Светлана Чувилева
Сценарий внеклассного мероприятия «Я — ребёнок! Я — имею право!»
▼ Скачать + Заказать документы
Я – ребёнок! Я – имею право!»,
посвящённого Всемирному дню прав человека
Цель: познакомить воспитанников с основным документом «Всеобщей Декларацией прав человека», отражающим права ребёнка в обществе
Задачи:
1. Определить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей.
Способствовать воспитанию правовой культуры воспитанников, выработке ценностных установок о необходимости уважения и соблюдения прав человека.
Публикация «Сценарий внеклассного мероприятия „Я — ребёнок! Я — имею право!“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
2. Воспитывать нормы правильного поведения детей и нравственные качества личности.
3. Развивать познавательные способности детей, их кругозор.
Ход мероприятия:
- У меня проблема.
- Что тебя волнует, Ангел мой?
- Понимаешь ли, мне стало трудно выполнять обязанности Ангела, потому что я стал как-то хуже понимать людей…. Временами мне кажется, что еще немного – и они начнут меня раздражать! А мне ведь положено проявлять ангельское терпение!
- А что именно тебя раздражает в людях?
- Они все время недовольны тем, что есть, но часто не знают, чего хотят. Они постоянно на что-то жалуются. Они воюют друг с другом и истребляют окружающую природу. Они ненавидят тех, кто на них не похож. Они зависят от чужого мнения и, зачастую, больше верят не мудрецам, а болтунам и лживым льстецам. И это так удручает меня!
- Да, дело серьезное, –– Ты прав, с этим надо что-то делать. Причем срочно! В тебе появилась оценочность – а это признак того, что ты уже перестаешь быть просто Ангелом. Наверное - заразился от людей!
- Вот и я о том же, – удрученно ответил Ангел. – Мне кажется, что я нуждаюсь в специальном обучении. Я слышал, что многих Ангелов направляют на обучение в Школу Жизни для Ангелов. Могу ли я тоже пройти такое обучение?
- Конечно. Такая Школа действительно есть! Те, кто прошёл в ней обучение – становятся ещё совершенней.
- А чему там обучают?
- Самым разным предметам! Я бы сказал – это очень важное образование! Ты обязательно найдешь там друзей, тебе - не придется скучать.
- А в какой форме обучение? Лекции? Уроки?
- Большей частью – практические занятия. Все - через личный опыт, - Да это именно то, что мне нужно! Я очень хочу попасть в эту Школу. Что для этого нужно?
Во-первых, ты получишь материальное тело. Оно выдается один раз - и на весь твой учебный курс, замены - не будет. И это тело - единственное, что будет в твоем распоряжении до конца текущего воплощения, этого периода обучения. Это ясно?
- Да. Нет ничего моего, кроме человеческого тела.
- Далее… Тебе придется учиться днем и ночью. Ты станешь помогать людям.
- А как я пойму, что Урок усвоен?
- Ты поймешь, что Урок усвоен, когда на Земле установится мир, дети не будут страдать, а взрослые начнут понимать их. - Да, я понял. Скорее бы набраться побольше этой Мудрости!
- Всё, что с тобой будет происходить - ты создал себе сам. Другими словами – «Что посеешь – то пожнёшь». Всегда нужно помнить, что если посеешь доброе, полезное – к тебе и придёт, через время, хорошее. А создашь вредное, плохое, гадкое – такой «урожай» и получишь. Причём возвращается – преумноженное в несколько раз! Иногда – через много лет.
- Я постараюсь усвоить все, что возможно!
- Но ты, будешь ли ты, по-прежнему, руководить мною? Или мне придется учиться по книгам и конспектам?
- Я не покину тебя ни на миг! Я буду с тобой и в тебе. Все, что ты должен делать – помогать бедным, поддерживать слабых и беззащитных. Будет очень трудно. Так что, если не передумал, пожалуй, я тебя сейчас и транспортирую туда, к месту обучения! Готов?
- Хорошо. Я готов. Только бы не забыть все эти премудрости!
…. Ну что, начнём?
- Начнём! – решительно сказал Ангел.
Когда был составлен подробный план, зажмурив глаза нырнул, как в бездну. В полную неизвестность. Но он доверял и поэтому - не раздумывал. Впрочем, полет его был недолгим….
… (Раздаётся крик младенца, …и где-то
на Земле родился еще один Человек.
(1слайд)
Ангел осматривается. Внимательно рассматривает себя. Ему все нравится.
- Вот я и на Земле. Здесь все не так! Вижу не все спокойно. Здесь идет война, здесь детворе не хватает воды и пищи. Нужно что-то делать! Дети не должны страдать!.
2 слайд
Выходят 2 воспитанника
1воспитанник. Человеку много нужно.
Чтобы счастливо жилось,
Нужен дождь, и даже лужи,
Нужно с кем-нибудь дружить.
Нужен ветер, нужно море,
Нужны солнце и леса.
Нужно счастье, нужно горе,
И родные голоса
2 воспитанник. Невозможно без природы,
Без синеющих небес. Хорошо иметь свободу,
Мир загадок и чудес.
Чтобы жить на белом свете,
Чтоб остался рядом друг,
Надо главное заметить,
Всё почувствовать вокруг.
Воспитатель Одна минута - такой
короткий промежуток. Но так много всего происходит за это время на Земле. За 1минуту в мире рождается 250 детей. Все они разные, но есть что то, что объединяет всех людей-
Воспитанник.
Мы с тобою не похожи
Цветом глаз и цветом кожи.
Разный цвет волос у нас-
Мы с тобой из разных рас.
Ну, так что же,
Что с тобою мы ни капли не похожи?
Мы ведь дети – ты и я,
И у нас одна Земля.
Воспитатель. Есть международный документ, в котором эти человеческие отношения узаконены. У вас на столах лежат наборы букв. Если вы соберёте из этих букв слово, то узнаете, о чём сегодня пойдёт речь. (Дети собирают слово «права»).
Воспитатель Правильно, сегодня мы с вами продолжим разговор о правах человека.
3 слайд. Права человека.
Воспитанник. У каждого живущего на свете
Должно быть право так на свете жить,
Чтобы могли расти спокойно дети,
Не опасаясь голода, войны.
И каждый должен знать свои права,
Воспитатель: А знаете, почему именно 10 декабря отмечается День прав человека?
4 слайд. «Зверства фашистов» (звучит реквием Моцарта)
Воспитатель В середине прошлого века разразилась страшная война,, которую назвали Второй мировой войной. Продолжалась она шесть лет, много горя принесла эта воина: смерть, голод, разрушения.
5 слайд. «ООН»
Ангел: А когда, наконец, наступил мир, из всех уголков Земли: с севера, юга, запада и востока, из бедных и богатых стран, из королевств и республик — съехались люди. Там были женщины и мужчины с разным цветом кожи, говорящие на разных языках, но их объединяла одна идея. Они хотели сделать так, чтобы больше никогда не было войн, люди не знали нужды, невиновные не боялись наказания. Поэтому они создали Организацию Объединенных Наций и все вместе составили Всеобщую декларацию прав человека.
6 слайд «Декларация о правах человека».
Это очень важный документ, где записаны все права людей, вы обязательно позднее подробнее познакомитесь с ним.
После того как была принята Всеобщая декларация прав человека, люди поняли, что абсолютно всех людей в наше время защитить не удастся.
7 слайд «Права ребёнка».
Ангел: Значит, сначала надо позаботиться о самых слабых членах общества. Так появилась новая расширенная Декларация прав ребенка, потому что дети — это не только часть населения планеты, а ее будущее. Какими эти дети вырастут, такой мир, такое общество они и построят. Спустя несколько лет был принят еще более значимый документ — Конвенция ООН о правах ребенка. Конвенция — это не просто призыв, а закон для тех стран, которые ее подписали, главная цель, которой — сделать все для того, чтобы детям на всей Земле жилось лучше, чтобы они были защищены и счастливы.
8 слайд «Права человека».
— О каких же правах идет речь в Конвенции? Это прежде всего право на жизнь, на имя, на гражданство, на защиту жизни, чести и достоинства; право на семью, на свое мнение, на сохранение своей индивидуальности, на развитие, на свободу мысли, на образование, на игру, на защиту от всех форм эксплуатации. Мы с вами повторим наши права и будем учиться применять их в повседневной жизни.
Ангел:Права нельзя отобрать – никто не имеет права лишить прав другого человека или нарушить эти права. Это узаконено в Декларации о правах человека. Права есть у всех людей. Права никто не даёт, человек получает права от рождения. Мы - люди, и мы все равны, а значит у нас у всех одинаковые, равные права.
Воспитатель: Что же такое права, и что мы про них знаем?
Воспитанник:
Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва,
У него уже с пелёнок – веские права!
Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь просторный добрый дом.
Видеть тихий, мирный сон.
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть весёлым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым,
И любить, и быть любимым-
Он на свете не один!
Слайд «Свидетельство о рождении».
Воспитатель Только родившись, ребёнок приобретает права на жизнь, семью, имя, защиту. При рождении ребёнка семья даёт ему имя. Полное имя человека включает фамилию, имя и отчество. Эти сведения записываются в специальном документе, свидетельстве о рождении. Это первый документ, который получает человек. Запомните, ничто так не обижает человека, как, если окружающие неправильно произносят, или коверкают его имя. Ведь имя с человеком от рождения до самой смерти. Имя радует человека, приносит ему удачу, даже счастье.
Имя нам даёт отраду,
Дарит счастье и удачу.
Потому узнать бы надо,
Что же наше имя значит?
Перекличка имён.
Воспитатель:- Ребята, каждому из вас при рождении было дано имя. Что же обозначают ваши имена?
Дети встают и называют свои имена:
Ангел говорит детям,что обозначают их имена.
Александр означает «защитник людей»
Юрий означает «землевладелец»
Геннадий означает благородность, благородное происхождение.
Анастасия – воскрешённая (др. -гр.)
Андрей – мужественный (др. -гр.)
Николай берёт своё начало от древнегреческих слов побеждать и народ. Таким образом, получается очень мужественное и воинственное имя, которое дословно можно интерпретировать как победитель народов.
Артём – здоровый (др. -гр.)
Дмитрий «посвященный богине Деметре».
Наталья «природный, родной».
Дарья – повелительница (др. -перс.)
Ирина означающее «мир», «покой».
Марина обозначает «морская»
Максим – величайший (лат.)
Данияр значит «дар солнца», царственный.
Сергей – стерегущий (лат.
Ангел
Будь всегда достоин
Имени своего,
Будь справедлив и спокоен,
С честью носи его!
Воспитатель:
Какие же права есть у всех детей мира?
Перед вами лежат
карточки, предлагаю каждой команде выбрать те, которые, по их мнению, отвечают
на этот вопрос.
Пока команды готовятся выполнить задание, предлагаю вам
сыграть в игру «Разрешается – запрещается». Сейчас я буду рассказывать вам о
каком-то праве, а вы, ребята, будете отвечать: разрешается или запрещается.
Игра со зрителями
Если каждый из ребят
Рассказать вам что рад.
Слушать мнение ребенка (разрешается).
Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго (запрещается)
Рисовать и петь учиться,
Если заболел – лечиться,
Это – (разрешается).
Этот трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа (запрещается).
Вместе дружно в мире жить,
с разными детьми дружить –
Это (разрешается).
Этот слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго (запрещается).
Воспитатель: Все правильно, а теперь попросим команды перечислить права детей (пригласить участников команды прикрепить картинки на стенд). Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием.
-Право на жизнь
-Право на имя при рождении
-Право на медицинскую помощь
-Право на образование
-Право на отдых и досуг
-Право иметь имущество
-Право свободно выражать свои взгляды
-Право на свободное перемещение
-Право на заботу и воспитание родителями
-Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства
-Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.
Воспитатель Послушайте стихотворение и подумайте, правильно ли мальчик понимает свои права.
Мои права (стихотворение - шутка)
У ребёнка право есть
Кашу манную не есть,
Да ещё просить при этом
Шоколадную конфету.
Право прыгать и шалить,
На салфетку чай пролить,
Драться с братиком подушкой,
Разбросать свои игрушки.
Исчеркать картинки в книжке,
Дёрнуть за ухо братишку,
Вот как много разных прав!
Разве я, друзья, не прав?
Воспитатель: Прав герой этого стихотворения? Почему? (Ответы детей)
Правильно, это не права, а желания мальчика. Желания у каждого разные и их не обязательно выполнять. А права у всех одинаковые, и если они не исполняются, человеку очень трудно жить. Права не нужно покупать, зарабатывать. Они одинаково принадлежат всем людям. Мы все рождаемся свободными и равными по достоинству и в правах – права человека считаются «всеобщими».
Конкурс «Угадай слово!»
к о н в е н ц и я
д е к л а р а ц и я
н а ц и о н а л ь н о с т ь
с в и д е т е л ь с т в о
о б р а з о в а н и е
Пока наши команды разгадывают слова мы с помощью музыкальной викторины вспомним некоторые из них.
Музыкальная викторина:
“Скажи, о каком праве говорится в песне?”
1. Ничего на свете лучше нету,
Чем бродить друзьям по белу свету…
2. Мы дошкольниками были,
Мы ходили в детский сад.
Мы из глины мастерили
И лошадок и зайчат.
А теперь, а теперь,
Открывай нам, школа, дверь.
3. На прививку, третий класс!
Вы слыхали? Это нас….
4. Но вот пришла лягушка, прожорливое
брюшко,
И съела кузнеца…
5. Пусть всегда будет солнце!
