к совместной деятельности с педагогами по воспитанию детей. Дети получили положительные эмоции.