Юлия Лапкина
Творческие мастерские как форма активного вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Так, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, утвержденному приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО, для реализации образовательной программы в ДОО должна быть создана образовательная среда, которая обеспечит, кроме прочего, открытость дошкольного образования, создаст условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Публикация «Творческие мастерские как форма активного вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция июнь 2018
Одним из основных принципов ФГОС ДО является личностно–развивающий и гуманистический характер взаимодействия родителей (законных представителей, педагогических и иных работников ДОО и детей. Одной из главных задач дошкольного образования : обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования детей. Поэтому поиск и внедрение эффективных форм привлечения родителей к жизни дошкольной образовательной организации стали приоритетными направлениями деятельности нашего педагогического коллектива.
Мы начали искать новые современные формы взаимодействия с родителями, которые позволили бы не только учесть актуальные потребности детей и родителей, но и сделать родителей своими помощниками.
Возникло много вопросов:
– Как привлечь семьи к участию в жизни группы, детского сада?
– Как сделать так, чтобы от этого процесса получали удовольствие и дети, и педагоги, и сами родители?
Одной из таких форм в МБДОУ д/с № 50 стала организация творческой мастерской с участием педагогов, воспитанников и их родителей. На встречах, которых родители общаются со своими детьми, педагогами и друг с другом, а также получают необходимые знания, умения в воспитании и развитии детей.
Почему все–таки семейная творческая мастерская? Сама творческая атмосфера встреч побуждает родителей раскрыться, поделиться своими знаниями, умениями и учиться у других, а также познать своего ребенка, его способности и возможности гордиться им. Что может служить для такого сближения? Только сам ребенок. Сотворчество родителя и ребенка, их тесное общение в творческой атмосфере, где раскрываются их таланты, где они учатся друг у друга, дают возможность взглянуть на взаимоотношения со своим ребенком по-новому. Данный вид деятельности очень значим для ребенка. Все дети испытывают дефицит общения с мамой и папой, для них очень важно играть, мастерить, рисовать, творить вместе с родителями. Ведь в процессе такой деятельности малыши гораздо быстрее учатся новому, а главное чувствуют моральную поддержку, становятся увереннее в себе и самостоятельнее
Основная цель работы творческой мастерской в детском саду – укрепление детско-родительских отношений через организацию совместной творческой деятельности.
Творческая мастерская в детском саду направлена на решение следующих задач:
1. Расширить представления родителей воспитанников о творческой деятельности.
2. Формирование заинтересованного отношения к процессу и результату совместной деятельности в творческой мастерской.
3. Развитие детско-родительских отношений на основе совместной деятельности.
4. Развитие эмоциональной сферы детей. Учит детей радоваться удачам других детей (радость при дарении поделок, выполненных своими руками).
5. Развитие творческого союза родителей (законных представителей) и ребенка, их тесное общение, где раскрываются таланты детей, потребность участия в воспитании ребенка совместно с ДОУ.
Свою работу мы строили по-этапно:
1 этап работы включал – создание нормативно-правовой базы. Мы основываемся на приказе Министерства образования и науки об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и основной образовательной программой детского сада.
На установочном педсовете было утверждено положение об организации творческое мастерской. Посредством анкетирования родителям были предложены темы встреч.
Так же первый этап работы включал работу с литературой, исследование семей, определение направлений, форм работы с семьями воспитанников и планирование, то есть создание модели программы работы с родителями по повышению их педагогической компетентности в рамках работы творческой мастерской.
Формы работы с семьей мы нашли у Т. В. Кротовой.
В основу нашей работы легла Модель программы работы с родителями по повышению их педагогической компетентности в образовательном процессе ДОО
Реализация задач Основной образовательной программы ДОУ через взаимодействие с родителями осуществлялась в нескольких направлениях:
Познавательное направление
Информационно-аналитическое направление
Наглядно-информационное направление
Досуговое направление (совместные творческие выставки, развлечения)
2 этап включал в себя – реализацию программы работы с родителями и вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО, через обучение их способам взаимодействия с ребенком в разных видах детской деятельности.
Педагог информировала родителей о проведенной работе с детьми в ДОУ и посредством заданий вовлекала их в предварительную работу по освоению нового содержательного материала с детьми.
Встречи в семейно-творческой мастерской проводятся 1 раз в месяц, согласно тематическому плану. В рамках творческих мастерских проходили и гостевые встречи, темы которых предлагались самими родителями.
Совместное творчество формирует доверительные отношения между детьми и родителями, оказывает положительное влияние на развитие ребенка. Творческий процесс стимулирует ребенка, развивает коммуникативные навыки, пассивный и активный словарь детей, раскрывается творческий потенциал ребенка. Помимо этого, совместная творческая деятельность – интересное и увлекательное времяпровождение. Организованная совместная творческая деятельность – это включение родителя в занятие ребенка. Это ситуация, в которой ребенок, столкнувшись с определенной трудностью, имеет возможность обратиться за помощь к родителю. А родитель получает возможность выполнить работу вместе с ребенком. В результате совместной творческой деятельности, общих интересов ребенок и родитель достигают взаимопонимания и становятся ближе друг к другу
Покажем на конкретном примере работу творческих мастерских. За 1 неделю до встречи в группе готовится информационное пространство : вывешивается приглашение на встречу в мастерскую
Как правило, каждая встреча в творческой мастерской требует предварительной подготовки (проведение воспитателями бесед с детьми, подготовка выступления совместно с родителями, заготовка материала).
На данном слайде представлен мастер-класс, который был проведен в сентябре месяце. Тема: «Осеннее дерево»
Цель: Создание условий для укрепления сотрудничество между детским садом и семьей и развития творческих способностей детей.
Новой формой работы стало для нас – гостевое посещение, когда родители группы могут обмениваться семейным опытом совместной творческой продуктивной деятельности.
Данная форма работы нашла отклик среди родителей и уже несколько семей в этом году организовывали гостевые встречи на базе ДОУ.
3 этап – результативный, подведение итогов работы с родителями по программе работы творческой мастерской. Родители стали активными участниками в создании РППС как в группе, так и дома.
Дома родители самостоятельно организовывали рабочее и игровое пространство в соответствии с рекомендациями педагога.
Немаловажным аспектом в работе педагога была индивидуальная работа с семьями воспитанников. В данной группе есть и многодетные семьи, и семьи, где есть опекуны, и семьи попавшие в трудную жизненную ситуацию. Индивидуальные беседы педагога и родителей, посещения их на дому, постоянный контакт с данными родителями по телефону, общение через почту группы и электронный адрес ДОУ – все это позволяло осуществлять индивидуальный подход к каждой семье и способствовать формированию педагогической компетентности родителей, и через взаимодействие решать образовательные задачи ДОУ.
Интерес к творческой мастерской среди родителей сразу возрос. На первых заседаниях присутствовало всего лишь 20 % родителей группы, к концу года процент возрос до 48%. Данные родители являются постоянными и активными его участниками. Благодаря активным родителям группы нами был создан видео-архив семейных мастер-классов.
Вывод: Подводя итог работы с родителями, мы можем сделать вывод, что данная система работы дает положительный эффект. Повысился уровень педагогической культуры родителей, родители стали больше внимания уделять детям, организуя совместную деятельность с ними, возросло взаимопонимание в семьях воспитанников.
Опыт показывает, что «творческая мастерская» является наиболее продуктивной и активной формой сотрудничества родителей, педагогов и детей. Таким образом, семейная творческая мастерская, как одна из форм взаимодействия ДОУ с родителями, помогает не только наладить эмоциональный контакт с родителями, улучшить детско-родительские отношения на основе предметной совместной деятельности, но и заложить предпосылки по формированию нравственных норм и привычек. В результате таких встреч родители сдружились, стали общаться между собой. Наши творческие мастерские помогают взрослым открыть возможности своих детей, увидеть в них равных партнеров. Впереди, у нас еще много интересных семейных встреч в рамках творческих мастерских. Планируем и дальше совершенствовать формы взаимодействия с семьей, учитывать их социальные интересы и запросы.