татьяна шамбарова
Сценарий семейного праздника «Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное Бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
Гимназия №1 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области.
Структурное подразделение «Детский сад «Ладушки».
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе
Тема: Семейный праздник «Масленица».
Воспитатель высшей квалификационной категории: Шамбарова Татьяна Борисовна.
г. Новокуйбышевск. 2016г.
Публикация «Сценарий семейного праздника „Масленица“» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Масленица. Сценарии праздников, развлечений, проводы зимы
- Семья. Сценарии семейных развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Сценарий семейного праздника «Масленица».
• Интеграция образовательных областей:
• 1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
• 2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
• 3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ».
Задачи:
• Совершенствовать речь как средство общения
• Продолжать работу по обогащению бытового словаря.
• Использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т. д.) (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ)
• Приобщение родителей к активному общению вместе с детьми.
• Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми,.
• Воспитывать заботливое отношение к малышам, пожилым людям; учить помогать им.
• Расширять представления детей об истории семьи в контексте истории родной страны (роль каждого поколения в разные периоды истории страны) .
• Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
• формировать у детей первоначальные представления о народных праздниках, играх, истории и жизни русского народа
• расширять первоначальные знания о русском народном творчестве (пословицы, поговорки, загадки, докучные сказки) учить использовать их в активной речи;
• знакомить детей с русским народным бытом;
• формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к культурному наследию, уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей;
• формировать чувство собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей.
• народных праздниках, играх, истории и жизни русского народа.
• ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
• Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ».
. Методы и приемы: - практические: - наглядные - словесные
Материалы и оборудование:1. Карточки с пословицами.
2Атрибуты к играм: канат, машинки со шнурами; швабра; палаток на глаза; детский чепчик; свеча, спички; фотографии детей в младенчестве; семейные реликвии.
Аудиозапись русских народных песен:
«Вы позвольте, прикажите»,«Зазимка зима» ,«Веснянка Ход мероприятия
Ещё лежат высокие сугробы, еще дует снежный ветер, еще мороз похрустывает своими пальцами. И зима уверена, что она царица мира. Но в глубине земли, в скрытых ее недрах начинается тайное, невидимое глазу движение: подземные соки устремляются к корням деревьев, тревожат их оцепеневшие тела и шелестят им что-то невнятное про жизнь, про весну, про пробуждение. Конец февраля….
Когда-то это время было началом нового цикла. Новый год приходил к земледельцам вместе с первыми признаками весны. И как бы в последствии не переустраивался наш календарь, в народе этот период воспринимался как праздничный: пора «Солнце окликать, весну зазывать». Чтобы поторопить уход надоевшей зимы, чтобы приблизить долгожданные теплые денечки, на Руси существовал обычай зиму торжественно «хоронить» - предавать огню ее чучело. Проводы зимы называли Масленицей, потому что в это время вкусно и сытно ели - даже объедались.
Каждый день Масляной недели имеет свое название:
Понедельник – «встреча»
Вторник – «заигрыши»
Среда – «лакомство»
Четверг –» широкие игрища»
Пятница – «Тещины вечеринки»
Суббота – «золовкины посиделки»
Воскресенье – «проводы Масленицы»
В самих названиях этих дней заложен обычай посещать родственников (тещу, золовку, а значит, Масленицу можно назвать неделей укрепления семьи.
2. Рассказы детей о своих родословных. Отметить (найти сообща) самую длинную родословную.
Ведущий: в каждом доме всегда были вещи, хранившие в себе тайну рода. Эти вещи передавались из поколения в поколение. Думаю и в наше время сохранился этот обычай среди наших родителей.
3. дети вместе со взрослыми показывают семейные реликвии и рассказывают о них.
4. Конкурс «Кто это?»
Ведущий показывает фотографии детей, участники должны угадать кто это?
Тому, кого не узнали, надевается детский чепчик.
5. Конкурс «Угадай сына или дочку». Папе или маме завязывают глаза и предлагают узнать своего ребенка.
Ведущий: а давайте посмотрим, знаем ли мы своих близких.
6. Конкурс «Вопросы взрослым».
К вам пришли свекор и свекровь. Кто это? (Родители мужа, «своя кровь»)
….тесть и теща (родители жены).
…шурин и золовка (брат жены и сестра мужа)
…деверь и свояченица (брат мужа и сестра жены)
…кум и кума (крестные родители ребенка)
…невестка и сноха (внимание! Здесь подвох: это одно лицо, поскольку, сноха только для свекра, а остальной родне она невестка)
Ведущий: Всех, кто пришел, встретим с почетом, уважением и лаской. А много ли мы знаем ласковых слов?
7. Конкурс «Ласковые слова»
Играющие делятся на две команды и по очереди называют ласкательные имена. Когда они будут все исчерпаны предложить древнерусские и диалектные варианты и попросить перевести, расшифровать их, заранее предупредив, что задание с подвохом:
«Матаня»- любимый
«Очестливый» - вежливый, предупредительный
«Одинакушка» - единственная
«Повада» - любимый
«Супостатка» - соперница
«Баса» - красивая
«Издевленок» - шутник, забавник
«Завликашка – ухажер
«Ярышка» - пьяница
Ведущий:
«Бога люби, а черта не дразни» - говорят в народе.
Именно так строили свою жизнь наши предки. Культ духов развился и окреп рядом с почитанием единственного христианского Бога. Вцарстве растительности, животных, людей – везде обнаруживали себя добрые и злые духи, требовавшие самого уважительного и осторожного обращения. Масленицей нарекли и главного персонажа этого карнавального праздника – соломенное чучело, олицетворяющее собой плодородие, зиму и смерть.
В гостевой день на кухонном столе оставляли краюху хлеба – угощение домовому, чтобы не обиделся, что в гости не позвали.
Кроме домового почитали лесовика, луговика, полевого, дворового и т. д.
Жизнь идет, наш быт меняется, появляются новые помещения, и, следуя логике предков в них должны обитать свои духи. Интересно, как бы их назвали сейчас?
Например: кто обитает в гараже? В ванной? (гаражник. ванник) и т. д.
Конкурс «Кто больше придумает новых духов?»
Ведущий – Среди славянских духов есть такие, назначение которых мы знаем не совсем хорошо. Единственная надежда на старшее поколение: может быть они нам подскажут, что за духи?
Конкурс бабушек и дедушек
(Ведущий называет духа, а участники должны как можно более полно рассказать о нем.)
Кто такой «бабай»? (Ночной дух, приходит из леса или огорода под окна дома, где есть маленькие дети и выжидает, когда они начнут капризничать
Пугает непослушных, но никогда не крадет – зачем ему лишние хлопоты?
«Белух» - старик в белой одежде. Существует поверье: утереть нос ему, из сумы деньги посыпятся
«Переполох» - дух детского испуга, страха.
«Воструха» - живет за печкой, бережет дом от воров, заботится о чести и достоинстве семейного очага.
Ведущий. Всем известно, что мудрые мысли любого народа отражены в пословицах и поговорках. Сходные жизненные ситуации у разных народов мира похожи и похожи пословицы.
Конкурс пословиц
Попробуем подобрать пару для русской пословицы среди арабских.
(на столах лежат половинки карточек. На одних русские пословицы, на других – арабские. Если выбор правильный –половинки карточек совпадают.
Пословицы для конкурса
1. Много говорено, да мало сказано.
2. Голова, что чан, а ума ни на капустный кочан.
3. Тарас есть праздники горазд, а Филат и каше рад.
4. Лучше хлеб с водою, чем пирог с бедою.
5. Работает, как ребенок, а ест, как детина.
6. Белые руки, чужие труды любят.
7. Сапожник без сапог.
8. Пуганая ворона куста боится.
1. У кого язык длинный, мысли короткие.
2Ростом с палицу, а умом с ягненка.
3. Один финики ест, а другой косточки убирает.
4. Лучше спокойно есть луковицу, чем с оглядкой курицу.
5. Прожорлива как червь, а работает, как калека.
6. Подкрашенные глаза не выносят дыма.
7. У плотника дверь всегда сломана.
8. Укушенный змеей боится веревки.
Активные игры для всех участников
«Перетягивание каната» - мужской конкурс: мальчики и папы.
«Сматывание веревки»(вокруг себя)
«Автогонки - для пап. (К игрушечным машинкам привязывается длинный шнур. Кто быстрее смотает шнур в клубок или на палку – тот и победитель.
«Танец со шваброй»
Партнеров на1 больше, чем партнерш. С первыми звуками музыки мальчики выбирают девочек, и тот, кто не успел найти пару танцует со шваброй.
Ведущий. Поиграли, порезвились, пора и угоститься. Начинается застолье.
Конкурс семейных рецептов.
Просили прощение друг у друга и помина
Заключение
В последний день Масленицы просили прощение друг у друга и поминали родителей.
Кончалась Масленица тихим вечером: все успокаивались и становились серьезными перед Великим постом.
Давайте зажжем свечу и передадим ее по кругу, чтобы каждый мог приобщиться к очищающей и объединяющей силе живого огня.