Елена Попова
Инновационный проект «Я — ребенок… И я имею право»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2 г. Черемхово»
Инновационный проект
«Я – ребёнок… И я имею право!»
Авторы проекта :
Попова Елена Валентиновна
вос-ль I квалификационной
категории
г. Черемхово
Содержание:
1. Актуальрость…. стр. 3
2. Проблема…. стр. 4
3. Цель проекта…. стр. 4
4. Задачи…. стр. 4
5. Участники проекта …. стр. 5
6. Сроки исполнения. стр. 5
7. Этапы реализации проекта. стр. 5
Публикация «Инновационный проект „Я — ребенок… И я имею право“» размещена в разделах
8. Риски проекта. стр. 5
9. Ресурсы необходимые для проекта…. стр. 5
9.1. ТСО
9.2. Социальные связи
9.3. Методическое обеспечение
10. Схема взаимодействия участников проекта. стр. 7
11. План реализации проекта. стр. 8
12. Предполагаемый результат. стр. 11
13. Заключение…. стр. 11 14. Приложение …. стр. 12
«Уважение к человеку – вот пробный камень
Если уважение к человеку будет заложено в сердцах людей, они неизбежно придут к созданию такой социальной, экономической политической системы, которая сделает это уважение непреложным законом».
Антуан де Сент-Экзюпери
Информационная справка
Актуальность
Человеческое достоинство-это источник прав и свобод, признание обществом социальной ценности, неповторимости, уникальности каждого человека. С самого раннего детства каждый ребенок-личность с индивидуальными чертами характера, способностями, желаниями, и всякая попытка грубого вмешательства в развития личности есть оскорбление самих основ породы.
В настоящее время все чаще в нашей жизни возникают ситуации жестокого обращения с детьми. Исчезает культура семейного воспитания. Родители больше озабочены материальным благополучием семьи: купить компьютер, машину, иметь квартиру, поехать за границу и т. д., подменяя заботу, эмоциональный комфорт в семье материальными благами.
Возникающие проблемы в воспитании своих собственных детей проявляются в полном безразличии к ребенку, его переживаниям, либо в семье существует гиперопека по отношению к ребенку. Родители не всегда могут справиться с собственными «чадами», бывают растеряны, не знают, что делать, как вести себя в той или иной ситуации, от бессилия применяют «рукоприкладство». Возникает удобная позиция: «отдавать» своих детей в руки специалистов, считая, что их детей будут и развивать и воспитывать вместо них.
Часто родители проявляют пренебрежительное отношение к нуждам собственного ребенка и в результате дети не получают того внимания, какое бы хотели получать от родителей, они бессильны изменить что-либо в этой ситуации. У дошкольников появляется тревожность, агрессивность, неврозы, стремление к власти – любым способом привлечь к себе внимание взрослых.
Защита прав ребёнка — это щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей и государства. Огромную важность приобретают вопросы формирования у детей знаний и представлений об основных демократических ценностях, воспитание их в духе гуманизма. Особое значение приобретает вопрос осознания своей социальной значимости, как личности, воспитания толерантности, терпимости к интересам других людей. Самоуважение и уважение к другим – вот, на наш взгляд, то, чего так остро не хватает как взрослым, так и детям.
И мы убеждены, что воспитывая уже в дошкольном возрасте предпосылки определенной гражданской позиции, мы строим свое будущее, будущее своей страны.
Проблема
В результате наблюдений за детьми, в ходе бесед было выявлено, что у детей недостаточно сформированы знания о правах.
Начиная работу с семьей по изучению Конвенции о правах ребенка, я провела предварительное анкетирование среди родителей с целью, выявления информированности о данном правовом документе. Было опрошено 30 родителей нашей группы.
Выявлено:
40 % (12 чел.) - не знают о существовании Конвенции о правах ребенка.
43,3 % (13 чел.) – слышали, но в его содержание не вникали.
16,6 % (5 чел.) – знают о существовании Конвенции о правах ребенка.
Исходя из первоначальных показателей, и того, что родители являются гарантом соблюдения Конвенции, мы наметили следующую задачу: разъяснение Конвенции о правах ребенка, как правового документа социально – нравственного и педагогического значения.
Гипотеза
Чтобы восполнить пробел знаний у детей и родителей по данной теме,
решили использовать метод проектов. В результате, был разработан проект «Я – ребёнок… И я имею право!».
Цель проекта
Создание условий для формирования у детей основ социально- правового сознания.
Задачи
• Познакомить детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав ребенка.
• Познакомить детей с правами и обязанностями человека, воспитывать уважение к правам другого человека, формировать эмоционально-положительное отношение к важнейшим нравственным качествам (доброта, милосердие, сострадание, сочувствие) и умение проявлять их при взаимодействии с окружающими людьми.
• Способствовать формированию доброжелательности и чуткости к окружающим, уважительного отношения к ним, привлечение внимания ребенка к своим правам и обязанностям, формирование нравственных норм и правил поведения (в детском саду, семье, обществе).
• Формировать чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности.
• Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности.
• Закреплять полученные знания в повседневной жизни и постепенное накопление опыта соблюдения прав и обязанностей.
• Познакомить родителей с основными направлениями Конвенции прав ребенка, довести до их понимания содержание статей.
Профилактика нарушения прав ребенка в семье.
Участники проекта
Дети старшего дошкольного возраста, их родители и педагоги.
Сроки исполнения проекта
Один учебный год.
Этапы реализации проекта
I этап – подготовительный. Срок реализации- с сентября по октябрь.
II этап – основной этап. Срок реализации- с октября по май.
III этап – контрольно-оценочный. Срок реализации- с мая по июнь.
Риски проекта
• Несогласованность действий работы социальных партнеров;
• Отсутствие плана взаимодействия;
• Неготовность родителей к получению информации;
• Неумение родителями пользоваться правами и обязанностями.
Ресурсы необходимые для проекта
• ТСО:
Фотоаппарат, видеомагнитофон, компьютер, принтер, цифровая камера, проекционная система, видео, DVD-проигрыватель, сканер, Интернет, телевизор.
• Социальные связи
Библиотека, детская поликлиника, школа
• Интернетресурсы, периодическая печать
• Методическое обеспечение:
1. Блинова Г. М. Познавательное развитие детей 5 – 7 лет. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2009 (Вместе с детьми).
2. Голицына Н. С., Огнева Л. Д. Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка - М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2006.
3. Доронова Т. Н. и др. – Защита прав и достоинств маленького ребенка : координация усилий семьи и детского сада: пособие для работников дошк. образов. учреждений – М. : Просвещение, 2006.
4. Жукова Р. А. Правовое воспитание. Старшая и подготовительная группы. Разработки занятий. - Изд. 2-е переработанное. /Сост. – Волгоград: ИТД «Корифей».
5. Зеленова Н. Г. ,Осипова Л. Е. Я –ребенок, и я имею право. -М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2009-96с
6. Имя вашего ребенка. – СПб. ; ООО «Виктория плюс», 2007
7. Имена, именины, именинники. – СПб. ; ООО «Виктория плюс», 2007.
8. Калинина Л. В. Изучаем права вместе с любимыми персонажами. - «Ребенок в детском саду».- №3.- 2008 С. 39 – 45.
9. Копытова Н. Н. Правовое образование в ДОУ - М. :ТЦ Сфера, 2007 (Библиотека руководителя ДОУ).
10. Ковалева Г. А. Воспитывая маленького гражданина. Практическое пособие для работников ДОУ, - М. : АРКТИ, 2003 (Развитие и воспитание дошкольника).
11. Конвенция о правах ребенка : Конвенция ООН. – М. : РИОР, 2007
12. Конституция Российской Федерации. Государственный гимн Российской Федерации. – М. : Юрайт-Издат, 2008 (Правовая библиотека).
13. Круглов Ю. Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М. : Просвещение, 1990.
14. Колокольчик №39 – 2007 («Чудо – осень», «Урок России») - учебно-методический и литературно-музыкальный журнал для педагогов, воспитателей и родителей.
Схема взаимодействия участников проекта
План реализации проекта
№ п/п Мероприятия
I этап – подготовительный
Сентябрь
1 Изучить документы, познавательную литературу по теме «Правовое воспитание дошкольников»
2 Подобрать фотографии, документальные материалы, DVD диски, презентации
3 Анкетирование родителей «Защита прав
ребнка? Ваше отношение?», с целью изучения запросов и возможностей родителей.
4 Разработать план работы с родителями на развитие правового сознания у детей (Приложение 1).
5 Создание условий для формирования у детей правовой компетентности (Создание уголка «Ваши права- дети»)
II этап – основной этап
Октябрь
Тема Цель Содержание
Познавательная игра «О правах – играя»
«Право на жизнь без насилия»
Познакомить детей с основами человеческих прав,
отраженных во «Всемирной декларации прав человека»,
развивать способность анализировать действия, поступки
людей и создавать ситуации для развития умений
применять полученные знания в реальной жизни.
Формировать позитивное отношение к окружающему
миру, понимание того, что все дети имеют право на жизнь без насилия.
д\и «Я имею
право…», «Я не должен …», «Кто нарушил право?».
П\и «Колобок»,
«Поводырь», «Помоги себе сам»,
«Спасатели».
Игры, способствующие
социальной адаптации:
«Маленькие дизайнеры»,
«Ласковые имена»,
«Разноцветный букет»,
«Комплименты»
Ноябрь
«Расти здоровым»
Помочь детям осознать роль государства в охране и укреплении здоровья. Учить самостоятельно следить за своим здоровьем, уметь оказывать себе элементарную
помощь.
Спортивное развлечение «7 +Я = СЕМЬЯ»
Беседа «Зачем нужна семья»
«Мешок жалоб»
Игра «Если бы я был бы.. .»
Декабрь
Учебно – предметная игра «Семена ученья
дадут добрые
всходы» Довести до сознания детей необходимость и значение
образования для каждого человека.
Игра – эстафета «Мы учимся в школе»
Январь
Беседы: «Что такое обязанность,
что такое право?», «Правила, по
которым мы живм», «Что
означает тво имя», «Без семьи
нет счастья».
Право на отдых, Познакомить детей с понятием отдыха и показать его необходимость, раскрыть возможное содержание отдыха,
учить детей заботиться друг о друге и о взрослых
Чтение художественных
произведений.
Февраль
ННОД «Право на
собственное
мнение»
Познакомить детей с содержанием статьи,
гарантирующей право на собственное мнение. Научить
выражать сво мнение и уважать мнение другого
человека.
Беседа «Мое право – дискуссия»
Решение проблемных ситуаций
Просмотр презентации «Ваши права- дети»
Март
Занятие с педагогом – психологом «Право на сохранение индивидуальности»
Подчеркнуть особенность, неповторимость каждого
ребнка, дать представление о том, что все люди разные,
и нужно принимать их такими, какие они есть.
Психотренинг «Я уважаю твое право на.. ., поэтому.. .»
Чтение сказки Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок»
Апрель
ННОД «Разноцветные
люди».
Развлечение «Мы на свет родились, что бы радостно жить».
Воспитывать уважительное, дружелюбное отношение к
людям разных национальностей. Доказать сходство всех
детей в мире независимо от их национальности.
Закрепить знания дошкольников о Конвенции о правах ребнка. Продолжать развивать у детей правовое сознание, воспитывать уважение к правам и обязанностям каждого человека.
Чтение сказок народов мира
Проблемная ситуация
Исполнение танцев народов мира
Рассматривание иллюстраций с изображением образа жизни, творчества народов мира
III этап – контрольно-оценочный
Май
1 Анкетирование родителей, с целью определения осведомленности родителей в вопросах правового воспитания дошкольников и знания прав детей
2 Выступление на семинаре ДОУ
3 Размещение на Сайте МДОУ
4 Защита проектов “Мои права в семье, в детском саду”
5 Выступление на Муниципальном уровне, городских методических объединениях
Предполагаемый результат
• Повышение уровня правового воспитания детей и осведомлённости родителей.
• Усвоение детьми правовых понятий : закон, право, правонарушение, национальные отношения.
• Повышение социальной компетентности дошкольников.
• Объединение усилий семьи и ДОУ по охране прав детей индивидуально родительскую позицию, стили воспитательной практики, ответственность и инициативу
• Повышение заинтересованности родителей в вопросах правового воспитания детей.
Заключение
Раннее правовое воспитание дошкольника способствует быстрому становлению его личности, гуманистически ориентированной, обладающей гражданскими чувствами, умеющей отстаивать свои права, адаптироваться к условиям окружающей жизни.
Приложение
Содержание приложения:
Приложение 1. План работы с родителями на развитие правового сознания у детей …стр. 14
Приложение 2. Конспект непосредственной образовательной деятельности …. стр16
Приложение1
План работы с родителями на развитие правового сознания у детей
Сентябрь
Анкетирование родителей «Защита прав
ребнка? Ваше отношение?»
Определение отношения родителей к правовому воспитанию в ДОУ.
Октябрь
Оформление наглядного материала в
родительских уголках.
Правовое просвещение родителей.
Опрос детей и родителей:
- Играют ли с тобой дома взрослые?
- Играете ли вы дома с детьми?
Изучение эмоционального состояния ребнка в семье, определение позиции родителей по отношению к ребнку.
Ноябрь
Оформление стенда «Защита прав детей
в семье».
Правовое просвещение родителей.
Консультация «Жестокое обращение с детьми: что это такое?»
Формирование правового сознания родителей.
Анкетирование «Наказания в
воспитании»
Определение компетенции родителей в вопросах воспитания.
Консультация «Искусство быть
родителем».
Помочь родителям реализовать базовые родительские
установки: любовные, уважительные, доверительные
отношения с ребнком.
Декабрь Распространение памяток. Формирование правового сознания родителей.
Выставка детского рисунка «Мир вокруг нас».
Привлечение внимания родителей к детскому творчеству,
формирование уважительного отношения к детским работам.
Январь Консультация «Как воспитывать ребнка без физических наказаний»
Помощь родителям в определении пути воспитания детей без физического насилия.
Февраль
Выставка детских работ «Папа, мама, я – счастливая семья»
Привлечение внимания родителей к детскому творчеству, формирование уважительного отношения к детским работам.
Март Тестирование «Какой вы родитель?» Определение степени близости между родителями и детьми. Совместный спортивный праздник
«Папа, мама, я – спортивная семья»
Пропаганда совместных детско-родительских мероприятий,
способствование сплочнности между членами семьи.
Апрель Консультация «Семья глазами ребнка»
(с использованием детских работ)
Привлечение внимания родителей к детскому творчеству,
формирование уважительного отношения к детским работам.
Письменная консультация «Восемь
типов родительской любви»
Дополнение знаний родителей о проблемах воспитания детей.
Развлечение «Мы на свет родились, что - бы радостно жить».
Развитие правового сознания, уважение к правам и
обязанностям каждого человека. Привлечение внимания
родителей к детскому творчеству
Приложение 2
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
"Право ребенка жить в семье"
Цель: Обобщение и систематизация знаний детей о роли семьи в их жизни.
Задачи:
• дать представление о защите прав ребенка членами его семьи, закрепить понятие о том, что у каждого человека есть, не только права, но и обязанности;
• совершенствовать способы взаимоотношения с членами семьи;
• развивать творческие способности, самостоятельность суждений, умение делать выводы; воспитывать чувство самоуважения и уважения к членам семьи.
Словарь: согласная семья, забота, обязанность, дети-сироты.
Предварительная работа: беседа по “Декларации прав человека” и “ Конвенции ООН о правах ребенка”.
Чтение русской народной сказки “Морозко”, ненецкой сказки “Кукушка”, “Золушка” Ш. Пьеро, “Воробьишко” М. Горького, заучивание стихотворений.
Оборудование: плакаты о правах ребенка, аудиозапись песни “Мама для мамонтенка” композитора В. Шаинского, иллюстрация к ненецкой сказке “Кукушка”, листы овальной формы (лепестки, 0,5 альбомного листа, восковые мелки.
Ход:
(Воспитатель предлагает детям послушать песню из мультфильма “Мама для мамонтенка”, ребятам предлагаются вопросы для обсуждения сюжета песни)
Воспитатель: Кого ищет мамонтенок? (Предполагаемые ответы)
Воспитатель: Скажите, куда вернется мамонтенок? (Ответы детей)
Воспитатель: Да ребята, семья, родной дом – самое дорогое, что есть у человека.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о праве ребенка жить и воспитываться в родной семье. Попробуйте произнести слово “семья” вот так: “семь-я!”.
Воспитатель: Как вы думаете, что это значит? (Ответы детей)
Воспитатель: Для чего люди создают семью? (Ответы детей)
Воспитатель: Что такое согласная семья? (Рассуждения детей)
- Самые близкие ребенку люди – его родители. И для родителей дети – смысл и радость всей жизни.
(Детям предлагаются пословицы. Задание: объяснить смысл пословиц)
1. “Родительское сердце - в детках”.
2. “Дети не в тягость, а в радость”.
3. “Семья сильна, когда над ней крыша одна”. (Рассуждения детей)
Помните, счастливы дети, тогда, когда у каждого ребенка дружная семья.
“Если дочка не упряма,
Если папа не сердит,
Если бабушка на маму,
Исподлобья не глядит,
Если добрые слова,
Слышишь с самого утра,
Значит папа, мама, я –
Кто? – хорошая семья!”
(Вниманию детей предлагаются плакаты по правам человека)
Воспитатель: О чем говорят эти плакаты? (Рассуждения детей)
Воспитатель: Каждый ребенок имеет право на жизнь.
Воспитатель: Каждый ребенок имеет право на заботу со стороны взрослых.
Воспитатель: Каждый ребенок имеет право на сохранение семейных связей.
Воспитатель: Права детей записаны в специальном документе - “Декларация прав ребенка”, “Конвенция прав ребенка”. Ваши права охраняются государством.
Воспитатель: В хорошей и дружной семье все помогают друг другу, заботятся о членах семьи.
Воспитатель: Расскажите как ваши мамы и папы заботятся о вас?
Воспитатель: А у вас есть постоянные обязанности дома?
(Ответы детей)
Игра “Наши добрые дела”
На магнитной доске круг желтого цвета. Дети подходят по одному с лепестком, вырезанным из бумаги и рассказывают, как они помогают дома, какие поручения выполняют. (В конце игры подводится итог)
Воспитатель: Посмотрите, от ваших добрых дел даже цветок раскрыл свои лепестки.
Воспитатель: Да, помощь родителям нужна. И они заботятся о том, чтобы ваши права не нарушались.
(Рассуждения детей)
Чтение загадки:
“Дитя еще не родилося,
А уж отдано на воспитание,
У кого это?” (Кукушка)
(Показ иллюстрации к ненецкой сказке “Кукушка”, беседа по сказке)
- Ребята, назовите, как называется сказка?
- Почему мама обернулась “кукушкой”?
- Какие права были нарушены детьми по отношению к родителям?
- Как бы вы поступили на месте этих беззаботных детей?
- Подумайте, кто будет заботиться об этих детях? (Рассуждения детей)
- Как же поступают с детьми, оставшимися без родителей?
Воспитатель: В жизни бывают такие ситуации, когда дети остаются без семьи. Эти дети находятся под защитой государства. Дети сироты живут в детских домах и приютах. О них заботятся взрослые: за здоровьем ребенка следят врачи, медицинские сестры, воспитатели дают знания, дарят тепло и ласку, воспитывают быть добрыми и дружными.
Игра “Что мы делали, не скажем, а что делали, покажем”
Игровой этюд в команде. Одна команда показывает имитирующие движения домашних дел, другая команда, отгадывает, затем меняются ролями.
Воспитатель: Мы с вами много говорили о семье, о заботливом отношении к членам семьи, о ваших правах и обязанностях.
Воспитатель: А сейчас ребята, предлагаю вам нарисовать символ семьи. И рассказать, что он означает.
(Дети под мелодию “Мама для мамонтенка” рисуют символы)
(Затем дети рассказывают о символах своей семьи, о своих правах, о любви в семье, о дружеских взаимоотношениях с родными)
(Стихотворение)
“Без прав на свете жить не сможем,
Всегда и везде нам право поможет,
Как хорошо, что есть права,
Они великой силой обладают”
(Воспитатель предлагает детям из рисунков символов семьи сделать альбом)
Воспитатель: Желаю вам ребята, чтобы ваши права в семье никогда не нарушались, и что бы у каждого ребенка была дружная и счастливая семья.
Подведение итога занятия.