Чернова Татьяна
Сценарий «Этот удивительный мир магнита»
▼ Скачать + Заказать документы
Этот удивительный мир магнита
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад №28»
Конспект
проведения ОД по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе
Тема: «Этот удивительный мир – Магнита»
Провел: воспитатель
Чернова Т. В.
2020 г.
Цель : способствовать развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.
Задачи:
Публикация «Сценарий „Этот удивительный мир магнита“» размещена в разделах
*способствовать знакомству с понятиями «магнетизм», «магнитные силы».
*способствовать формированию представления о свойствах магнита.
*пополнить знание детей об использовании свойств магнита человеком.
*продолжать способствовать формированию умения самостоятельно, осуществлять возможные решения в русле экспериментальной деятельности; проверять эти решения; делать выводы с результатами этой проверки.
*продолжать способствовать формированию умения делать обобщения.
*способствовать знакомству детей с правилами поведения в лаборатории.
* активизировать в речи детей слова: притягивает, примагничивает; обогащать словарь детей словосочетанием: магнитное поле, магнитные силы.
*способствовать формированию познания ребенка, уверенности в собственных силах.
*способствовать развитию познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнита; речи, внимания, логического мышления, любознательности.
*содействовать воспитанию самостоятельности и инициативности.
Предварительная работа: опыты с магнитом, игры с магнитной доской и магнитными буквами, исследовательская деятельность дома «Что притягивает магнит?». Просмотр мультфильма «Фиксики»- эксперимент с магнитом.
Оборудование и материал: использование ИКТ (для показа слайдов, магнит, металлические, пластмассовые, деревянные предметы, крупа,картон, стакан с водой, скрепки, гвозди, схемы опытов, зимнее дерево настроения и шарики (кружки) настроения.
Подготовка к занятию: проветриваю группу, влажная уборка помощником воспитателя, расставление столов, оборудования и материалов.
Образовательная деятельность:
(Дети заходят в группу).
Воспитатель: -Ребята сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.
Ребята: -Здравствуйте.
Гости: -Здравствуйте, ребята.
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам встать в круг и поздороваться друг с другом. (Игра на общение).
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте" друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем "Привет" и "Добрый день";
Если каждый улыбнется -
Утро доброе начнется.
-ДОБРОЕ ДЕНЬ!
Воспитатель: Ой ребята, посмотрите вокруг, куда мы с вами попали (Слайд №1 –изображение лаборатории).
Ребята: - В лабораторию.
Воспитатель: - Да, мы попали в лабораторию волшебников. Здесь происходят чудеса, и волшебство.
Воспитатель: - Ребята, а вы хотели бы превратиться в настоящих исследователей?
Ребята: - Да.
Воспитатель: - Тогда я предлагаю вам сейчас показать нашим гостям, что лаборатория действительно волшебная.
Воспитатель: - Уважаемые гости, закройте пожалуйста глаза.
(Гости закрывают глаза)
Воспитатель:
- Вы пришли к нам в гости,
Мы вас долго ждали.
Маленьких исследователей
Вы где - нибудь видали?
Поколдуем вместе: раз, два, три!
Здесь одни исследователи!
Посмотри!
(В это время ребята и воспитатель одевают на себя белые халаты.)
Воспитатель: - Уважаемые гости, откройте глаза.
Воспитатель: - Посмотрите вот мы и стали настоящими исследователями. Ребята, как вы думаете что могут делать исследователи? (Ответы детей).Да, исследователи совершают разные превращения.
Воспитатель: - Ребята, кто из вас уже был в лаборатории?
Ребята: - Никто.
Воспитатель: -Так как никто из вас не был в лаборатории, я предлагаю вам познакомиться с правилами поведения в лаборатории. (Слайд№2. «Правила поведения в лаборатории»).
Воспитатель: - Ребята всем понятны правила поведения в лаборатории.
Ребята: -Да.
Воспитатель: - Но прежде, чем мы начнем наши исследования, Варя прочтет нам стихотворение.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все ее узнать,
Все загадки разгадать,
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество- внимательность,
А поможет все узнать
Наша наблюдательность.
Воспитатель: Нам сегодня действительно придется узнать много тайн, разгадать загадки, проявить свою внимательность и наблюдательность. Я приглашаю вас пройти в лабораторную под названием «Хочу все знать».
(Ребята проходят на свои рабочие места).
Воспитатель: (Воспитатель берет коробку она закрытая).
– Ребята, сегодня в лабораторию привезли неизвестный предмет для исследования, попробуйте угадать что это?
(Чтение загадки)
Воспитатель:
Бывает маленьким, большим,
Железо очень дружит с ним,
С ним и незрячий непременно
Найдет иголку в стоге сена. (Магнит).
Ребята:- Магнит
Воспитатель: -Да ребята, правильно.
Воспитатель: - Ребята,а вы знаете откуда появился магнит?
Ребята: - Незнаем.
