Татьяна Скрягина
Сценарий занятия «Покормим птиц зимой» в технологии «Ситуация» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: Познавательное развитие
Возрастная группа : 6-7 лет, подготовительная группа
Тема: Покормим птиц зимой
Основные цели:
Формировать представление об особенностях питания разных видов зимующих птиц;
Формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;
Формировать положительный опыт использования способа преодолевания затруднения - «если что-то не знаю, спрошу у того, кто знает»;
Развивать внимание, речь, логическое мышление, воображение.
Публикация «Сценарий занятия „Покормим птиц зимой“ в технологии „Ситуация“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Зимующие птицы. Сценарии развлечений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Подготовительная группа
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы зимующие. Сценарии развлечений и мероприятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Сценарии зимних календарных праздников
- Сценарии зимних развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
Формировать представление о том, что человек – часть природы, и что он должен беречь, охранять и защищать ее.
Дидактические материалы: Презентация, продукты (пшено, хлеб черный, хлеб белый, семечки, сало, чипсы, фисташки, желуди, апельсиновые корочки, овес, сушеные ягоды рябины, семена клена и ясеня, шишки ели и сосны) в прозрачных пластиковых баночках, картинки зимующих птиц и картинки продуктов (пшено, хлеб черный, хлеб белый, семечки, сало, чипсы, фисташки, желуди, апельсиновые корочки, овес, сушеные ягоды рябины, семена клена и ясеня, шишки ели и сосны).
Оборудование: Мультимедийный проектор.
Краткая аннотация к работе: В рамках данной образовательной ситуации у детей формируется представление об особенностях питания разных видов зимующих птиц, воспитывается чувство бережного отношения к природе. Детская цель – помочь птицам дожить до весны, покормить их. Занятие разработано в технологии «Ситуация», которая помогает детям формировать опыт преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает», почувствовать радость успеха и чувство ответственности за зимующих птиц.
Ход образовательной ситуации
I. Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать знания об окружающем мире, развивать речь.
Воспитатель собирает детей возле себя и предлагает вспомнить, какое сейчас время года.
Воспитатель: Какое сейчас время года? Вы любите зиму? За что? Какая бывает зима?
Раздается звон колокольчика, входит Зима.
Зима: Здравствуйте!
Воспитатель и дети здороваются.
Воспитатель: Здравствуй, Зимушка-зима. Входи, гостьей будешь.
Зима: Правильно вы сказали, что бываю я морозной.
Морозы жестокие
В этом году!
Тревожно за яблоньки
В нашем саду.
Тревожно за Жучку:
В её конуре
Такой же морозище,
Как на дворе.
Но больше всего
Беспокойно за птиц —
За наших воробышков,
Галок, синиц.
Поможем ли мы
Беззащитным таким?
(Ждет ответа детей.)
Поможем! Их надо кормить,
И тогда
Им будет легко
Пережить холода.
Воспитатель: Да, птицы зимой больше страдают от голода, чем от холода. Из десяти синиц лишь три доживают до весны, остальные умирают от голода.
Зима: Хотите помочь птицам дожить до весны, покормить их? Сможете?
II. Актуализация знаний.
Дидактические задачи: актуализировать знания об особенностях разных видов зимующих птиц : их название, особенности внешнего вида, миграционных особенностях (зимующие и перелетные, тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, логическое мышление, речь.
Зима: Много кормушек в вашем детском саду (презентация, слайд 1 – кормушки детского сада, какие птицы прилетают на них? Дети перечисляют зимующих птиц. Как можно одним словом сказать: какие это птицы? (зимующие) А какие птицы улетели в теплые края? Как их называют одним словом? (перелетные)
Зима: Посмотрите, на кормушку прилетели птицы. (На экране появляется кормушка с птицами) Предлагаю поиграть в игру «Узнай по описанию» - сначала я опишу птицу, а вы ее узнаете, потом кто-то из вас будет описывать птицу, а остальные узнавать.
Дидактическая игра «Узнай по описанию» (слайд 2)
Зима: Теперь послушайте и догадайтесь, какая птица поет.
Дидактическая игра «Узнай по голосу» ( слайд 3: по порядку - дятел стучит, дятел поет, воробей чирикает, синица тинькает, снегирь, сорока стрекочет, ворона каркает, сова ухает)
В процессе узнавания голосов птиц, воспитатель обращает внимание детей, что ворона каркает, воробей чирикает, синица тинькает, сорока стрекочет, сова ухает.
III. Затруднение в игровой ситуации.
Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для получения знаний об особенностях питания некоторых видов зимующих птиц, формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания, развивать речь.
Зима: Я принесла корм для птиц (обращает внимание детей на корзину с продуктамив прозрачных пластиковых баночках). Вы знаете, чем можно кормить птиц, а чем нельзя? Тогда отберите продукты, которыми можно кормить птиц. Необходимо разложить продукты на кормушки: на кормушку в зеленой рамке – разрешенные, на кормушку в красной рамке – запрещенные.
Дидактическая игра «Можно-нельзя»
Дети приступают к выполнению задания, но наверняка возникнет затруднение – останутся продукты, о которых дети не знают – пригодны ли они для кормления птиц или нет.
Воспитатель: Сможем мы покормить птиц? Почему не сможем? (потому что не знаем точно, чем можно кормить птиц, а чем нельзя)
Что же нам нужно сделать? (узнать, какие продукты подходят для кормления птиц, а какие - нет)
IV. Открытие нового знания.
Дидактические задачи: сформировать знание об особенностях питания разных видов зимующих птиц, формировать положительный опыт использования способа действий «если что-то не знаю, спрошу у того, кто знает», развивать мышление, речь.
Воспитатель: Что нужно сделать, если чего-то не знаешь, но хочешь узнать? (посмотреть в книге, в интернете, спросить у кого-то, попробовать догадаться самому). Что будем делать? Скорее всего, дети предложат спросить у кого-то или посмотреть в интернете. Останавливаются на варианте «посмотреть в интернете», воспитатель набирает в поисковой строке вопрос «Чем можно кормить птиц зимой?», открывает заранее подготовленные слайды (слайды 4-8)
Воспитатель: Даже в зимнее время каждый вид птиц питается определенным кормом. От того, что вы насыплете в кормушку, будет зависеть и видовой состав птиц–посетителей.
Просо, овес, пшеница
Излюбленным кормом некоторых птиц являются семена различных растений, особенно злаков. Насыпав в кормушку просо или овес, вы привлечете к ней воробьев, щеглов, зеленушек и других зерноядных птиц.
___
Семена подсолнечника
Наиболее универсальный корм для зимующих птиц. Его могут поедать как различные зерноядные птицы, так и синицы, поползни, дятлы и т. д. Большое количество растительных жиров внутри семян подсолнечника делает их важным источником энергии в условиях зимних холодов.
___
Сало, мясо
Эти продукты также можно использовать для зимней подкормки птиц. Их очень любят синицы, поползни и некоторые другие виды птиц. Но стоит помнить, что птицам можно предлагать только несоленое сало или мясо. Как правило, кусочки сала нанизываются на бечевку, которая вешается на ветвях деревьев или кустарников.
___
Сушеная рябина и боярышник
Ягоды рябины и боярышника привлекают самых красивых зимних обитателей Москвы — снегирей и свиристелей. Плоды нужно заготовить и высушить заранее, с осени.
___
Семена клена и ясеня
Различные виды кленов и ясеней — одни из самых обычных деревьев зеленых насаждений Москвы. Семена этих деревьев носят название крылатки. Большая их часть облетает с деревьев осенью и становятся недоступными для птиц. Крылатки собирают осенью и вывешивают на кормушки. Их любят поедать снегири, свиристели и некоторые другие посетители птичьих столовых.
Шишки, желуди, орехи
Шишки служат основой зимнего рациона дятлов и клестов. Сойки с осени делают запасы желудей, пряча их в укромных местах. Зимой припрятанное пропитание служит хорошим подспорьем. Заготовив с осени шишки, орехи и желуди, вы можете привлечь на свою кормушку не только дятлов и соек, но и белок.
Запрещенный рацион
Есть такие продукты, которые пернатым противопоказаны. Это, во-первых, все жареное и солёное. При поедании солёной пищи в организме птиц происходит переизбыток соли, происходит отравление организма.
При жарке жиры наносят сильный вред печени.
Также нельзя использовать испорченную пищу, прогорклое зерно, заплесневелые, затхлые продукты. Они содержат в себе сильные отравляющие вещества. Нельзя давать птицам и пшено. В отличие от проса пшено лишено оболочки, что приводит к появлению на его поверхности вредных веществ. Мы перед варкой всегда моем эту крупу, птицам же на сыром пшене она достаётся в полном объёме.
Опасен для птиц и чёрный хлеб – он вызывает сильное брожение в кишечнике птичек.
Воспитатель: Теперь сможем разложить оставшиеся продукты?
Дети завершают игру «Можно-нельзя»
V. Включение нового знания в систему знаний.
Дидактические задачи: тренировать умение выбирать продукты, пригодные для кормления разных видов зимующих птиц, формировать опыт самопроверки.
Зима: Теперь вы точно знаете, чем можно кормить птиц, а чем нельзя. Даже знаете, что разные виды птиц любят разные продукты. Попробуйте разложить продукты по предпочтению птиц.
Дидактическая игра «Покорми птиц»
VI. Осмысление (итог) занятия
Дидактические задачи: сформировать опыт фиксирования достижения запланированного результата и условий, которые позволили его достичь.
Воспитатель: Дети, теперь мы можем покормить птиц? Почему мы можем это сделать?
Зима: Вот разрешенные продукты для птиц, которые вы отобрали. Одевайтесь, идите кормить пташек. Теперь им мой мороз не страшен. Да помните, если начали подкармливать птиц, то делайте это регулярно:
Если начал птиц кормить,
Ты уж не бросай!
И пустой кормушку ты
Им не оставляй!
Так доверчивы они,
Верят нам, как дети.
Помни – ты их приручил,
Ты за них в ответе!
Самая большая ценность в мире – жизнь, своя, чужая, жизнь животных, растений, птиц. Одна кормушка может спасти от смерти до 50 синиц за зиму. Одна синица спасает от вредителей до 10 деревьев за сезон. Одно небольшое дерево обеспечивает кислородом 3 человек. Помните об этом!
(прощается, уходит).
Дети собираются на прогулку, где раскладывают подкормку для птиц в кормушки. Во время прогулок регулярно подкармливают птиц, наблюдают за посетителями «Птичьей столовой».
Комментарии к сценарию :
Занятие относится к разделу «Ознакомление с окружающим миром» образовательной области «Познавательное развитие». Детский сад находится в зеленой зоне, на территории много деревьев и кустарников, дети наблюдают за многообразием птиц, часто можно видеть белок. Поэтому занятия такой тематики очень актуальны для нашего детского сада.
При составлении сценария использовались интернет-ресурсы:
https://www.rbcu.ru/campaign/6420/
https://v-dozor.narod.ru/pomogi_zpt.htm