Ольга Мяснянкина
Консультация «Селективный мутизм у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Селективный (элективный, психогенный, ситуационный, характерологический, добровольный) мутизм – полное или частичное (ситуативное, эпизодическое) отсутствие речи при сохранном речевом аппарате.
Мутизм важно отличить от афазии (афазия - распад, утрата ранее сформированной речи, при котором частично или полностью утрачивается способность пользоваться речью и/или понимать обращенную речь) и других нарушений.
Словосочетания «селективный мутизм» переводится как «избирательная немота». То есть при селективном мутизме люди (чаще всего дети) с развитым слухом, артикуляционным аппаратом и способностью понимать обращенную речь, могут молчать в определенных условиях.
Публикация «Консультация „Селективный мутизм у детей“» размещена в разделах
Часто у детей с селективным мутизмом проявляются и другие симптомы:
- застенчивость,
- страх перед большим скоплением людей,
- трудности в поддержании зрительного контакта,
- трудности в выражении своих чувств,
- чувствительность к шуму,
- нежелание улыбаться и использовать жесты при незнакомых людях.
Психогенный мутизм – это вид селективного мутизма, состояние, при котором ребенок утрачивает способность разговаривать после пережитой психической травмы.
Существует 2 формы психогенного мутизма:
Истерический. Развивается на фоне испытанного сильного шока. Часто ему подвержены излишне эмоциональные дети. Такое состояние может длиться разное количество времени – от нескольких секунд до нескольких месяцев.
Логофобический. Молчание вызвано страхом ребенка услышать свой собственный голос.
Причинами логофобической формы могут быть разные факторы. В частности, нежелание говорить может быть связано с низкой самооценкой, когда ребенок боится критических оценок или осуждения со стороны окружающих.
Другая возможная причина – это попадание в новую языковую среду. Когда семья переезжает в другую страну, то ребенок оказывается в окружении людей, говорящих на другом языке, поэтому логофобия может возникнуть как ответ на новую для него обстановку.
Селективный мутизм может проявиться у:
- первоклассников и детей, при переходе в новую школу или с индивидуального обучения на групповое, не привыкших еще к школьным правилам,
- социально-тревожных детей, замолкающих в беспокойной ситуации или если испытывают давление от окружающих,
- детей-эмигрантов, которые стесняются своей речи из-за малого словарного запаса.
Диагноз «селективный мутизм» может поставить психотерапевт. Он опрашивает родителей, изучает анамнез, наблюдает за ребенком, проводит диагностику, чтобы исключить такие нарушения, как аутизм, шизофрения, истерическая немота, состояние шока, неврологические нарушения. Необходимо посетить и других специалистов: невролога, психолога, логопеда – дефектолога, офтальмолога и отоларинголога. Если после обследования подтверждается селективный мутизм, то специалисты назначают программу лечения.
Основным направлением лечения будет качественная психотерапия, при помощи которой специалист устранит фобии и тревожно-депрессивный синдром, наладит коммуникационные навыки. В зависимости от конкретного случая, психотерапевт будет применять методы когнитивно-поведенческой терапии, семейной терапии, арт-терапии.
Психотерапевтические тактики при необходимости дополняются занятиями у логопеда, чтобы осуществить коррекцию артикуляции, наладить произношение звуков, что значительно снизит неуверенность и тревожность пациента.
Медикаментозное лечение может рассматриваться как терапевтическая альтернатива при не поддающихся психологической терапии случаях мутизма у детей.
Пагубное влияние на все психическое развитие ребенка оказывает не только сама проблема (та, из-за которой его считают застенчивым, но и ее вторичные последствия. Одно из них – это сам ярлык «застенчивости», благодаря которому дети начинают себя таковыми считать и вообще отказываются от попыток изменить ситуацию.
