Марина Устинова
Сценарий семинара «Я-семья-род-народ»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар : Я – СЕМЬЯ – РОД – НАРОД
Форма проведения: посиделки.
Цель: привлечь внимание родителей и педагогов к вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Задачи: осмыслить основные нравственные ценности; расширить представления и обогатить педагогические умения родителей по вопросам нравственного воспитания дошкольников; вовлечь родителей в обмен мнениями об успехах и трудностях нравственного воспитания ребенка; способствовать получению опыта содержательного и конструктивного мышления; увлечь родителей разнообразными способами работы во время коллективных встреч.
Публикация «Сценарий семинара „Я-семья-род-народ“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
План проведения:
1. Вступительное слово ведущего (сообщение темы, цели и задач семинара).
2. «Посиделки».
3. Принятие решения.
Ход мероприятия
I Подготовительный этап
1. Оформление материалов к выставке по теме семинара.
2. Разработка сценария.
3. Проведение опроса детей и родителей на тему «Нравственные ценности».
4. Оформление текстовых и наглядных материалов к семинару.
5. Разработка проекта решения.
II. Организационный этап
Семинар проходит в музыкальном зале. Звучит спокойная народная музыка. Столы расположены для работы в группах (по четыре группы). На каждом столе лежат чистый лист, ручка, подставка, подносы с материалами для ручного труда, программа семинара.
III. Вступительное слово ведущего
Ведущий приветствует родителей, сообщает тему семинара : «Я – семья – род – народ!», ее цель (нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, обращает внимание присутствующих на программу семинара.
IV. Этап распределения ролей
Ведущий. Дети дошкольного возраста очень любят фантазировать. Вместе с педагогами они часто отправляются в воображаемые путешествия. Вот и мы сегодня с вами отправимся в путешествие. Оно будет особенное. Мы отправимся в далекое прошлое, к нашим предкам.
Представьте себе мир, в котором они жили. Не было городов, высоких домов, машин, электричества (открывается картина, изображающая семью и быт прошлого). Избы были большими и просторными. Вечерами за большим столом собиралась вся семья (фоном звучит народная песня).
Так и нас всех, собравшихся сегодня, можно назвать одной большой семьей. Для наших детей детский сад становится вторым домом. Воспитатели в течение дня стараются заменить детям родителей. Так что на пять лет все мы «сродняемся» и живем общими заботами и радостями.
Чтобы конкретнее определить роли в нашей большой и дружной семье, мы распределимся на четыре группы (называет и ставит на стол символ) :
• «Малыши»;
• «Дети»;
• «Родители»;
• «Бабушки и дедушки».
Итак, вся семья в сборе! Как говорится, сядем рядком да поговорим ладком. Результаты диагностики.
V. «Посиделки»
Воспитатель. Народная мудрость гласит: «Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети. Старость неотвратима. Смерть неумолима. Перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих поступков детей дом можно уберечь, как и от беды».
Воспитывая ребенка, все члены семьи надеются вырастить из него достойного человека. Каждый хочет гордиться своим ребенком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни.
Но прежде чем начать наш разговор, давайте выясним, знаем ли мы, что такое нравственность, мораль, доброта и другие нравственные понятия.
Задание 1. Разминка.
1. Мудрые мысли.
На каждом столе лежат карточки с пословицами, поговорками, афоризмами, высказываниями великих людей на тему семинара. Под музыку карточки передаются по кругу. Таким образом родители знакомятся с содержанием каждого высказывания.
2. История фамилии.
Участники семинара рассказывают о своей фамилии.
Ведущий. Стремительно летит время, изменяется наша жизнь. Многие слова исчезают из употребления. Вспомните, как Пушкин описывал любимую героиню: «А как речь-то говорит, словно реченька журчит…» Чем больше будет звучать в нашем доме теплых, добрых, ласковых, вежливых слов, тем крепче и благополучнее будет наша семья.
Задание 2. Попробуем вспомнить самые заветные, самые душевные слова и выражения.
• «Малыши» - о маме.
• «Дети» - о папе.
• «Родители» - о старшем поколении.
• «Бабушки и дедушки» - о внуках.
(Время на подготовку 1 минута. Записывают все слова, а затем один представитель от команды их зачитывает.)
Ведущий. Сколько добра и света в названных вами словах! Почаще согревайте свой семейный очаг их теплом. Не скупитесь на добро.
Слов прекрасных вы знаете много, но всегда ли при детях говорите их? Детский словарный запас надо постоянно пополнять. Не скрывайте от детских глаз и ушей свое искренне восхищение, благодарность, заботу, любовь к члену вашей семьи. Пусть подобные слова будут главными словами ваших детей.
Задание 3. А теперь проанализируем ответы наших детей и родителей на тему «Нравственные ценности».
1. Представляются обобщенные результаты опроса детей группы.
Вопросы для детей:
1. Каким ты хочешь быть человеком?
2. Кем ты хочешь быть?
3. Что нужно, чтобы дома у вас было всем хорошо?
4. Без чего нельзя прожить человеку?
5. Если бы ты нашел клад, то что бы ты сделал?
6. Если бы у тебя была волшебная палочка, то что бы ты сделал?
2. Представляются обобщенные результаты опроса родителей.
Вопросы для взрослых:
1. Качества, необходимые вашему ребенку как человеку…
2. Вы хотели бы, чтобы ваш ребенок стал…
3. В хорошей семье всегда…
4. Нельзя прожить без…
5. Если бы я нашел клад, то…
6. Если бы я все мог, то…
Инсценировка рассказа Алексея Глебова
«Бабушкина сказочка»
Ведущий: Тихим летним вечером сидели на крылечке бабушка Настя и внучка Катя. И вот какую сказку рассказала бабушка…
Бабушка: Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику.
Любовь: Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Бабушка: Подумал волшебник и сказал…
Волшебник: Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет…
Бабушка: Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в установленное место к трем соснам, что стояли на краю леса… Пришла и видит: стоят у сосен пять прекрасных девушек, одна другой краше.
Волшебник: Вот, выбирай. Одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую – Доброта.
Любовь: Они все прекрасны. Не знаю, кого и выбрать…
Волшебник:Твоя правда. Они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.
Бабушка: Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой: у одной, как небо, - синие, у другой, как изумруд, - зеленые, у третьей, как яхонт, - серые, у четвертой, как темный бархат, - черные, у пятой, как незабудки, - голубые.
Задумалась Любовь. Потом подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку…
Бабушка: Вот и вся сказка. Ну, а ты, внучка, кого бы выбрала себе в подружки?
Ведущий: И Катя задумалась…
Катя: Да, пожалуй, доброты нам часто не хватает.
Бабушка: Людям нужно стать добрее!
Задание 4. Музыкальная пауза – исполнение детских песен с нравственным содержанием (например, «Когда мои друзья со мной», «Ты – человек») по 1 куплету (по очереди).
Ведущий. А сейчас мы поговорим о правилах общения в семье.
Установлено, что нравственность подростка зависит от того, как его воспитывали в годы детства, что заложили в его душу от рождения до 10 лет.
Для успешного воспитания важны не только любовь к ребенку, но и общий микроклимат семьи. Родители для ребенка – камертон: как они прозвучат, так он и откликнется. Если мы плохо относимся, например, к своим родителям, того же нужно ждать и от своих детей.
Древняя притча рассказывает: «Сын схватил старенького отца и потащил на съедение к крокодилам. Сын сына побежал за ним. «Зачем?» - спросил отец. «Чтобы узнать дорогу, по которой придется тащить тебя…».
В нашей повседневной жизни мы, пожалуй, больше всего страдаем от недостатка культуры в людях. И дело даже не в вежливости, ибо она – лишь внешнее проявление культуры. Речь идет о нехватке культуры внутренней, и нагляднее всего ее уровень виден на детях.
Глядя на пятилетнего ребенка, можно ясно представить, какие у него родители, как и о чем они разговаривают друг с другом, какой микроклимат в семье. Не зря слово «культурный» имеет синоним «воспитанный».
Мы предлагаем вам краткие правила общения в семье, которые станут для вас своеобразной памяткой.
Давайте зачитаем памятку «Правила общения в семье» (зачитывают).
Подробнее хочется остановиться на последнем пункте «правил». Совместная деятельность – источник общения. Совместный труд сближает, сплачивает семью. Даже мелкие незначительные поручения в семье помогут ребенку понять, осознать свою значимость.
В старину детей с трехлетнего возраста вводили в ремесло. Мальчика отец сажал на коня, начиналось для будущего мужчины обучение воинскому делу, охоте, ремеслу. Девочку с этого же возраста начинали учить рукоделию, ведению хозяйства.
Труд для детей был посильный, но настоящий. Отец несет мешок, сын – мешочек; у мамы веретено, у дочки – веретенце.
Что ж, и нам нечего без дела сидеть!
Задание 5.«Рукодельница». Творчество всегда занимало важное место в жизни человека. Всю жизнь люди стремились обустроить свой быт удобными, долговечными вещами, но делали их так, чтобы они радовали глаз и веселили душу.
На сегодняшних посиделках всем членам нашей большой семьи – свой «урок».
«Малыши» - изготовляют украшение (игрушку из бумаги).
«Дети» - оформляют пластиковые бутылки природным и бросовым материалом (вазы, карандашницы и т. д.).
«Родители» - изготовляют игрушку-куколку из ткани, ниток, гороха.
«Бабушки и дедушки» - демонстрируют разные способы придания формы булочкам из слоеного теста.
Готовые поделки собираются, демонстрируются, в дальнейшем из них оформляется выставка в группе.
Ведущий. В дружной семье любое дело ладится! Потрудились вы на славу! Украсили свои поделки от души!
VI. Подведение итогов семинара.
Ну что ж, наши посиделки подошли к концу! Надеемся, что они не прошли для вас даром. Будьте добрее друг к другу. Берегите друзей. Пусть сбудутся все добрые предсказания! Пусть в ваших семьях будет лад и согласие! Пусть каждая ваша семья станет надежным звеном в цепочке Я – семья – род – народ!
Вариант 1. Родителям предлагается ответить на вопрос, что полезного для себя они узнали на семинаре; зарисовать свое мнение в виде общего от группы рисунка и подписать одной фразой. Далее все рисунки родителей вывешиваются на стенд и зачитываются.
Вариант 2. Тройная оценка. Доску делят на три части. В первой части будет отмечаться все то, что участникам понравилось на семинаре. Во второй части должно быть указано, что не удовлетворило их запросы. В третьей части будут перечислены предложения по дальнейшей эффективности семинаров. Полученные ответы, при желании, можно обсудить со всей группой родителей.
VII. Принятие решения