Светлана Копылова
Сценарий занятия по обучению грамоте в старшей группе «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: звуковой анализ слова «ручка».
Задачи: Вовлекать детей в речевую деятельность через решение проблемных ситуаций и выполнение различных заданий;
Упражнять в умении придумывать слова со звуком «р»;
Развивать умение определять позицию звука в слове (в начале, середине, конце слова);
Формировать умение находить в словах чаще всего встречающийся звук;
Упражнять в умении делить слова на слоги;
Развивать внимание при нахождении звука в тексте;
Формировать умение самостоятельно составлять схему слова «ручка»;
Воспитывать умение работать в парах и сообща.
Публикация «Сценарий занятия по обучению грамоте в старшей группе „Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
Познакомить с многообразием значения слова «ручка».
Материал: 2 письма от сказочника, карточки со звуками Р, У, Ч, К, А (на обратной стороне карточки написано задание, аквариум с ракушками, утюг, три домика с тремя окошечками (одно из них закрашено для определения позиции звука в слове, утка, гусь, кенгуру, акула, улитка, удав, курица, какаду, зубр (карточки, чайник, колобок, автобус, ручки на каждого ребенка, карточки со словами (не больше пяти), в которых есть звук «а», тарелочки с фишками: 3 синего цвета, 2 красного и 1 зеленого, карточки с пятью окошечками.
Ход:
В разных концах группы до занятия приготовлены задания.
Воспитатель вносит в группу письмо со словами: «Я сегодня шла на работу и встретила почтальона. Почтальон попросил меня передать письмо детям старшей группы. Кому же оно предназначено?» Дети: «Нам». Отдаю письмо детям, они его открывают: «Там что-то написано». Воспитатель: «Надо его прочитать». Дети: «А мы не умеем». Воспитатель: «А кто умеет читать?» Дети: «Вы». Читаю письмо: «Здравствуйте, ребята! Я знаю, что вы очень любите читать сказки. И только я собрался написать для вас новую сказку, как обнаружил, что пропал один волшебный предмет, который помогает мне в написании сказок. Чтобы найти его, вам нужно пойти туда – не знаю куда и принести то – не знаю что. А узнать, что же за предмет у меня пропал, вам помогут мои подсказки.
Очень надеюсь на вашу помощь».
Воспитатель: «Очень странное письмо. Интересно, от кого же оно?» Дети: «От сказочника». Воспитатель: «Почему вы так решили?» Дети: «Потому что сказочники пишут сказки». Воспитатель: «А куда же мы с вами пойдем искать волшебный предмет?» Дети высказывают предположения. Обращаю их внимание на подсказки: «Давайте попробуем найти подсказки». Ищем с детьми ракушку, находим ее в аквариуме. Рядом лежит карточка со звуком «р», на ней задание: «Придумать слова на звук «р». Дети придумывают слова. Воспитатель: «А вы помните, что мы должны принести то – не знаю что? Что же мы возьмем?» Дети: «Карточку со звуком «р». Ищем следующую подсказку утюг, находим карточку со звуком «у», на ней задание: «В зоопарке звери вышли погулять и забыли, кто из них в каком домике живет. Помогите им попасть домой». Дети определяют позицию звука «у» в словах утка, гусь, кенгуру, акула, улитка, удав, курица, какаду, зубр, раскладывают карточки с животными около домиков. Забираем с собой звук «у», ищем следующую подсказку чайник. Дети около чайника с питьевой водой находят карточку со звуком «ч», на ней задание: «Найдите в скороговорке чаще всего встречающийся звук. Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами четыре чертежа». Дети повторяют скороговорку, определяют звук «ч», берут карточку со звуком с собой. Находим колобка. Колобок предлагает поиграть, сосчитать слоги в словах: капуста, конструктор, крем, картошка, кисель, кукла. Дети считают слоги, прохлопывая слова, забирают звук «к». Ищем последнюю подсказку автобус. Находим его на азбуке на стене со звуком «а», читаем задание: «На карточках со словами найти и зачеркнуть все звуки «а». Дети выполняют задание, где кому удобно. Забираем звук «а». Воспитатель: «Ну вот, все подсказки закончились. Что же мы с вами принесли?» Дети: «Звуки». Воспитатель: «Какой первый звук мы нашли?» Дети: «Р», потом «У», «Ч», «К», «А». Читаем слово: «Ручка». Разделитесь на пары и попробуйте составить схему слова «ручка». Дети за столами выкладывают схему слова. Затем разбираем по звукам, определяем как звучит каждый звук в слове, фишку какого цвета поставили и почему. Некоторые дети могут звук «ч» обозначить синей фишкой, поэтому говорю: «Хотите открою вам один секрет? Звук «ч» во всех словах звучит мягко, поэтому его всегда будем обозначать зеленой фишкой. Так что же потерял сказочник?». Дети: «Ручку». Воспитатель: «Какую ручку: дверную, от чайника, от сковородки, которой мы все делаем или шариковую?» Дети: «Которой пишут, потому что сказочник пишет сказки». Воспитатель: «Вот моя ручка она обыкновенная шариковая, она может только писать, а сказки сочинять не умеет. Может ваши ручки волшебные?» Дети: «Нет, они тоже только пишут, они обыкновенные». Воспитатель: «Что же делать? Наши ручки обыкновенные, а у сказочника волшебная, значит она…» Дети: «Невидимая».
Раздается стук в дверь, передают письмо: «Дорогие дети! Я так рад, что вы помогли мне найти мою волшебную ручку. И я для вас написал новую сказку, которую вы сегодня прочитаете перед сном. С уважение писатель-сказочник Эдуард Успенский». (Можно взять нового автора, а можно известного, но прочитать новое его произведение. В данном случае мы читали новые главы о Простоквашино).