Ирина Гурова
Сценарий викторины «Зимующие птицы Карелии» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование экологической культуры у старших дошкольников, коррекция и развитие речи.
Задачи:
- Закрепить, обобщить знания детей о зимующих птицах.
- Уточнять и активизировать словарный запас по теме. Упражнять в составлении предложений разных типов при ответах на вопросы.
- Развивать слуховое и зрительное внимание, быстроту, смекалку и сообразительность.
- Развивать общую моторику, координацию речи с движениями, графо-моторные умения.
Публикация «Сценарий викторины „Зимующие птицы Карелии“ в старшей группе» размещена в разделах
- В мире животных. Викторины, интеллектуальные игры
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Викторины, интеллектуальные игры
- Зимующие птицы. Сценарии развлечений
- Природа Карелии: животные растения
- Птицы зимующие. Сценарии развлечений и мероприятий
- Птицы. Викторины, интеллектуальные игры
- Республика Карелия
- Старшая группа
- Сценарии зимних календарных праздников
- Сценарии зимних развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Темочки
- Воспитывать интерес к природе Карелии, бережное отношение к птицам, желание заботиться о них зимой.
- Формировать умения взаимодействовать в команде: сопереживать, помогать друг другу.
Ход викторины:
Вед. : - Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у нас необычное утро! Мы будем соревноваться и проверим – кто больше всех знает о зимующих птицах! Сегодня у нас викторина – «Зимующие птицы нашего края»!
Символом нашей игры сегодня будет большая и мудрая лесная зимующая птица? Кто догадался, кто это? Правильно, это сова!
Сова снова прилетела к нам из сказочного леса Знания. И опять она принесла нам свои увлекательные загадки и задания, и, конечно же, подарочки. (Ведущий показывает корзину Совы, вынимает оттуда лист с загадкой, читает её детям):
Отличаемся мы цветом,
Встретишь нас зимой и летом.
Если крыльями взмахнем,
Будем в небе голубом.
Мы умеем щебетать,
Каркать, петь и ворковать,
Нас зимою покормите…
Дети, кто мы, назовите! (Птицы).
В нашем конкурсе сегодня участвуют две команды – «Снегири» и «Синицы». (Дети выбирают жетоны с изображением птиц, и таким образом, оказываются в одной из двух команд).
Итак, начинаем! Не забудьте взять с собой быстроту, смекалку, находчивость, дружбу и победа будет за вами! За каждый правильный ответ каждая команда получает 1 балл – звезду.
Ведущий вынимает из корзины Совы конверты с заданиями.
1 конкурс – «Разминка» - «Узнай птиц» (узнавание птиц на картинках)
Каждая команда получает от Совы по 7 картинок с изображениями зимующих птиц (у команд разные картинки). Задача участников каждой команды – узнать всех птиц и назвать их.
Птицы для команды «Снегири»: ворона, воробей, синица, сова, свиристель, глухарь, рябчик.
Птицы для команды «Синицы»: сорока, голубь, снегирь, дятел, поползень, тетерев, клёст.
Вед: - Молодцы, ребята, вы быстро и правильно узнали и назвали всех зимующих птиц! Каждую команду сова награждает звёздами! (На табло выкладываются звёзды для каждой команды). Картинки с изображением птиц выкладываются на доске для следующего конкурса.
2 конкурс – «У кого?» (узнавание птиц по названным признакам)
Ведущий поочерёдно задаёт вопросы каждой команде, называя внешние признаки зимующих птиц. Дети отвечают на вопросы предложением.
Вопросы команде «Синицы»:
У кого белые щёчки?
У кого красная грудка?
У кого твёрдый клюв?
У кого коричневые пёрышки?
У кого белые бока?
У кого жёлтая грудка и белые щёчки?
У кого красная головка и крепкий клюв?
У кого круглая голова и большие глаза?
Вопросы команде «Снегири»:
У кого длинный хвост?
У кого слабые лапки?
У кого чёрный клюв?
У кого большая голова?
У кого красная голова?
У кого красная грудка и чёрные крылья?
У кого белые бока и чёрный хвост?
У кого коричневые крылышки и тонкие лапки?
3 конкурс – «Чей голосок?» (узнавание птиц по издаваемым звукам)
Игрокам обеих команд поочерёдно предлагается прослушать аудиозаписи с голосами зимующих птиц. Прослушав аудиозапись, дети называют птицу.
4 конкурс – «Загадки от мудрой Совы»
Ведущий загадывает загадки каждой команде поочерёдно.
