Ирина Загребельная
Секреты памяти, опыт и перспективы развития
▼ Скачать + Заказать документы
СЕКРЕТЫ ПАМЯТИ
Загребельная Ирина Леонидовна,
Воспитатель,
МБДОУ Д. с. №7 «Светлячок» компенсирующего вида,
РФ, г. Ногинск,
E-mail : zagreba30@mail.ru
Память имеет прямое отношение к мозгу и вовлекается, можно сказать, в любую деятельность. Она является частью нашего самосознания, эмоциональности, интеллекта. Память не локализуется в каком либо одном участке мозга. Ее работа основана на деятельности нейронных связей, которые обрабатывают и сохраняют различные виды информации, находящейся в разных отделах мозга. Когда какая-то информация поступает в память, то происходит одновременная активация огромного количества нейронных соединений, поэтому в создании воспоминаний участвует большая часть головного мозга. Закрепление информации и ее воспроизведение зависят от работы запоминающих систем и отделов, отвечающих за восприятие сигналов (зрительных, звуковых и др.). Например, кратковременная память задействует нейронные системы лобных долей коры больших полушарий ; двигательная память задействует некоторые подкорковые структуры, мозжечок ; семантическая – задействует кору больших полушарий мозга; эпизодическая память задействует лобные зоны коры больших полушарий, гиппокамп, таламус. Специалисты считают, что основную роль в запоминании играет гиппокамп. Он относится к лимбической системе. Она находится в глубине головного мозга, на уровне височных долей, обеспечивая связь между разными видами информации, в различных отделах мозга. Функция гипокамппа- это перенос зафиксированной информации из кратковременной памяти в долговременную, т. е. закрепляются воспоминания, хранящиеся в разных отделах мозга. Разрушение гипокамппа приводит к потере способности усваивать новую информацию. Самое распространенное заболевание, нарушающее деятельность мозга – болезнь Альцгеймера. Она заключается в необратимом снижении интеллекта. Его первые признаки - специфические нарушения памяти.
Публикация «Секреты памяти, опыт и перспективы развития» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Центра памяти в мозгу не существует. Вещество головного мозга состоит из ста миллиардов нервных клеток. Каждый нейрон способен очень быстро образовывать контакты с 10 тысячами других нейронов. Ежедневно человек задействует только около 40% нейронов мозга. Это происходит потому, что обычно человек производит одни и те же повторяющиеся действия. Если мозг загружен недостаточно, то память начнет слабеть. Подсчитано, что почти каждый второй человек старше 50 лет жалуется на ухудшение памяти. В пожилом возрасте обработка информации и извлечение воспоминаний из памяти происходит медленнее. Но возраст не влияет на способность приобретать новые знания. Известно, что в состоянии стресса человеку намного труднее сосредоточиться, поэтому поступившая информация в памяти закрепится непрочно, человек быстрее ее забудет. Наш мозг потребляет около 5 г глюкозы в час. Для правильного питания мозга глюкоза должна непрерывно поступать в кровь. Поэтому в пище должны присутствовать «быстрые» легкоусвояемые сахара и «медленные», которые долго расщепляются. А курение, увлечение алкоголем, малоподвижный образ жизни, повышенное артериальное давление, диабет существенно снижают работу мозга и памяти.
В работе с детьми часто требуется запоминать стихотворения, тексты, помнить последовательность развития сюжета. Для лучшего запоминания текста можно применять следующие методы.
При заучивании наизусть какой-нибудь информации человек сталкивается с ограниченным объемом памяти. Обычно при заучивании каких-то частей текста предыдущая выученная информация забывается. Поэтому приходится все время возвращаться к началу. Если, выучивая следующую часть текста приучить себя быстро вспоминать все предыдущие, то процесс запоминания улучшится. Таким образом, объем информации увеличивается. В этом состоит метод увеличения объема.
Этому способствует дидактическая словесная игра «Бабушкин чемодан». Участники садятся в круг. Первый участник говорит фразу: «Бабушка положила в свой чемодан (кружку)» – добавляет любое слово. Каждый следующий участник повторяет всю фразу сначала, добавляя свое слово. Второй участник : «Бабушка положила в свой чемодан кружку, …рогатку.» Третий : «Бабушка положила в свой чемодан кружку, рогатку, слона». При этом чем необычнее предметы будут перечисляться, тем успешнее будет процесс запоминания, ведь задействуется эмоциональная составляющая. У участников многие слова вызовут смех, удивление, желание придумать что-то оригинальное. Если участники путаются, пропускают слова, то игра начинается снова, при этом участники могут пересесть на другой стул. Можно проводить игру, меняя направление - от последнего участника к первому.
Детям бывает сложно выучить стихотворение. Если ребенок выговаривает почти все звуки, можно применить метод увеличения объема и скоростного воспроизведения. Например, стихотворение Кнушевицкой А. Н. «Портной». Сначала учим первую строчку:
Посмотри, зимой и летом - каждую строчку повторяем 4 раза с ускорением,
делая акцент на первом слове. Затем учим вторую :
Заяц, белка, серый волк … - также повторяем с ускорением. Потом соединяем
Обе строки и повторяем с ускорением 5 раз: Посмотри, зимой и летом
Заяц, белка, серый волк … Затем учим третью строку с ускорением :
Хорошо всегда одеты …
Соединяем три строки, повторяем 5 раз:
Посмотри, зимой и летом
Заяц, белка, серый волк
Хорошо всегда одеты… Затем учим четвертую строчку тем же способом:
Видно, в шубах знают толк. И объединяем все четверостишие, повторяя 5-6раз.
Таким же способом учим и второе и следующие четверостишия. Материал запоминается быстро, когда произносите первую строчку, вторая уже сама «всплывает» в голове. Если повторять стих с ускорением в течение недели каждый день, то он не забудется практически никогда. Таким образом можно выучить любую информацию.
Существуют и другие способы запоминания. Возможности нашего мозга еще не разгаданы!
Список использованных источников
1) Бондаренко А. К. «Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада». М., «Просвещение», 1974, с. 87.
2) Ильин А. М. «Букварь 21 века». Санкт-Петербург, ТОО «Лейла», 1998, с. 54-57
3) Гл. ред. Ярошенко Н. «Как улучшить память», по изд. Le Grand Livre de la Memoire? 2004, с. 14