Елена Кутаркина
Сценарий «Знакомство с русской ложкой»
▼ Скачать + Заказать документы
«Знакомство с русской деревянной ложкой»
Цель: знакомство воспитанников с историей русской ложки, расширение представлений о ложке как о столовом приборе и музыкальном инструменте.
Задачи:
• развивать интереса к укладу, быту и традициям русского народа;
• развивать творческие способности и познавательную активность;
• воспитывать уважение к русскому народному творчеству.
Публикация «Сценарий „Знакомство с русской ложкой“» размещена в разделах
- Ложка. Все о ложках для детей
- Посуда. Все о посуде для детей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» май 2022
Методы обучения: беседа, объяснение, демонстрация, метод иллюстрации, игровые методы, практическая работа (исполнение песен, игра на ложках).
Оборудование для педагога: проектор, экран, компьютер, деревянные ложки.
Музыкальный материал:
«Ах, какие ложечки» сл. и муз. О. Н. Васьковской;
«Расписная ложка» Н. И. Сухова;
«Ложки деревенские»;
«Бабушка, испеки оладушки»;
«Приготовили ладошки» - средняя группа;
Ход МЕРОПРИЯТИЯ.
Ведущий : Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим!
Садитесь поудобнее, пусть сегодня наша встреча будет приятной и принесёт радость и удовольствие! Итак, начнём наш праздник!
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ,
Об искусниках-умельцах,
На весь мир молва идёт.
-И чего только народные умельцы не делали: и посуду, и мебель, и игрушки, и музыкальные инструменты.
Вот чудесный мешочек,
Вам, ребята, он дружочек.
В мешок руку опусти,
Что лежит там – покажи! (ребёнок достаёт ложку деревянную)
Ребё нок:
Деревянной ложкой есть –
Просто наслажденье.
Славим прадеда Семёна за изобретение.
Расписная, легкая, нет её нужней.
С ней и щи отменные, и кисель вкусней!
Под музыку выходят дети с ложками, встали в один общий круг.
Песня «Ах, какие ложечки»
(слова и музыка О. Н. Васьковской).
Ведущий : Сегодня мы с вами будем говорить о старинной деревянной русской ложке. Узнаем, когда она появилась, как к ней относились в старину.
Дети читают стихи:
Ребё нок:
Это - ложка,
Это - чашка.
В чашке - гречневая кашка.
Кашки гречневой не стало!
Ребё нок:
Ложка – труженик простой,
Кран подъёмный городской.
Набирай скорей на ложку
Кашу, суп или картошку.
Поднимай быстрее грузы,
Отправляй их прямо в пузо.
Ребё нок:
Доедай всё сам до крошки,
Чтоб быстрей бежали ножки,
Чтобы ручки, глазки, ушки
Подрастали у Андрюшки.
Ведущий : Ложки на Руси появились очень давно. Сначала их лепили из глины или выпиливали из костей животных, рогов баранов и козлов. В ход шли и морские раковины, и рыбьи кости… Самый распространенный материал для изготовления ложки на Руси — древесина. Их делали из сосны, берёзы, ольхи, рябины, липы, дуба, яблони. Сначала заготавливали небольшие деревянные брусочки – баклуши.
Вы слышали такое выражение – «бить баклуши»? (Ответы детей.)
Считалось, что бить баклуши – это самая простая работа при изготовлении ложек, выполнял её часто самый ленивый подмастерье или ученик. Поэтому и сейчас, когда хотят сказать, что кто-то ленится или бездельничает, говорят: «Баклуши бьет!» .
-А вот у опытного мастера процесс производства деревянной ложки, начиная с простейшей топорной заготовки - "баклуши", занимал 20 минут. Изделия ложкарей пользовались большим спросом.
Ведь без своей персональной ложки не мог обойтись ни один человек.
Мастера старались сделать ложки красивыми, расписывали и украшали их резьбой. Готовые ложки покрывали лаком и обжигали в печи.
Звучит музыка В. Шаинского «Антошка», выходит Антошка.
Антошка:
Я ложкой люблю есть пирожное,
Варенье, повидло, мороженое,
Рассольник и кашу, бульон и окрошку.
Вот сколько всего можно вычерпать ложкой. (плачет)
Ну вот куда же я дел свою большую ложку?
Идёт к детям, забирает у них ложки
Во-от, для варенья – нашёл, для сахара – нашёл,
для повидла – нашёл, а для каши – нет! (хнычет)
Ведущий.
Здравствуй, Антошка, а ты зачем наши ложки забрал?
Антошка:
А это ничьи были. Я тут хожу, хожу, даже уже устал! Я свою большую ложку ищу, а нашёл только такие – ма-аленькие какие-то, даже каши как следует не зачерпнешь! Хочу, хочу БОЛЬШУЮ! (ударят ложку об ложку, и замирает, слыша звуки) Ого, они ещё и дразнятся!
Ведущий.
Нет, Антошка это не простые ложки, а музыкальные. Ведь ложками можно не только кушать, на них можно и играть.
Антошка:
А я и не слышал ничего об этом, да и вообще, разве могут они играть, чтоб мне танцевать захотелось, это же ложки – так, деревяшки.
Ведущий.
Да, правильно ты заметил, Антошка – ложки делают из дерева. Ребята, вы знаете, откуда появилась ложки? И почему ими не только кушают, но и на них играют?
Садитесь поудобнее я расскажу вам о возникновении русской ложки. (дети садятся на стульчики)
Просмотр презентации «История возникновения ложки»
Ведущий.
• Изначально ложки были предметом домашнего обихода. Их делали из осины, берёзы, ольхи и липы.
• Специальными инструментами из баклуши вырезали ложку, обрабатывали её, чтобы сделать гладкой и удобной.
• Мастера старались сделать ложки красивыми, расписывали и украшали их. Именно поэтому ложки из разных областей России отличаются друг от друга. Росписью украшены– хохломские; выжиганием – вятские.
• Готовые ложки покрывали лаком и обжигали в печи.
• Это и старинный предмет быта, и музыкальный инструмент.
• Людей, которые играют на ложках, называют ложкари.
Антошка:
Хочу также! Ложкарем буду! Что тут сложного: стучи, да стучи себе, вот смотрите (ударяет ложками, берёт их не правильно) какие -то ложки у меня неправильные!
Ведущий :
Правильные у тебя ложки, Антошка, просто чтобы уметь на них играть, как и на любом музыкальном инструменте, нужно учиться. Вот теперь, когда мы узнали историю ложки, настало время познакомиться с ними ближе. (раздает ложки детям, предлагает их рассмотреть)
-Ложка состоит из черенка и черпака (от слова черпать). Держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Ударяя ложку об ложку, получается красивый звук. Давайте покажем Антошке.
-Очень важно бережно относиться к любому музыкальному инструменту, поэтому во время игры нужно аккуратно ударять, чтобы ложки не разбились.
-Сейчас вместе, дружно попробуем сыграть на ложках.
ПЕСНЯ «ЛОЖКИ ДЕРЕВЕНСКИЕ»
Антошка:
Ой, как здорово! Вы прямо как артисты. А мне даже петь захотелось.
Ведущий:
Ты прав, Антошка, как услышишь красивую да задорную русскую музыку, не только ноги в пляс идут, но и петь хочется.
Антошка:
А что тут сложного, вот я и петь, и играть могу. (играет и поет не ритмично, невпопад)
Ведущий.
Опять, Антошка, ты торопишься. Всему надо учиться.
Антошка (ходит ищет ложку по залу, везде заглядывает)
Ребята, а мою-то большую ложку вы не видели, а?
Дети.
Нет!
Ведущий.
Ребята, давайте поиграем на ложках, может, Антошкина ложка услышит и захочет с нами тоже поиграть, да и покажется нам.
Антошка.
Меня уже бабушка дома ждёт, напекла мне оладушки, а я всё ищу ложку, куда же она подевалась?
Ведущий.
Наши дети знают песню про бабушку и оладушки. Послушай.
ПЕСНЯ «БАБУШКА, ИСПЕКИ ОЛАДУШКИ»
Ведущий : Много умельцев в России, которые изготавливают и расписывают ложки. «Ложкарной столицей» называют город Семёнов, там изготавливают ложки, ковши, шкатулки, матрешки и другие деревянные сувениры. Жители города поставили памятник Семёну Ложкарю, который в древности прославился тем, что изготавливал красивые и удобные ложки.
Ребёнок.
Сделать ложку лишь полдела,
Нужно, чтоб она запела.
«ПРИГОТОВИЛИ ЛАДОШКИ»
Средняя группа.
После исполнения дети выходят из зала.
Антошка.
Даже такие маленькие умеют играть на ложках! Я тоже хочу научиться.
Вы и пели, и играли,
А мою ложку не видали? (хнычет)
Ведущий (показывает большую ложку)
Антошка, может, ты эту ложку ищешь?
Антошка.
Да! Это моя большая ложка. Я теперь буду беречь ложечку, ведь столько труда люди потратили, чтобы она вот такая красивая нам в руки попала.
Ведущий :
Время быстро пролетело.
Жаль, нам честно говоря.
Не забудьте эту встречу.
И спасибо ложкарям!
ПЕСНЯ «РАСПИСНАЯ ЛОЖКА»
сл. и муз. Н. И. Сухова.
Ведущий.
Ну и напоследок напутствие от предков: "Живите на красную ложку!" Это когда праздник каждый день. Чего и вам желаю!