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
Черный жилет,
Красный берет,
Нос как топор,
Хвост как упор. (Дятел)
Где шум и гам, там и она,
Идёт о ней в лесу молва:
Что нет болтливей этой птицы,
Что ей на месте не сидится,
Что там, где драка, ссора, склока,
Там точно кружится… (Сорока)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять! (Снегирь)
Сильная, большая птица
Даже кошки не боится.
Очень важная персона –
Чёрно-серая… (ворона)
Не страшны ему метели,
Гнезда вьет зимой на ели,
Крик его отрывист, прост,
Кривоносый красный. (клест)
Эти птички с хохолком
И красивые притом,
На рябину прилетели.
Птички эти – (свиристели)
Только я из птиц, признаться,
В зной, морозы и пургу
По стволу передвигаться
Головою вниз могу. (Поползень)
- Маленький мальчишка
В сером армячишке,
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
По полям кочует,
Коноплю ворует. (Воробей).
Покрупнее воробья,
Вам встречаюсь часто я.
Я со стайкою летаю,
Всюду крошки подбираю,
Семечки люблю клевать
И с подружкой ворковать.
За свой нрав миролюбивый
Называюсь птицей мира. (Голубь)
Подвижная игра «Снегири» (Автор Н. В. Нищева)
Вот на ветках посмотри, (Хлопать руками по бокам)
В красных майках снегири. (Наклоны головой вправо-влево)
Распушили пёрышки,
Греются на солнышке. (На первое слово каждой строчки частое потряхивание руками, на второе-хлопок по бокам)
Головой вертят, улететь хотят. (Повороты головой)
Кыш! Кыш! Улетели!
За метелью! За метелью! (Дети разбегаются, взмахивая руками, как крыльями)
5 конкурс – «Лабиринты от мудрой Совы» (графо-моторное игровое упражнение)
Каждая команда получает лист с графическим заданием – лабиринтом: «Помоги клесту добраться до ёлки с шишками», «Помоги снегирю добраться до ветки рябины».
6 конкурс – «Ты скорей найди ответ: правда это или нет?»
Ведущий предлагает задание из следующего конверта. Поочерёдно каждой команде даётся несколько утверждений о жизни зимующих птиц, их повадках. Задача детей – определить, правдивые они или нет.
- Синица любит сало. (+)
- Снегирь любит сало. (-)
- Ворона – всеядная птица. (+)
- Ворона – очень умная и сообразительная птица. (+)
- Воробей питается насекомыми. (-)
- Клесты любят семена шишек. (+)
- Синица – перелётная птица (-)
- Сорока выводит птенцов весной. (+)
- Дятел строит дупла для других птиц и мелких животных. (+)
- Клесты выводят птенцов зимой. (+)
- Голубь пьёт воду клювом, как человек через соломинку. (+)
- Свиристель громко стучит клювом по дереву. (-)
- Поползень может перемещаться по стволу вниз головой. (+)
- Сова поворачивает голову на 180 градусов. (+)
- Дятел зимой вместо воды глотает снег. (+)
- В шее воробья в 2 раза больше позвонков, чем у жирафа (+)
- Птицам не нужна помощь человека зимой (-)
- Птицы помогают людям летом. (+)
Вед. : Молодцы, ребята! Вы много интересного знаете о птицах.
7 конкурс – «4 лишний»
Ведущий вынимает из корзины Совы следующий конверт. В нём – игра «4 лишний». Каждая команда получает по одной карточке с игровым заданием.
Для команды «Снегири» - снегирь, синица, сорока, петух.
Для команды «Синицы» - голубь, ворона, воробей, ласточка.
Каждая команда обсуждает правильный ответ и затем один ребёнок на него отвечает.
8 конкурс – «Покорми птиц»
Ведущий сообщает детям, что Сова приготовила им ещё одно задание: «Птицам трудно зимовать – надо птицам помогать! А помочь птицам могут люди, положив в кормушки корм». Из корзины Совы ведущий вынимает для каждой команды прозрачные пакетики с кормом для птиц (подсолнечные, тыквенные, арбузные семечки, сало, пшено, гречневая крупа). Также присутствует и лишняя еда (конфеты, ржаной хлеб). Задача каждой команды – выбрать только нужный корм и положить его на приготовленные кормушки.
Подведение итогов конкурса, вручение медалей всем участникам.
Вед. : «Наша гостья – мудра Сова очень довольна. Ведь мы все сегодня увидели, что вы не только очень хорошо знаете зимующих птиц, но готовы им помогать зимой!»
В заключение подготовленные дети читают стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой».