Получи документы

Социально-профессиональная компетентность педагога в управлении качеством дошкольного образования

Таcлима Садыкова
Социально-профессиональная компетентность педагога в управлении качеством дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы

Т. Н. Садыкова

(г. Муравленко)

Социально-профессиональная компетентность педагога в управлении качеством дошкольного образования

В статье обсуждается важностьсоциально-профессиональных компетенцийдля реализации приоритета дошкольного образования – социализации; проблема включения родителей в этот процесс, как субъектов воздействия и оценивания; переченькомпетенций, обеспечивающих это включение; основания для создания необходимого инструментария для этого.

Публикация «Социально-профессиональная компетентность педагога в управлении качеством дошкольного образования» размещена в разделах

Ключевые слова: социальные компетенции, социализованность, социально-профессиональная компетентность, экспертная оценка

T.N. Sadykova

(of Muravlenko)

Social and professional competence of the teacher of quality management of preschool education [1]

In article importance of social and professional competences for realization of a priority of preschool education – socialization is discussed; problem of inclusion of parents in this process, as subjects of influence and estimation; the list of the competences providing this inclusion; bases for creation of necessary tools for this purpose.

Keywords : social competences, sotsializovannost, social-professional competence, expert assessment

Специфика профессионально-педагогической деятельности в дошкольном образовании предполагает наличие у педагога и социально-профессиональных, социально-статусных компетенций. Педагог должен располагать не только профессионально-образовательными компетенциями, обеспечивающими передачу содержания дошкольного образования по пяти образовательным областям в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования [5], но еще и компетенциями, обеспечивающими передачусодержания социализации. Это важно в связи с тем, что приоритетами дошкольного образования объявлены социализация и индивидуализация.

С. Г. Молчанов указывает в этой связи, что «…наши французские коллеги утверждают, по поводу феномена «образование», который в европейских странах, имеет имя – «education» (во французской традиции, например) : «Letermeducationapparataudbutdu XVI-imesicle. A sa veritable timologie(educare, nourrir, lever, les humanistesprfrentcelle de educere (faire sortir, tirer hors, associantainsidans le mme concept les signification dlevage et dinstruction» .Ведь «ducation» означаетивоспитание (социализацию) иобучение (образование). А в нашей научной традиции мы переводим «ducation» только, как образование, а затем определяем «образование» (Закон РФ «Об образовании, как «воспитание и обучение».На самом деле, термин «ducation» имеет два смысла: а) социализация и б) образование. А воспитание и обучение – всего лишь способы передачи и содержания социализации, и содержания образования. А их следует определять, как, а) совокупность социальных компетенций и б) совокупность образовательных компетенций. Следовательно, для их передачи педагог должен обладать компетенциями в области способов и воспитания, и обучения»[1, с. 12].

Из этого можно заключить, что педагог дошкольного образования должен обладать компетенциями воспитательного воздействия, а также располагать инструментарием для оценивания освоенности социальных компетенций, как это предписывается статьей 97-ой ФЗ «Об образовании…» и ФГОС ДО относительно мониторинга «…внеучебных достижений», т. е. воспитанности и (или) социализованности воспитанника детского сада.

Следовательно, в «профессиональном стандарте педагога»[3] должны быть представлены и описаны две группы компетенций : первая группа – компетенции социального (воспитательного) воздействия; вторая группа – компетенции оценивания (измерения) социализованности воспитанников. Подчеркнем, что эти компетенции должны быть обеспечены стандартным инструментарием, а его освоение должно стать предметом не только базового профессионально-педагогического образования и повышения квалификации, но и институциональной методической работы.

Остановимся на способах создания инструментального обеспечения компетенций оценивания (измерения) социализованности воспитанников.

Заметим, что для получения достоверной оценки социального статуса воспитанника в группе, необходимо организовать его (социального статуса) экспертное оценивание. Не «диагностику» [5, с. 90], как предлагает ФГОС ДО, но, именно, экспертное оценивание. Мы исходим из того утверждения, изложенного в социологических исследованиях, что, что оценка становится достоверной, если объект подвергается оцениванию со стороны не менее, чем пяти экспертов. В этой связи педагог должен привлечь в качестве экспертов не только коллег (педагогов детского сада, работающих с детьми этой же группы, но и родителей, что не противоречит, а, наоборот,обеспечивает исполнение статьи 44-ой ФЗ «Об образовании…»[4].

Но чтобы провести это экспертное оценивание следует провести следующиепредваряющие его процедуры.

Во-первых, вместес родителямиопределить объект оценивания и назвать его, присвоить ему имя. По существу, эта акция может быть названа «номинация объекта». Речь идет об использовании методики [2], которая предполагает участие родителей в выборе перечня компетенций, которые бы они хотели видеть в своих детях. Заметим, что во ФГОС ДО названы такие социальные компетенции, как инициативность, вера в себя, ответственность и др. [5].

Во-вторых, необходимо создать экспертные карты, в которые должны включены избранные родителями социальные компетенции. Все родители должны не оценивать своего ребенка и (или) других детей, но просто фиксировать количество поступков, совершенных другими детьми по отношению к их ребенку (сыну или дочери). Эти экспертные листы сдаются воспитателю (или психологу) для обработки. В итоге педагог выстраивает таблицу выраженности каждой компетенции у каждого ребенка. И эта информация становится достоянием родителей: они получают информацию о количестве поступков своего ребенка, в которых проявляются избранные родителями качества. И родителям становится понятно, что количество поступков и есть качество той или иной компетенции. Выраженность каждого качества (социальной компетенции) проявляется в количестве поступков.

Таким образом, критерием (критерий – это средство для суждения, относительно которого будет оцениваться каждое качество (каждая компетенция) будет выступать количество поступков. Критерий выступает как мерило (эталон, относительно которого можно оценить степень представленности и выраженностиопределенного качества (социальной компетенции, его (ее) количественные и (или) качественные характеристики.

В-третьих, и педагоги и родители должны договориться, согласовать и отобрать измерители. Количественные и качественные характеристики каждого качества (социальной компетенции) можно определять, например, оппозитной конструкцией типа «наличие-отсутствие». В свою очередь, наличие качества (социальной компетенции)можно определять количественными интервалами, а качество – количеством проявлений социальной компетенции. Выраженность социальной компетенции можно определять шкалированием, варианты которого предложены в методиках [1, 2]. Например, удобной нам представляется трехкомпонентная шкала «несоответствие – соответствие - выше наших представлений».

Мы утверждаем, что перечисленные процедуры совместной работы педагогов и родителей выступают также, как необходимые и достаточные условия для подготовки инструментария для фиксации состояниясоциальных компетенций детей, их социализованности.

И мы полагаем в нашем исследовании провести анализ всех процедур с позиции того, какие компетенции должны быть явлены в деятельности педагогического работника ДОО. Мы намерены назвать (произвести их номинацию, описать их и предложить включить в перечень стандартных профессионально-педагогических компетенций.

Мы полагаем, что профессионально-педагогическую компетентность можно и нужно рассматривать, как совокупность компетенций. Компетенции, в данном случае, выступят, как признаки объекта «профессионально-педагогическая компетентность» [1].

Итак, признаки профессионально-педагогической компетентности или группы профессионально-педагогических компетенций предварительно можно идентифицировать, как:1)элективные (позволяющие произвести отбор);2) конструктивные (позволяющие конструировать экспертные карты) 3) дидактические (позволяющие объяснить родителям смыслы совместной работы с ними по отбору и оцениванию социальных компетенций); 4) квалитативные (позволяющие производить оценивание, измерение и интерпретацию полученных данных); 5) экспертные (позволяющие производить оценивание социализованности детей); 6) консультативные (позволяющие разъяснить родителям возможные варианты воздействия на увеличение выраженности конкретной компетенции); 7) технико-технологические (позволяющие работать с компьютером для обмена информацией с родителями и другими педагогическими работниками);8) методические (позволяющие систематизировать способы воздействия и оценивания).Совокупность всех компетенций и есть профессионально-педагогическая компетентность. Критериями наполнения компетенций можно предложить, например,адекватность; экономичность; операциональность.

В качестве измерителей для оценивания наполненности профессионально-педагогических компетенций различными способами деятельности можно было предложить шкалу: оптимальный – достаточный – критический – недопустимый[1].

По существу, мы предлагаем свой вклад в теорию профессионально-педагогической компетентности, опираясь на которую можно описать, более детально, и саму компетентность, ипрофессионально-педагогическую деятельность, и инструментарий для аттестации, а также содержание повышения квалификации в институциональной методической работе.

Библиография:

1. Молчанов С. Г. Аттестация: челябинский вариант. –Ж. Директор школы: Научно-методический журнал. – М. : ИФ «Сентябрь», 2010. - № 9/2010 (152, с. 21-24.

2. Молчанов С. Г. Методики отбора содержания социализации (ОСС-ДОУ) и оценивания социализованности мальчиков и (или) девочек (ОС-ДОУ) в дошкольном образовательном учреждении. Пособие для работников дошкольного образования. -Челябинск: Энциклопедия, 2012. – 60 с.

3. "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования". Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 608н.

4.«Об образовании в Российской Федерации». В кн. : НовыйЗакон «Об образовании в Российской Федерации. –М. : Эксмо, 2013. -208 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приложение к приказу Минобрнауки России. - № 1155 от 17.10.2013 г. – https://docviewer.yandex.ru.

Публикации по теме:

Профессиональная компетентность педагога как фактор повышения качества дошкольного образования .

Доклад на тему «Управление качеством дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО» По словам В. И. Слободчикова, качество дошкольного образования -это качество жизни ребёнка. Понятие «качество» многогранно и с позиции каждого.

Коммуникативная компетентность педагога «Если вы просто общаетесь, вы можете получить результаты. Но если вы общаетесь с умом, вы можете творить чудеса» Джим Рон. Воспитатель.

Профессиональная компетентность педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников. Задачи: 1. Уточнить.

Круглый стол «Профессиональная компетентность педагогов в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» Тема: Профессиональная компетентность педагогов в условиях реализации ФГОС ДОО. Цель: актуализация развития профессиональной компетентности.

Опрос родителей по выявлению уровня удовлетворенности качеством дошкольного образования Уважаемые родители, нам важно Ваше мнение по удовлетворенности качеством услуги присмотр и уход за детьми. 1. Качество образования.

Организация педагогического мониторинга в системе управления качеством образования Организация педагогического мониторинга в системе управления качеством образования О. В. Вьюнова МДОУ Тисульский детский сад № 4 В дошкольном.

Профессиональная компетентность учителя, как условие реализации требований ФГОС Существует такая легенда. «Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей и решил помочь им. Созвал он высоких Духов и.

Мастер-класс для педагогов «Профессиональная компетентность воспитателя»Мастер-класс для педагогов «Профессиональная компетентность воспитателя» Цель: актуализация развития профессиональной компетентности воспитателя. Задачи: 1. Познакомить педагогов с понятием «профессиональная.

Семинар-практикум для воспитателей «Профессиональная компетентность педагога» "Педагоги не могут успешно кого – то учить, если в тоже время усердно не учатся сами" Али Апшерони Цель: актуализация развития профессиональной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социально-профессиональная компетентность педагога в управлении качеством дошкольного образования
Опубликовано: 22 марта 2018 в 21:38
+92Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Социально-профессиональная компетентность педагога в управлении качеством дошкольного образования» (включая файлы) размещена пользователем Таcлима Садыкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 26.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД