Полина Коноваленко
Сценарий шахматного турнира
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: привить детям интерес к шахматам, создать условия для интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
Активизировать мыслительную деятельность, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, находчивость, смекалку.
Развивать чувство ответственности и умение разрешать проблемные ситуации.
Воспитывать спокойствие и уверенность в своих силах, настойчивость, умение достойно выигрывать и проигрывать с достоинством.
Публикация «Сценарий шахматного турнира» размещена в разделах
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Шахматы. Сценарии развлечений
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» март 2020
Предварительная работа:
Заранее познакомить детей с правилами проведения турнира, чтобы все участники осознанно относились к предъявляемым к ним со стороны арбитров требованиям.
Составить жюри, назначить ответственного за награждение.
Подготовить музыкальное сопровождение для турнира.
Подготовить зал для проведения мероприятия.
Правила шахматного турнира :
Начинают играть сразу все участники. Арбитры следят за ходом игры, как только пары будут заканчивать игру, арбитры определяют победителей, из числа победителей составляются пары для следующего этапа турнира.
Турнир длится до тех пор, пока не будут выявлены лидеры на 1, 2, 3-е места. Продолжительность турнира 60 минут.
Ход ТУРНИРА:
Торжественный вход участников турнира, под музыкальное сопровождение.
Ведущая : Здравствуйте, ребята! Сегодня знаменательный день в нашем детском саду – наши дети участвуют в шахматном турнире. У нас сегодня гостья. Угадайте кто она, а для этого вам нужно разгадать мою загадку?
Не люди, не звери, не часы, а ходят?
Дети: (шахматные фигуры).
Скучно было детворе
Ранним утром во дворе.
- Знаю я одну игру, -
Сказал ребятам Петя. –
Где бы я ни был и везде
В неё играют дети.
В игре той есть ладья и ферзь,
Слон, конь и пешек ряд,
А возглавляет всех король –
Его хранит отряд.
Хочу задание вам дать:
Игры название угадать!
Дети:
Шахматная королева :
Правильно, молодцы. А я Шахматная королева! Я пришла к вам, чтобы открыть соревнования. Шахматы одна из самых древних игр. Известно, что Родина шахмат – Индия. Всякое шахматное сражение разворачивается на специальном поле – доске.
-Ребята поприветствуем участников турнира!
Ведущая:
Но прежде чем открыть турнир проведем разминку.
Шахматы - игра сильнейших!
Для ума заряд дает,
Волю, стойкость воспитает,
Логику всем разовьет!
1-е задание:
«Доскажи словечко» :
1. Скоро бой. И ждет войска Деревянная ___(доска).
. Ни к чему, ребята, спешка – Потеряться может___(пешка).
3. Играет не простую роль Его величество___(король).
4. В «шалашах» и в «камышах» Я услышал слово___(шах).
5. В словах «матрешка» и «формат», я подчеркну не шах, а___(мат).
6. Нужно проявить сноровку, чтобы сделать___(рокировку).
2 – е задание:
А сейчас устав изрядно,
Оба войска захотели поразмяться.
Покажут сноровку свою наглядно:
В смекалке и беге будут состязаться.
«Шахматная эстафета : Поставь правильно шахматную фигуру»
3 – е задание:
«Блиц – вопрос» :
- Из каких досок не строят теремок? (шахматных)
- Каких клеток больше, черных или белых? (поровну)
- В каких клетках не держат зверей? (шахматных)
- Где возникли шахматы? (в Индии)
- Какой формы шахматная доска? (квадратная)
- Какая фигура может перепрыгивать через фигуры? (конь)
4 – е задание:
Вопросы из шахматной шкатулки.
1. Как ходит и бьёт пешка? (только вперед, наискосок)
2. Может ли пешка стать когда-нибудь фигурой, превратиться в неё, в каких случаях? (Да, если белая пешка достигнет 8-й, а чёрная 1-й горизонтали.)
3. Где стоят ладьи на доске до начала игры? (по краям)
4. Может ли ладья побить сразу две пешки, за один ход? (нет, только одну фигуру)
5. Какие бывают слоны у чёрного и у белого войска? (белопольные и чернопольные)
6. Какая фигура не может встать на белые поля? (чернопольный слон)
7. Между какими фигурами на доске стоит конь?
8. Чем конь отличается от всех остальных фигур? (ходит буквой «г», перескакивает через свои и чужие фигуры)
9. Какие шахматные фигуры скрываются в словах: «оладьи», «спешка», «заслонка», «коньки».
Шахматная королева : Властью, данной мне Шахматным королем, объявляю шахматный турнир открытым.
Сейчас мы с помощью жребия определим пары.
У каждого участника турнира есть свой номер, вытягиваем по 2 номера из шляпы и определяет пары детей. Дети занимают столы.
Замечательно пары мы выбрали, теперь нужно определить — кто какими по цвету фигурами будет играть.
Один ребенок из пары берет 2 фигуры: белую и черную, прячет их за спиной и перемешивает. Затем по команде вытягивает кулачки вперед, а другой ребенок выбирает. Все дети расставляют шахматы на поле.
Шахматная королева :
Игра в шахматы требует спокойной обстановки и внимания. Все зрители пойдут со мной в спортивный зал, где мы будем проводить соревнования на логическое мышление, умение считать и сообразительность. Наши участники сразятся в честном бою на шахматных досках, самые умелые из вас выйдут победителями. Желаю вам успехов, удач и побед.
Зрители вместе с шахматной королевой под музыку уходят из зала. Соревнования начинаются. Во время соревнования арбитры наблюдают за ходом игры, судейская коллегия ведет протокол соревнования для выявления победителей.
Ведущая: вот и подошел к концу наш шахматный турнир. В заключение хочу напомнить всем одну поучительную восточную мудрость: «Есть шахматисты, играющие слабо и не знающие это, - они невежды, избегайте их. Есть шахматисты, играющие сильно и знающие это, - они мудрецы – следуйте им!»
По окончании соревнования определяются победители. Жюри оценивает команды, главный судья оглашает общие результаты. Вручаются дипломы, медали.