Из личного опыта: мальчик, 5 лет, нарушение звукопроизношения. В группе детского сада общается избирательно, речь со знакомыми старается не использовать или использовать минимально, на занятиях сосредоточен и активен, но на вопросы, или не отвечает, или отвечает тихо и неуверенно. Из-за невозможности высказаться, из-за страха быть непонятым другими детьми и взрослыми, начал проявлять агрессию к одногруппникам в ситуации конфликта. Ситуация изменилась после того, как логопед начал коррекцию звукопроизношения. Речь ребенка выровнялась, благодаря этому у ребенка развилась уверенность в себе, и в конфликтных ситуациях он мог изъяснять свою точку зрения словами.
Чтобы справиться с селективным мутизмом рекомендуется:
- индивидуальная психотерапия с последующим переходом к групповой;
- дыхательная гимнастика (чтобы скоординировать духовные и физиологические резервы организма ребенка);
- массаж/гидромассаж (поможет успокоиться и быстро восстановиться после травмы);
- физиопроцедуры для расслабления мышц шеи и речедвигательного аппарата, которые ребенок напрягает в ситуации планируемого общения;
- фото- и арт-терапия и др;
- семейная психотерапия.
Селективный мутизм чаще встречается у детей. Безусловно, шансы на выздоровление значительно увеличатся, если родители ребенка будут принимать участие в коррекции расстройства.
При работе с маленькими детьми целесообразно использовать методологические приемы поведенческой модификации детско-родительских взаимодействий (PCIT, предложенные Eyberg и детально разработанные для родителей детей в возрасте 2-7 лет (Hembree-Kigin et al., 1995; Forehand, Long, 2002).
Эта терапия фокусируется на родителях. В ходе лечения используются техники как поведенческой, так и игровой терапии. Родители учатся играть со своими детьми, в процессе игры и через нее получая в простой для восприятия форме информацию, навыки воспитания ребенка и построения с ним взаимоотношений, способствующих снижению социальной тревоги и формированию просоциального поведения.
Можно выделить две составляющие такой терапии:
родители учатся описывать и понимать действия своего ребенка, размышляют над тем, что он испытывает, учатся замечать и хвалить его положительные действия, получать удовольствие от игры с ним;
родители учатся тому, как повысить эффективность управления дезадаптивным поведением ребенка; вместо системы поощрений и наказаний, используемых в традиционной поведенческой терапии, для модификации поведения родители стараются использовать природные, реально существующие в повседневной жизни ребенка стереотипы поведения.
Например, был случай, когда 4-летняя девочка с селективным мутизмом начала разговаривать в социально фрустрирующих ситуациях благодаря подкреплению социально адаптивного поведения при помощи «любимых кукурузных хлопьев». Каждое утро ребенок ел свои любимые хлопья из определенной чашки. Однажды эта чашка исчезла, а дома в наличии оказались только другие хлопья, которые девочка не любила. Когда семья пришла в клинику, в моем кабинете она увидела привычную чашку и любимые хлопья. За ответы, которые девочка давала на вопросы, она получала немного хлопьев из этой чашки. В дальнейшем ее начали вознаграждать «любимыми хлопьями» в школе и других социальных местах. Рассудительное использование этого метода позволило сформировать у ребенка желательное поведение.
Как родители могут помочь своему ребенку?
1. В первую очередь, нужно узнать (с помощью специалистов, есть ли какие-либо реальные трудности у вашего ребенка (речевые нарушения, задержки в развитии, и если они есть, то работать над их преодолением. В любом случае, заботьтесь об уровне информированности вашего ребенка. Чтобы общаться и вести разговор, нужно достаточно знать, в этом очень хорошо помогает совместное чтение и обсуждение прочитанного.
2. Проанализируйте свой стиль воспитания, не является ли он «гиперопекающим» или «потворствующим», или наоборот, чрезмерно строгим, «авторитарным». Наиболее благоприятным для застенчивых детей является «демократический» стиль воспитания. Важно, чтобы в семье все придерживались одного стиля, единых правил и требований ко всем детям. В семье наиболее благоприятна атмосфера защищенности, поддержки и любви. Доброта, внимание и готовность всегда выслушать ребенка дадут ему понимание, что к нему всегда прислушиваются, что бы он не сказал.
3. Исключите физические наказания. Всегда лучше объяснить на словах, что именно делать нельзя и почему.
4. Выполняйте свои обещания, дети всегда доверяют словам близких взрослых.
5. Поощряйте и развивайте самостоятельность ребенка (подумайте, что вы делаете за ребенка из того, что он мог бы делать сам). Позволяйте ребенку идти на разумный риск и переносить поражение – только так он научится адекватно относиться к ошибкам.
6. Учитесь правильно оценивать ребенка. Не стоит его хвалить за то, что дано ему от природы (красивая внешность, ум). Хвалите его всегда за конкретные достижения и действия, при этом стараясь отметить не его замечательные личные качества, а сам результат. Вместо: «Молодец, какой ты умный», скажите: «Молодец, ты решил трудную задачу!» Или: «Я горжусь тобой, ты помог другу!» Помните, что уверенность вырабатывается за счет успешного выполнения трудных задач. Начать можно с малых дел, постепенно поднимая планку.
7. Ходите в гости, к друзьям, при этом демонстрируйте ребенку собственные дружелюбие и приветливость. Обучайте ребенка принятым в обществе ритуалам приветствия, прощания, знакомства. Можно заранее в игре проигрывать роль ребенка («Что бы ты сказал…», «как бы ответил…»).
8. Попробуйте сменить окружение вашего ребенка. Если селективный мутизм возник из-за психологической травмы или конфликта со сверстниками или педагогами, целесообразным будет сменить детский сад или школу/гимназию.
9. Проводите больше времени вместе. Смотрите мультфильмы, читайте книги, сказки, рассказы по возрасту, обсуждайте увиденное и прочитанное, учите озвучивать свои впечатления и желания, задавая наводящие вопросы о том, что бы он чувствовал и как бы повел себя на месте героев. : «Что именно тебе понравилось в этой истории?», «Почему ты думаешь, что герой повел себя неправильно?», «Какую книгу мы сегодня почитаем?». Важно обращать внимание ребенка на других людей, их чувства, мысли, стараться пробудить в его душе сострадание к чужим бедам.
10. Играйте чаще в веселые подвижные и ролевые игры, в которых нет ситуации соревнования. Используйте игры, направленные на развитие мимики и жестов, ловкости. «Угадай эмоцию», «Изобрази животное», «Разговор с глухим человеком – жестами». Привлекайте в эти игры других доброжелательных взрослых.
11. Если специалисты определили, что у ребенка элективный мутизм, не нужно делать постоянный акцент на том, что ребенок не разговаривает с другими людьми, не стоит его просить и настаивать на этом, так вы только усилите его упрямство и уделите излишнее внимание нежелательному поведению. Помните, что такая патологическая застенчивость является следствием, и избавиться от нее можно, только устранив причины.
«Родители и учителя, стимулируя появление диалоговой речи у девочки с селективным мутизмом, действовали достаточно напористо, делали девочке незаслуженные комплименты, льстили, пытались подкупить, умоляли.»
Дети с социальной тревогой боятся любого внимания, поэтому чрезмерное внимание, уделяемое ребенку при попытках разговорить его, может вызвать состояние фрустрации и растерянности.
12. Не обращайте внимание на то, что ребенок «вдруг замолкает» или постоянно обижается в каких-то ситуациях и не называйте его «застенчивым», «стеснительным», «неуверенным в себе» как при нем, так при других людях. Игнорируйте такое поведение и поощряйте его любые попытки взаимодействия со взрослыми и другими детьми.
Профилактикой заболевания будет соблюдение простых правил:
- дать возможность выбора ребенку;
- дать право выражения эмоций;
- прививать ребенку навыки самостоятельности;
- научить принимать свои неудачи и ошибки;
- позволить высказывать свое собственное мнение.