Татьяна Панова
Сценарий STEAM проекта «Не верь своим глазам!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию.
Материалы: карточка к занятию и раздаточный материал «Зеркальные слова», зеркальца, тетрадные листы, фломастеры или маркеры.
Вводная беседа: 5 мин.
- Ребята, если у вас есть секрет, секретная информация, нужно, чтобы никто не смог её понять. Согласны? Иначе это будет не секрет.
- Поможет нам в этом удивительная наука - криптография. Это наука о том, как обеспечить секретность сообщения. Люди, занимающиеся данной наукой, называются криптологами. Криптография занимается шифрованием или засекречиванием информации. Понять или рассекретить сообщение может только тот, кто знает особый секрет. Правило, по которому сообщение зашифровывается, называется ключом. К каждому процессу шифрования есть свой ключ, без него нельзя! Шифровать можно по – разному! Открою вам секрет, сегодня я перехватила сообщение, оно зашифровано (показать карточку к занятию «Зеркальные слова»).
- Кто хочет их расшифровать? Начнём!
Основная часть: 15 мин.
- Ребята, давайте изучим секретные сообщения (карточка к занятию «Зеркальные слова»).
- Мы можем понять, что это за слова? Не получается? Почему? (Потому что они зашифрованы).
- Что нам нужно знать, чтобы расшифровать зашифрованное сообщение? (Ключ к шифровке).
- Давайте попробуем подобрать нужный ключ.
Есть один старый способ шифрования – писать слова наизнанку, т. е. наоборот. Мы пишем слева направо, от левой руки к правой (показ). А это засекречивание состоит в том, что слова написаны справа налево, и все буквы развёрнуты в другую сторону.
- Что может всё переворачивать в другую сторону? (Зеркало).
Ключ к разгадке этого шифрования – зеркало. Если сообщение зашифровано таким способом, то нам нужно – зеркало! Если его подставить около надписи справа, то в зеркале мы увидим, что на самом деле написано, сообщение как бы развернётся!
- Попробуем, правильно ли мы с вами подобрали ключ для расшифровки сообщений.
Практический этап:
-Воспитатель демонстрирует расшифровку нескольких сообщений с помощью зеркальца – подставляет зеркальце справа от читаемого слова
- Дети читают расшифрованные слова (2 – 4 слова с каждой карточки).
- Воспитатель раздаёт карточки, зеркальца.
- Ребята самостоятельно расшифровывают слова.
-Ребята, мы нашли нужный ключ. Попробуем теперь сами зашифровать сообщение при помощи зеркала. Зашифруем и передадим родителям, чтобы они тоже попробовали расшифровать наши послания. Только мы не будем им говорить в заранее, что там написано. Давайте проведём зеркальное шифрование по специальному алгоритму!
Алгоритм:
- На тетрадном листе тёмным маркером жирно с сильным надавливанием пишем слово.
- Переворачиваем бумагу – наше слово должно просветиться через бумагу. На обратной стороне обводим проявившуюся надпись. Это и есть перевёрнутое слово.
- Воспитатель с детьми делают несколько таких образцов слов.
- Ребята, наши шифровки готовы! Чтобы родители смогли расшифровать, что они должны знать? (Ключ). Передав родителям шифровку, не забудьте сказать, что ключ к расшифровке – зеркало!
Итог: воспитатель отмечает более активных детей.