МААМ-картинки

Сценарий родительского собрания в средней группе «Я говорю, играю, Или как развивать речь ребенка»

Наталья Кротова
Сценарий родительского собрания в средней группе «Я говорю, играю, Или как развивать речь ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Я говорю, играю или как развивать речь ребенка»

Форма проведения: круглый стол.

Цель: повышение родительской компетенции в вопросах речевого разви-тия детей дошкольного возраста.

Задачи:

• создание атмосферы эмоционального комфорта и доверительной обстановки;

• актуализация отношения родителей к проблеме речевого разви-тия детей;

Публикация «Сценарий родительского собрания в средней группе „Я говорю, играю, Или как развивать речь ребенка“» размещена в разделах

• обучение родителей играм и упражнениям, помогающим совер-шенствовать устную речь ребенка;

• активизация речевого общения в семье.

Ход мероприятия:

В помещении стоят стулья по кругу.

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители и дорогие гости! Сего-дня мы приглашаем вас к разговору о том, как и зачем развивать речь наших детей.

Актуальность выбранной темы обусловлена условиями развития со-временного общества, когда информационные технологии всё глубже про-никают в жизнь людей и, к сожалению, это не всегда положительно отра-жается на наших детях. Как именно, мы с вами обсудим чуть позже. А сей-час небольшая теоретическая справка:

Согласно психологическому словарю, «речь — исторически сло-жившаяся форма общения людей посредством языка». В раннем возрасте ребенок впервые открывает для себя тот замечательный факт, что всё в мире людей имеет свое название. Через речь, которой ребенок практически овладевает в эти годы, он получает прямой доступ к важнейшим достиже-ниям человеческой материальной и духовной культуры. Через речевое общение со взрослыми он приобретает в десятки раз больше информации об окружающем его мире, чем с помощью всех данных ему от природы органов чувств.

Для ребенка речь является не только незаменимым средством обще-ния, но также играет важнейшую роль в развитии мышления и в саморегу-ляции поведения. Без речи невозможны были бы ни человеческое восприя-тие действительности, ни человеческое внимание, ни развитая память, ни совершенный интеллект. Благодаря речи между взрослым и ребенком воз-никает деловое сотрудничество, становится возможным сознательное, це-ленаправленное обучение и воспитание.

Для формирования и развития каждого психологического и поведен-ческого свойства ребёнка есть свой период, когда разумнее всего начинать и активно вести обучение и воспитание детей. Он называется сензитивным периодом развития определённого свойства, то есть наиболее благоприят-ным, так как именно в этот период ребёнок наиболее чувствителен к воспи-тательным воздействиям и влияниям среды. Для развития речи такой пе-риод охватывает возраст от одного года до восьми - девяти лет.

Важно отметить, что ребёнок овладевает речью только в процессе общения со значимыми взрослым. Навыки правильной речи приобретают-ся в семье, однако большую часть времени ребёнок проводит в иной среде – в детском саду. И мы глубоко убеждены, что для формирования полно-ценного, гармоничного речевого развития, необходимо взаимопонимание и взаимодействие педагогов, работающих с ребёнком и семьи, воспитыва-ющей его.

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Давайте познакомим-ся». Называем своё имя и качество характера на первую букву своего име-ни. Например, я Ольга, общительная. Затем я передаю мяч своей соседке, она называет свое имя вместе с качеством и так далее по кругу. Готовы? Начинаем!

Следующая игра называется «Ветер дует на того, кто…». Я говорю

утверждение. Если вы с ним согласны, выйдите, пожалуйста, в центр круга и пожмите руки тем, кто также согласился с этим утверждением.

Утверждения: ветер дует на того, кто…

…терпеливо отвечает на все вопросы своего маленького почемучки;

…кто учит стихи со своими детьми;

…кто каждый вечер читает стихи своим детям;

…кто знает хотя бы одну пальчиковую игру (какую);

…кто задаёт вопросы ребёнку по ходу чтения или после него;

…кто смотрит телепередачи вместе с ребёнком.

Воспитатель: Итак, мы познакомились, немного узнали друг друга, а те-перь выполним упражнение, которое позволит нам настроиться на даль-нейшую работу и позволит лучше слышать и воспринимать новую инфор-мацию. Называется оно «Думательный колпак». Держите голову прямо, не напрягая шею и подбородок. Возьмитесь руками за уши таким образом, чтобы большой палец оказался с тыльной стороны уха, а остальные паль-цы – спереди. Массируйте уши сверху вниз, чуть разворачивая их в сто-рону затылка. Дойдя до мочки, мягко помассируйте ее. Повторите упраж-нение 4 раза.

Мы с вами настроились на дальнейшее взаимодействие. Я даю вам три минуты на то, чтобы вы высказали свой ответ на следующий вопрос: «Как, по вашему мнению, на сегодняшний день обстоят дела с развитием речи у дошкольников?».

Как бы вам хотелось, чтобы было в идеале? Что конкретно вы сами можете сделать уже сегодня для развития речи ребенка?

Воспитатель: Для формирования правильной и чёткой речи, нам хоте-лось бы предложить вашему вниманию ряд упражнений.

Чистоговорки - от слов «чисто говорим». Их относят к малым фор-мам фольклора, которые очень любят дети. К тому же, чистоговорки хо-рошо запоминаются, потому что имеют вид обычного стихотворения, в котором часто повторяются отрабатываемые звуки.

Скороговорки – от слов «скоро говорим». Это очень полезное заня-тие

для детей разного возраста, даже если речь ребенка на первый взгляд в норме. Встречаются дети, которые выговаривая слова, спешат, заглатыва-ют окончания, а другие, напротив, медленно говорят и слишком затягива-ют слова. Необходимо запомнить - речь формируется при помощи заня-тий. Поэтому используйте малые формы фольклора, и речь вашего малы-ша станет значительно лучше.

Упражнение «Разговор по картинке» подойдет для деток от трех до шести лет и направлено на формирование связной речи. Для последова-тельной беседы подойдет всякая, желательно сюжетная, красивая картинка. Лучше всего упражнение выполнять, когда читаете книжки, собираете паз-злы или увлечены любой другой интересной игрой, чтобы у крохи не воз-никало чувства «нудного урока». Ваша задача заключается в том, чтобы увлечь ребенка простой игрой «вопрос-ответ». Задайте разнообразные во-просы с применением полного «ассортимента» вопросительных слов: Ко-гда? Почему? Зачем? и других. Чтобы ребенок начал говорить, употреб-ляйте вступительные фразы («А ты думаешь?», «А тебе встречалось та-кое…») либо предположения («А вот если …», «Может, здесь хотели ска-зать…», «А ты как бы поступил…»). Если ребенок затрудняется ответить, помогите ему выстроить предложение, покажите, о чем и как рассказать.

Воспитатель: Большую роль на развитие речи ребенка оказывают паль-чиковые игры, развивающие мелкую моторику рук. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способ-ности, фантазию. Простые движения пальчиковых игр помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабляют мышцы всего тела. Улучшение ловкости и точности движений пальцев рук способствует улучшению произношения многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Хочется дать совет всем родителям детей возраста 3-5 лет: если вы хотите, чтобы ваш ребенок хо-рошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую са-мую тонкую работу, начинайте развивать его руки : пальцы и кисти.

Воспитатель: Дыхание – это здоровье человека, его физическая актив-ность. Правильное дыхание способствует снабжению всех органов кисло-родом, улучшению качества умственной деятельности. Дыхание также ос-нова звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Оно помогает правильно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, делать речь выразительной. Дыхание ребенка имеет свои особенности: чем меньше ребенок, тем меньше жизненная емкость легких, а потребность в кислороде велика, поэтому детское дыхание частое и поверхностное. Это не может не отразиться на речи, на ее интонационной выразительности, на голосе, его силе, и, конечно, на звукопроизношении. Учитывая все выше-сказанное, огромное значение приобретает дыхательная гимнастика.

В домашних условиях можно устроить «незаметную», но очень дей-ственную дыхательную гимнастику. Вместе с ребенком можно выдувать пузыри, пускать кораблики в тазике с водой, заставляя их плыть, подув на них.

Пример простых дыхательных упражнений.

Формирование плавных выдохов через нос или рот и их чередований:

• широко открыть рот и спокойно подышать носом;

• закрыть одну ноздрю среднем пальцем – вдох. Плавный выдох через ноздрю. Попеременно закрывать то левую, то правую ноздрю.

• вдох носом, плавный выдох ртом (рот широко открыт, язык на ниж-них зубах – как греют руки).

«Поединок».

Из кусочка ваты скатать шарик - «мяч». Ворота - 2 кубика. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол» - вата должна оказаться между кубиками.

«Рисунки на стекле».

Ребенок выдыхает на зеркало так, чтобы оно затуманилось, после чего ри-сует на нем смешные рожицы, человечков.

«Сдуй листочек с ладони».

Положить на ладонь ребенка листок дерева и попросить его сдуть с ладо-ни. Выдох плавный, без надувания щек.

«Душистая роза».

Стоя, попросить положить ладони ребенка на ребра по обе стороны груд-ной клетки. Пусть он представит, что нюхает душистую розу. Медленный вдох через нос – заметьте, как ребра грудной клетки раздвинулись. Ребе-нок это почувствует ладонями, а теперь выдох, ребра опустились и ладони тоже. Живот и плечи при этом остаются неподвижными. Вдохи должны быть неглубокими, но полными. Повторить можно 3-4 раза.

Помните, выдох должен быть равномерным и в то же время, не стоит дуть более 7-10 секунд, чтобы не закружилась голова!

Артикуляционная гимнастика - еще один отличный способ сделать речь своего ребенка четкой и понятной. Ее можно выполнять и в домашних условиях, а занятия сделать веселой игрой.

Есть ряд простых логопедических упражнений для языка.

