Светлана Буравлева
Сценарий занятия для детей старшего дошкольного возраста «Белгородская забава»
▼ Скачать + Заказать документы
с использованием кейс - технологии
для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Белгородская забава»
Цель: приобщать дошкольников к театральной культуре.
Публикация «Сценарий занятия для детей старшего дошкольного возраста „Белгородская забава“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Задачи: пополнить представления детей о кукольном театре, его атрибутах; познакомить с историей Белгородского государственного театра кукол; формировать знания о видах кукол, профессиях людей, работающих в театре ; закрепить знания детей о героях любимых сказок, обогащать словарь детей за счёт новых слов (режиссер, актер, гример, костюмер, кассир, художник – бутафор, марионетки, тростевые,ростовые, перчаточные куклы, развивать интонационную выразительность речи, воображение; воспитывать у детей любовь к театру.
Предварительная работа: рассмотреть иллюстрации о театре, просмотр презентации «Что такое театр», беседа-рассуждение «Легко ли быть актёром кукольного театра?», игровая ситуация «На сцене», сюжетно- ролевая игра «Мы- артисты»
Чтение : «Мы идём в театр» Э. Успенский
«В театре для детей» С. Я. Маршак,
«Волшебный мир театра» Т. Григорьева
Материалы и оборудование: презентация «Белгородский театр кукол», модели –картинки «Правила поведения в театре», карточки с изображением профессий (актер, режиссер, осветитель, декоратор, сценарист, гример, костюмер, кассир, доктор, повар, строитель, продавец, театральные программы.
Ход занятия:
Приветствие:
Станем рядышком, по кругу, выполняют пружинку
Скажем «Здравствуйте» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет» и «Добрый день». подают поочерёдно друг другу руки
Если каждый улыбнётся,
Утро доброе начнётся. поднимают руки вверх
Введение в новую тему:
Воспитатель демонстрирует детям афишу Белгородского театра кукол.
- Ребята, мы получили приглашение в необычную, сказочную страну, в страну, где происходят чудеса и превращения, где оживают куклы и начинают говорить звери. Вы догадались, что это за страна? (Кукольный театр)
- Театр волшебная страна!
Сколько чудес нам дарит она,
Праздник, улыбки, песни и смех
В этой стране ожидает нас всех!
- А знаете ли вы, что такое кукольный театр? (Правильно, театр – это удивительный дом, где показывают спектакли, сказки, где танцуют и поют, рассказывают стихи; театр, где зрители смотрят не на живых артистов, а на управляемых людьми кукол)
- Театр существует уже более 2 тысяч лет. Первые театры сооружались в Древней Греции под открытым небом на склонах гор так, чтобы ряды каменных скамей для зрителей охватывали круглую площадку, поднимаясь вверх по горе (иллюстрация 1).
В старой России не было кукольных театров. На ярмарках, на бульварах, в городских дворах давали маленькие представления бродячие фокусники, акробаты и кукольники. Обычно один из них крутил ручку шарманки. Петрушка был главным потешником на Руси. Жизнь народных кукольников — бродячих актеров была очень тяжелой и мало чем отличалась от жизни нищих. После представления актер-кукольник снимал шапку и протягивал ее зрителям. Кто хотел, бросал в шапку медные копейки (иллюстрация 2).
- Первые кукольные театры возникли в Москве и Санкт- Петербурге в 1918 году. А самый популярный в 1931 году был создан Сергеем Образцовым. (Иллюстрация 3)
-А в нашем городе есть кукольный театр?
-Дети, кто из вас был в Белгородском театре кукол?
-Что вы там делали? (смотрели спектакли)
Рассказ воспитателя с показом слайдов:
-Белгородский Государственный театр кукол расположен на улице Некрасова (слайд 1)
-Кукольный театр создан 1 января 1966г.
-В здании театра имеется большой зал на 160 мест и сцена, оборудованная современной звуковой аппаратурой высшего качества, световым оборудованием (слайд 2).
-В театре, помимо спектаклей проводятся Новогодние представления и другие мероприятия для детей (слайд 3).
- Имеется музей с постоянно действующей экспозицией, где проводятся экскурсии, лекции, просмотры и прослушивание архивных аудио и видеозаписей. (слайд 4)
- На первом этаже здания размещены: театральная касса (слайд5, гардероб (слайд 6, детское кафе (слайд 7).
-Также в здании театра имеется живой уголок, где дети могут поближе познакомиться с представителями живой природы (слайд 8).
-Вспомните, какие спектакли вы смотрели в нашем кукольном театре?
-Кто из сказочных героев вам больше всего понравился?
Дидактическая игра «Угадай сказочного героя» (Воспитатель предлагает детям прослушать небольшое четверостишие про сказочного героя. Дети должны угадать героя из сказки и с помощью мимики и жестов передать особенности его характера).
1. Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети? (семеро козлят)
2. Чуть больше ноготка.
В кроватке из ореха
Девочка спала.
И такою маленькой
Милою была.
Ты читала такую книжку?
Как зовут эту малышку? (Дюймочка)
3. В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил. (Красная Шапочка)
4. Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
5. Этот сказочный герой
С хвостиком, усатый,
В шляпе у него перо,
Сам весь полосатый,
Ходит он на двух ногах,
В ярко-красных сапогах. (Кот в сапогах)
6. Попала в болото ли
Лихая стрела.
А в этом болоте
Сидела она.
Но в конце знакомой сказки
Сделалась она прекрасной. (Царевна – Лягушка)
7. На ступе волшебной старуха летит,
Так быстро, что ветер за нею свистит.
Живет она в сказочной, земной глуши-
Ты имя старухи назвать поспеши! (Баба Яга)
8. Жил в каморке с папой Карло,
Знал о жизни очень мало.
Всюду нос совал он длинный…
Кто же это? (Буратино)
Физкультминутка «Буратино» (движения по тексту)
Буратино потянулся,
Раз- нагнулся, два- нагнулся,
Руки в стороны развёл, видно, ключик не нашёл.
Чтобы ключ ему достать, нужно на носочки встать.
Крепче Буратино стой, вот он, ключик золотой.
Мы сегодня вспомнили спектакли, которые смотрели в нашем театре кукол. Но как появляется спектакль? Кто помогает ожить куклам?
Упражнение «Закончи предложение»
-Выступает перед зрителями… (актёр, кукловод)
-Сочиняет пьесу… (сценарист)
-Подсвечивает сцену …. (светооператор)
- Подбирает костюмы… (костюмер)
-Рисует декорации … (художник)
-Накладывает грим… (гримёр)
- Мастерит кукол … (художник- бутафор)
-Ребята, для того чтобы попасть на спектакль в кукольный театр, нужно знать и соблюдать правила поведения в театре.
Упражнение «Можно- нельзя» с использованием моделей- картинок.
-Вот мы и готовы стать зрителями театра кукол. Мы узнали, что самые главные артисты в кукольном театре- это куклы.
Кейс «Куклы- артисты», форма кейса: ситуация -иллюстрация, количество участников: 4 команды по 6 детей, время 10 минут.
Материал: иллюстрации с изображением видов кукол, художников- бутафоров, древнегреческого театра.
Текст кейса:
Детям представляется отрывок из стихотворения «Кукольный театр» :
У нас сегодня с мамой
Культурная программа.
Давай мне, мама, руку,
Пойдём в театр кукол.
Что я большой - я знаю,
Но кукол обожаю.
Смотрю и не могу понять,
Как куклой можно управлять?
-А знаете, ли вы что куклы бывают разными и отличаются они друг от друга, тем, как ими управлять.
-Рассмотрите и объясните, как работают эти куклы? (куклы- марионетки иллюстрация № 1) (Куклы марионетки управляются не снизу, а сверху. Кукловод, находящийся выше куклы, держит в руках крестовину, где сходятся все нити, идущие от куклы. Нити прикрепляются к её плечам, коленям, локтям, голове. Подтягивая нужные нити или поворачивая планки, актёр заставляет куклу двигать руками и ногами. Марионетки могут ходить, садиться, двигать руками и ногами одновременно, танцевать, наклоняться.)
-А как можно назвать этих кукол (перчаточные куклы или бибабо, иллюстрация № 2) (Куклы бибабо обычно действуют на ширме, за которой скрывается водящий. Но когда игра знакома или куклы водят сами дети, то водящие могут выходить к зрителям, общаться сними, подавать им что-то, брать за руку, вовлекать в игру).
- Видели ли вы когда нибудь таких больших кукол? Как их называют? (ростовые куклы, иллюстрация № 3)Что особенного вы заметили у этих кукол? (они в полный рост человека, человек словно прячется в них и сам становится «куклой»)
-А вы знаете таких кукол? (тростевые куклы, иллюстрация № 4) (Этих кукол называют тростевыми. Их тело прикреплено к одной трости, т. е. палке, жёсткому основанию, а руки двигаются за счёт других прикреплённых к ним палок).
- А как вы думаете, откуда появляются куклы? Кто их создаёт? (иллюстрация № 5) (Эти люди называются бутафоры- художники. Они из разных деталей и материалов создают кукол, а потом их раскрашивают).
Вопросы для обсуждения:
Подумай, откуда берутся куклы в кукольном театре?
Кто и как изготавливает кукол – артистов?
Где их можно изготовить?
При помощи каких материалов?
Воспитатель благодарит детей за интересную беседу и дарит театральные программы Белгородского Государственного театра кукол.
Релаксация «Страна кукол»
-Когда-нибудь все люди вырастают и забывают, что были детьми. Игрушки, которые мы так любили в детстве, не исчезают бесследно. Они просто уходят в свою страну, куда мы сегодня и отправляемся, став ненадолго разными «куклами».
«Свободная кукла» : индивидуальный танец в том образе, который выберет ребёнок.
«Гуттаперчевая кукла» : движения мягкие, плавные; тело -полностью расслабленно (тело «без костей»).
«Пластмассовая кукла» : напряженное тело, законченные движения.
«Марионетка» : кукла, которую кукловод - педагог приводит в движение при помощи нитей, привязанных к различным частям ее тела.
Рефлексия: «Ребята, продолжите пожалуйста фразу: «Мне сегодня интересно было услышать про…»
Ритуал прощания
Педагог:
Хорошо мы потрудились,
Мы играли и резвились,
Но прощаться нам пора!
До свидания, детвора!