Пусть всегда будет небо!
Пусть всегда будет мама!
Пусть всегда буду я!
Подводим итоги конкурса слов.
Воспитатель: Очень часто люди, отстаивая свои права, забывают, что такие же права есть и у других людей.
СЦЕНКА
Серёжа. В школе пробыл я полдня
И теперь вот у меня
Просто буря в животе-
Мысли только о еде.
Мама. Кто с порога – и за ложку?
Руки вымыл бы, Серёжка!
Серёжа. Нет, ты, мама не права,
Я свои узнал права.
Меня мыться заставляешь?
Мою личность притесняешь!
Бабушка. Ой, с давлением беда.
Ты, покушаешь когда,
То в аптеку, внук, сходи,
Мне таблеточек купи.
Серёжа. Что ты, бабушка, детей
Эксплуатировать нельзя.
Одевайся потеплей
И иди скорей сама.
Мама. Ну, тогда помой посуду,
Можешь это или нет?
Серёжа. Что ты, мама, нет, не буду:
Ведь на детский труд запрет.
Право есть на отдых, кстати,
Поваляюсь на кровати.
Мама. Прав у мам, как будто, нет!
Завтра сам готовь обед!
И задачу номер пять
Будешь, сын, ты сам решать.
Бабушка. Да и брюки завтра к школе
Сам, внучок, погладишь, что ли.
Мама. Твои права мы уважать,
Конечно же, должны.
Бабушка. Но только должен ты узнать-
Права у всех равны.
Конкурс-рисование «Права и обязанности»
Каждая команда в форме дорожных знаков изображает права и обязанности (по 2 примера).Тем временем выходят воспитанники и читают стихотворение "Наши права".
1. В своих правах мы все равны :
И взрослые и дети.
Все расы, веры, языки-
Все люди на планете.
2. На любовь имеют право
Все ребята на Земле,
На заботу и на ласку,
Право жить в своей семье.
3. В дом без спроса к вам никто
Заходить не может.
Ваши вещи и добро
Брать не может тоже.
4. Сохранить своё здоровье-
Право есть у нас такое.
Заболеть, когда случиться-
Каждый вправе полечиться.
5. Если вдруг захочет кто-то
Запретить ходить вам в школу,
Знайте сразу – он не прав-
Не дано таких им прав.
6. О правах своих послушал
И запомни крепко их.
Только знай, что очень нужно
Уважать права других.
7. Этих прав лишить не может
Вас никто и никогда.
Право каждое поможет
Быть счастливым вам всегда.
Воспитатель: Ребята, а почему человек должен знать свои права? (ответы детей
Воспитатель: Давайте посмотрим какие знаки придумали ребята. (команды отгадывают изображенные рисунки).
- Пусть они напоминают нам не только о наших правах, но об обязанностях.
А теперь давайте проведем интересный эксперимент:
РЕФЛЕКСИЯ
Притча ПОЛНАЯ БАНКА
Стоя перед аудиторией, пятилитровую стеклянную банку и наполняю её камнями, каждый не менее трёх сантиметров в диаметре. Спрашиваю у воспитанников, полна ли банка? Ответили: да, полна. Беру горошек и высыпаю его в банку с камнями, немного трясу её. Горошек занял свободное место между камнями. Ещё раз спрашиваю у воспитанников, полна ли банка? Ответ: да, полна. Затем беру емкость, с песком и засыпаю его в банку. Естественно, песок занимает полностью существующее свободное место. Ещё раз спрашиваю у воспитанников, полна ли банка? Ответ: да Тогда из-под стола я достаю кружку с водой и выливаю её в банку до последней капли, размачивая песок. — А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это ваша жизнь. Камни — это важнейшие вещи вашей жизни – это ваши права : на имя, на учебу, на здоровье, друзей — всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной. Это основа вашей жизни. Горошек — это вещи, которые лично для вас стали важными: увлечения или спорт. Песок — это всё остальное, мелочи. Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горошек и камни. И также в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: Учитесь, следите за здоровьем, уделяйте время друзьям и родным. Всегда будет ещё время, чтобы поиграть, побегать. Помните прежде всего, о камнях, то есть о самых важных вещах жизни; определите ваши приоритеты: остальное — это только песок. ( Кто-нибудь из детей спрашивает: «Что означает вода?») — Я рада, что вы спросили меня об этом. Я это сделала просто, чтобы доказать вам, что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть немного места для праздного безделья.
Жизнь мастерит раму, а картину пишешь ты. Я желаю вам, чтобы в вашей картине жизни были только яркие краски, как можно меньше темных.
Будьте, ребята, счастливы!