Воспитатель: - Я расскажу вам одну старинную легенду. В давние времена поговаривали, что далеко-далеко на краю света есть огромная гора Ида. Однажды мимо этой горы брел пастух по имени Магнис. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Магнис перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются.
Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. С тех пор этот необычный камень стали называть по имени пастуха «камнем Магнуса» или просто магнитом. Так и появилось название «магнит»(Слайд №3).
Воспитатель:- Ребята, на этих слайдах изображены места добычи магнита людьми в наше время.
(Слайд№4 –картинки с местами добычи магнита).
Воспитатель: - Ребята, на этом слайде мы видим, что камни - магниты бывают разных форм и размеров. Они черного цвета с красивым металлическим блеском. Человек научился изготавливать магниты искусственным путем и использовать их для разных целей. Люди стали делать из него украшения :серьги,браслеты, бусы. Даже считают,что он обладает лечебными свойствами успокаивает и придает силы. Так же они обнаружили необычные свойства магнетита. А вот какие это свойства нам сейчас и предстоит выяснить.
(Слайд №5 – картинки магнитов разных форм и размеров).
Воспитатель: -Мы сегодня проведем исследования которые назовем «Этот удивительный мир Магнита».
Воспитатель: - Ребята, а вы как считаете магниты волшебники или помощники? (Ответы ребят). Предлагаю с помощью опытов это выяснить.
Воспитатель:- И так начнем наш первый опыт.
Опыт №1 «Какие предметы притягивает магнит»
Воспитатель: - Ребята, у меня на тарелке лежат предметы, скажите название этих предметов и из какого материала эти предметы сделаны?
Воспитатель: - Как называется этот предмет?
Ярослав:- Это ложка.
Воспитатель: - Правильно.
Воспитатель: - Из какого материала сделана ложка?
Алсу: - Ложка сделана из пластмасса.
Воспитатель: - Правильно.
Воспитатель: - Ребята, как называется этот предмет?
Ксюша: - Скрепка.
Воспитатель: - Правильно. Это скрепка.
Воспитатель: - Из какого материала сделана скрепка?
Влад: - Скрепка сделана из металла.
Воспитатель: - Правильно.
Воспитатель: - Ребята, как называется этот предмет?
Диана: - Это круг.
Воспитатель: - Правильно.
Воспитатель: - Из какого материала сделан круг?
Ева: - Из дерева.
Воспитатель: - Правильно. Круг сделан из дерева.
Воспитатель: - Теперь ребята я беру магнит и провожу над предметами (металлические, деревянные, пластмассовые).Какой предмет притянул к себе магнит?
Ярослав: - Скрепку.
Воспитатель: - Правильно скрепку.
Воспитатель: - Почему магнит притянул к себе скрепку, а не другие предметы?
Диана: - Потому что скрепка сделана из металла.
Воспитатель: - А теперь вы попробуйте. У вас на столах стоят тарелки с предметами (металлические, пластмассовые, деревянные). Возьмите магнит и проведите над предметами. (Самостоятельная деятельность).
Воспитатель: - Какие предметы притянул к себе магнит?
Ребята: - Металлическую скрепку.
Воспитатель: - Да правильно.
Воспитатель: - Ребята, расскажите, что вы делали? И что получилось?
Ева: - Мы брали тарелку с предметами деревянными, пластмассовыми и металлическими, провели магнитом над предметами, Скрепка примагнитилась к магниту. Предметы из других материалов к магниту не примагнитились.
Воспитатель: - Правильно, Ева.
Воспитатель: - Из этого опыта следует вывод: Магнит обладает магнитизмом и притягивает к себе только металлические предметы и не притягивает пластмассовые, деревянные, предметы.
Воспитатель: - Ребята, на этом слайде изображена схема, на которой показано стрелками, что магнит притягивает к себе только металлические предметы.
(Выставляет схему №1).
Воспитатель: - Ребята, а сейчас я предлагаю перейти к следующему опыту.
Опыт №2 «Волшебная скрепка».
Воспитатель: - Для этого нам понадобится скрепка, картон и конечно же магнит.
Воспитатель: - Я беру картон, кладу сверху на него скрепку. Затем беру магнит и подношу его снизу картона, к тому месту где лежит сверху картона скрепка. И начинаю двигать магнит. Движение магнита заставляет скрепку двигаться по картону и при этом скрепка не падает.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете почему скрепка стала двигаться по поверхности картона?
Алсу: - Скрепка стала двигаться по поверхности картона, потому что она сделана из металла и магнит притянул ее к себе
Воспитатель: - А теперь попробуйте сами привести в движение скрепку. (Самостоятельна деятельность)
Воспитатель: - Ребята расскажите что вы делали? Что у вас получилось?
Алсу: -Я взяла картон и положила на него сверху скрепку. Затем взяла магнит и поднесла его снизу к тому месту где лежала сверху картона скрепка У меня скрепка стала двигаться по поверхности картона.
Воспитатель: - Спасибо. Все правильно.
Воспитатель: - Из второго опыта мы узнали, что магнитные силы проходят через картон.
(Воспитатель ставит схему №2).
Воспитатель: - Ребята, а вы все знаете сказку про Золушку?
Ребята: - Да.
Воспитатель: - Помните в сказке злая мачеха смешала крупы для того, чтобы Золушка не могла поехать на бал. Ребята, а вы хотите помочь Золушке перебрать крупу?
Ребята: - Да. Хотим.
Воспитатель:- - Тогда приступаем к третьему опыту.
Опыт №3 «Поможем Золушке перебрать крупу»
Воспитатель: -У меня на столе стоит тарелка с крупой вперемешку с разными предметами. Я провожу над крупой магнитом и предметы притянулись к магниту.
Воспитатель: - Ребята, какие предметы притянул к себе магнит?
Ксюша: - Металлические.
Воспитатель: - А теперь сами помогите Золушке перебрать крупу.
Воспитатель: -У вас на столах стоят тарелки с крупой вперемешку с разными предметами. Возьмите магнит и проведите над тарелкой с крупой. Приступайте. (Самостоятельная деятельность).
Воспитатель: - Какие предметы притянул к себе магнит?
Ярослав: - Металлические.
Воспитатель: - Правильно.
Воспитатель:- Расскажите, что вы сделали и что получили?
Влад: - Я взял тарелку с крупой вперемешку с разными предметами, провел магнитом и к нему притянулись металлические предметы.
Воспитатель: -Правильно, и в этом опыте мы видим, что магнитные силы проходят сквозь крупу.
(Давайте поставим схему №3).
Воспитатель: -Ребята, а сейчас я вам предлагаю немножко отдохнуть. Встаньте из-за стола, задвиньте за собой стульчики. Выходите на середину группы и сделайте круг.
Физкультминутка:
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше, подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
Воспитатель: Продолжаем наши исследования.
Опыт №4 «Как достать скрепку из воды не намочив рук»
Воспитатель: -Для следующего опыта я беру стакан с водой, бросаю в него металлическую скрепку. Прикладываю магнит к стенке стакана и веду магнит наверх стакана. И что произошло, ребята?
Ребята: -Скрепка притянулась к магниту и мы ее достали не намочив рук.
Воспитатель: -Правильно.
Воспитатель: -А теперь вы попробуйте не намочив рук достать скрепку из воды.
У вас на столах стоят стаканы с водой, в которых лежит скрепка. Возьмите магнит и приложите к стенке стакана с водой. (Самостоятельная деятельность).
Воспитатель: -Расскажите, что вы сделали? Что получилось?
Ксюша: -Я взяла стакан с водой, в котором лежала металлическая скрепка и приложила магнит к стенке стакана с водой. Магнит притянул скрепку к себе. Затем я повела магнит по стенке стакана к вверху. И достала скрепку не намочив рук.
Воспитатель: -Молодец Ксюша. Все правильно.
Воспитатель: - Ребята, почему скрепка притянулась к магниту?
Ярослав: - Скрепка притянулась к магниту, потому что она металлическая.
Воспитатель: - Правильно.
Воспитатель: -Следует вывод: магнитные силы притягивают металлические предметы, даже если они разделены стенкой стакана и водой.
(Ставим схему №4).
Воспитатель: - Ребята, из всех проведенных нами опытов, мы узнали, что магнит обладает магнетизмом, магнитными силами, которые притягивают к себе металлические предметы, и проходят через различные материалы и вещества. Это и есть свойства магнита.
Рефлексия.
Воспитатель: И так, ребята, давайте вспомним, что лежало в коробке?
Алсу: Магнит.
Воспитатель: - Какие предметы притягивает к себе магнит?
Алсу: - Металлические.
Воспитатель: - Ребята каким свойством обладает магнит?
Ева: - Он обладает свойством магнетизма.
Воспитатель: - Ребята, еще каким свойством обладает магнит?
Алсу: - Он обладает магнитными силами.
Воспитатель: - Через какие материалы проходят магнитные силы?
Ева: - Магнитные силы проходят через картон, крупу, воду.
Воспитатель: - Ребята, через какое вещество проходят магнитные силы?
Ярослав: - Магнитные силы проходят через воду.
Воспитатель: -Вы сегодня были молодцы, активно работали, узнали много нового.
Воспитатель:- Ребята вам понравилось наше занятие?
Ребята: - Да. Понравилось.
Воспитатель: - Тогда я вам предлагаю нарисовать свое настроение на этих кружках. И мы их повесим на наше зимнее дерево настроения.
«Дерево настроения»
Детям раздаются вырезанные из картона шары, на которых они рисуют своё настроение и прикрепляют на дерево.
Воспитатель: - Ребята, мне очень понравилось с вами сегодня заниматься. Всем большое спасибо наша лаборатория закрывается до следующих исследований. Давайте скажем нашим гостям до свидание.
Ребята: - До свидание.