Улыбнитесь и покажите ребенку, как язык может, словно маятник часов, двигаться то влево, то вправо. Можно улыбаясь показать широкий язык. Попросите ребенка повторить, ну а после можно надуть щеки и подер-жаться за уши — так получится веселая обезьянка.

Существует много комплексов гимнастики для языка. Упражнения можно обыгрывать, можно придумывать различные сказки: про волшебный язы-чок, который любит превращаться в различные предметы, или просто лю-бит делать гимнастику.

Вот пример артикуляционной гимнастики:

Язычок гулять собрался (открыть рот) :

Почистил зубы, (провести по верхним зубам кончиком языка)

Причесался, (провести языком между нижними и верхними зубами, вперед — назад)

Вправо, влево повернулся, (движение языком вправо – влево)

Сильно-сильно потянулся, (движение языка вперед)

Погулял и улыбнулся. (спрятать язык во рту, улыбнуться)

Артикуляционные и дыхательные упражнения не дадут ожидаемых ре-зультатов, если не проводить занятия регулярно, весело!

Воспитатель: И в заключение нашей работы, давайте ещё раз убедимся, насколько речь важна в общении людей. Попробуйте (желающие) сказать фразу: «Папа купил цветы в магазине?», выделяя интонацией разные сло-ва. А фразу: «Сегодня утром выглянуло солнце» с разной эмоциональной окраской (например, со злостью, радостью, безразличием).

Мы рады, что затронутая нами тема волнует вас так же, как и нас. И нам хотелось бы узнать мнение каждого участника о нашем мероприятии. Так как мы считаем, что только благодаря совместной работе родителей и педагогов ребёнок будет расти общительным и развитым во всех отноше-ниях.

Напишите, пожалуйста, свой отзыв о мероприятии на листе (родите-лям раздаются листы с липким краем, двух цветов - жёлтого и синего, руч-ки). И приклейте его на мольберт, выбрав одну из сторон: где нарисовано солнышко – приклейте положительный отзыв, где нарисована тучка – ва-ши пожелания по нашей работе.

Спасибо за время, которое мы все провели с пользой!

Список используемой литературы:

1. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запо-рожца, Б. Ф. Ломова и др. – М. : педагогика, 2013.

2. Немов Р. С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. за-ведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. — 2-е изд. — М. : Просвещение: ВЛАДОС, 2005.

3. Смирнова С. С., Цыпленкова О. А. Снятие учебного и рабочего стресса. Интегративная кинесиология — Москва, Центр развития межличностных коммуникаций, 2011

4. Журнал «Здоровье школьника» № 8, 2009

Публикации по теме:

Конспект родительского собрания «Нравственно-патриотическое воспитание ребенка»Конспект родительского собрания «Нравственно-патриотическое воспитание ребенка» Цель: обсудить с родителями важность нравственно - патриотического воспитания; привлечь родителей к данному вопросу; познакомить родителей.

Конспект родительского собрания «Роль семейных традиций в воспитании ребенка»Конспект родительского собрания «Роль семейных традиций в воспитании ребенка» Цель собрания - определить место и значение семейных традиций в жизни ребенка; - предложить практические рекомендации по формированию семейных.

Конспект родительского собрания в первой младшей группе «Адаптация ребенка в детском саду» Добрый вечер. Мы рады видеть вас на нашей встрече, на первом родительском собрании. Сегодня мы собрались, чтобы познакомится с вами, а также.

Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Создание единого пространства развития ребенка» Конспект родительского собрания в подготовительной группе Тема: «Создание единого пространства развития ребенка. Взаимодействие ДОУ и семьи».

Конспект родительского собрания в средней группе «Моя семья — моя радость»Конспект родительского собрания в средней группе «Моя семья — моя радость» Цель: способствовать психологическому сближению детей и родителей, развитию положительных эмоций. Задачи: 1. Формировать у детей начала.

Конспект родительского собрания в старшей группе «Влияние компьютера на развитие ребенка дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе «Влияние компьютера на развитие ребенка дошкольного возраста» Цель: донести до сознания родителей.

Конспект родительского собрания «Здоровье ребенка в наших руках» Цель: Обеспечение тесного сотрудничества и единых требований детского сада и семьи в вопросах здоровья детей. Задачи: • Познакомить родителей.

Сценарий нетрадиционного родительского собрания «Всё начинается с любви» в старшей группе Цель : расширять контакт между родителями и педагогами. Задачи: создание хорошего микроклимата, снятие у родителей тревожности. Ход собрания:.

Сценарий родительского собрания в средней группе ДОУ «Путешествие по океану знаний» Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической.

Советы родителям «Как развивать речь ребенка» У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, у них нет нарушений слуха или поражения центральной нервной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий родительского собрания в средней группе «Я говорю, играю, Или как развивать речь ребенка»
Опубликовано: 26 марта 2022 в 12:02
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий родительского собрания в средней группе «Я говорю, играю, Или как развивать речь ребенка»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Кротова (УИ 2117378) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД