Наталья Кротова
Сценарий родительского собрания в средней группе «Я говорю, играю, Или как развивать речь ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Я говорю, играю или как развивать речь ребенка»
Форма проведения: круглый стол.
Цель: повышение родительской компетенции в вопросах речевого разви-тия детей дошкольного возраста.
Задачи:
• создание атмосферы эмоционального комфорта и доверительной обстановки;
• актуализация отношения родителей к проблеме речевого разви-тия детей;
Публикация «Сценарий родительского собрания в средней группе „Я говорю, играю, Или как развивать речь ребенка“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
• обучение родителей играм и упражнениям, помогающим совер-шенствовать устную речь ребенка;
• активизация речевого общения в семье.
Ход мероприятия:
В помещении стоят стулья по кругу.
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители и дорогие гости! Сего-дня мы приглашаем вас к разговору о том, как и зачем развивать речь наших детей.
Актуальность выбранной темы обусловлена условиями развития со-временного общества, когда информационные технологии всё глубже про-никают в жизнь людей и, к сожалению, это не всегда положительно отра-жается на наших детях. Как именно, мы с вами обсудим чуть позже. А сей-час небольшая теоретическая справка:
Согласно психологическому словарю, «речь — исторически сло-жившаяся форма общения людей посредством языка». В раннем возрасте ребенок впервые открывает для себя тот замечательный факт, что всё в мире людей имеет свое название. Через речь, которой ребенок практически овладевает в эти годы, он получает прямой доступ к важнейшим достиже-ниям человеческой материальной и духовной культуры. Через речевое общение со взрослыми он приобретает в десятки раз больше информации об окружающем его мире, чем с помощью всех данных ему от природы органов чувств.
Для ребенка речь является не только незаменимым средством обще-ния, но также играет важнейшую роль в развитии мышления и в саморегу-ляции поведения. Без речи невозможны были бы ни человеческое восприя-тие действительности, ни человеческое внимание, ни развитая память, ни совершенный интеллект. Благодаря речи между взрослым и ребенком воз-никает деловое сотрудничество, становится возможным сознательное, це-ленаправленное обучение и воспитание.
Для формирования и развития каждого психологического и поведен-ческого свойства ребёнка есть свой период, когда разумнее всего начинать и активно вести обучение и воспитание детей. Он называется сензитивным периодом развития определённого свойства, то есть наиболее благоприят-ным, так как именно в этот период ребёнок наиболее чувствителен к воспи-тательным воздействиям и влияниям среды. Для развития речи такой пе-риод охватывает возраст от одного года до восьми - девяти лет.
Важно отметить, что ребёнок овладевает речью только в процессе общения со значимыми взрослым. Навыки правильной речи приобретают-ся в семье, однако большую часть времени ребёнок проводит в иной среде – в детском саду. И мы глубоко убеждены, что для формирования полно-ценного, гармоничного речевого развития, необходимо взаимопонимание и взаимодействие педагогов, работающих с ребёнком и семьи, воспитыва-ющей его.
Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Давайте познакомим-ся». Называем своё имя и качество характера на первую букву своего име-ни. Например, я Ольга, общительная. Затем я передаю мяч своей соседке, она называет свое имя вместе с качеством и так далее по кругу. Готовы? Начинаем!
Следующая игра называется «Ветер дует на того, кто…». Я говорю
утверждение. Если вы с ним согласны, выйдите, пожалуйста, в центр круга и пожмите руки тем, кто также согласился с этим утверждением.
Утверждения: ветер дует на того, кто…
…терпеливо отвечает на все вопросы своего маленького почемучки;
…кто учит стихи со своими детьми;
…кто каждый вечер читает стихи своим детям;
…кто знает хотя бы одну пальчиковую игру (какую);
…кто задаёт вопросы ребёнку по ходу чтения или после него;
…кто смотрит телепередачи вместе с ребёнком.
Воспитатель: Итак, мы познакомились, немного узнали друг друга, а те-перь выполним упражнение, которое позволит нам настроиться на даль-нейшую работу и позволит лучше слышать и воспринимать новую инфор-мацию. Называется оно «Думательный колпак». Держите голову прямо, не напрягая шею и подбородок. Возьмитесь руками за уши таким образом, чтобы большой палец оказался с тыльной стороны уха, а остальные паль-цы – спереди. Массируйте уши сверху вниз, чуть разворачивая их в сто-рону затылка. Дойдя до мочки, мягко помассируйте ее. Повторите упраж-нение 4 раза.
Мы с вами настроились на дальнейшее взаимодействие. Я даю вам три минуты на то, чтобы вы высказали свой ответ на следующий вопрос: «Как, по вашему мнению, на сегодняшний день обстоят дела с развитием речи у дошкольников?».
Как бы вам хотелось, чтобы было в идеале? Что конкретно вы сами можете сделать уже сегодня для развития речи ребенка?
Воспитатель: Для формирования правильной и чёткой речи, нам хоте-лось бы предложить вашему вниманию ряд упражнений.
Чистоговорки - от слов «чисто говорим». Их относят к малым фор-мам фольклора, которые очень любят дети. К тому же, чистоговорки хо-рошо запоминаются, потому что имеют вид обычного стихотворения, в котором часто повторяются отрабатываемые звуки.
Скороговорки – от слов «скоро говорим». Это очень полезное заня-тие
для детей разного возраста, даже если речь ребенка на первый взгляд в норме. Встречаются дети, которые выговаривая слова, спешат, заглатыва-ют окончания, а другие, напротив, медленно говорят и слишком затягива-ют слова. Необходимо запомнить - речь формируется при помощи заня-тий. Поэтому используйте малые формы фольклора, и речь вашего малы-ша станет значительно лучше.
Упражнение «Разговор по картинке» подойдет для деток от трех до шести лет и направлено на формирование связной речи. Для последова-тельной беседы подойдет всякая, желательно сюжетная, красивая картинка. Лучше всего упражнение выполнять, когда читаете книжки, собираете паз-злы или увлечены любой другой интересной игрой, чтобы у крохи не воз-никало чувства «нудного урока». Ваша задача заключается в том, чтобы увлечь ребенка простой игрой «вопрос-ответ». Задайте разнообразные во-просы с применением полного «ассортимента» вопросительных слов: Ко-гда? Почему? Зачем? и других. Чтобы ребенок начал говорить, употреб-ляйте вступительные фразы («А ты думаешь?», «А тебе встречалось та-кое…») либо предположения («А вот если …», «Может, здесь хотели ска-зать…», «А ты как бы поступил…»). Если ребенок затрудняется ответить, помогите ему выстроить предложение, покажите, о чем и как рассказать.
Воспитатель: Большую роль на развитие речи ребенка оказывают паль-чиковые игры, развивающие мелкую моторику рук. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способ-ности, фантазию. Простые движения пальчиковых игр помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабляют мышцы всего тела. Улучшение ловкости и точности движений пальцев рук способствует улучшению произношения многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Хочется дать совет всем родителям детей возраста 3-5 лет: если вы хотите, чтобы ваш ребенок хо-рошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую са-мую тонкую работу, начинайте развивать его руки : пальцы и кисти.
Воспитатель: Дыхание – это здоровье человека, его физическая актив-ность. Правильное дыхание способствует снабжению всех органов кисло-родом, улучшению качества умственной деятельности. Дыхание также ос-нова звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Оно помогает правильно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, делать речь выразительной. Дыхание ребенка имеет свои особенности: чем меньше ребенок, тем меньше жизненная емкость легких, а потребность в кислороде велика, поэтому детское дыхание частое и поверхностное. Это не может не отразиться на речи, на ее интонационной выразительности, на голосе, его силе, и, конечно, на звукопроизношении. Учитывая все выше-сказанное, огромное значение приобретает дыхательная гимнастика.
В домашних условиях можно устроить «незаметную», но очень дей-ственную дыхательную гимнастику. Вместе с ребенком можно выдувать пузыри, пускать кораблики в тазике с водой, заставляя их плыть, подув на них.
Пример простых дыхательных упражнений.
Формирование плавных выдохов через нос или рот и их чередований:
• широко открыть рот и спокойно подышать носом;
• закрыть одну ноздрю среднем пальцем – вдох. Плавный выдох через ноздрю. Попеременно закрывать то левую, то правую ноздрю.
• вдох носом, плавный выдох ртом (рот широко открыт, язык на ниж-них зубах – как греют руки).
«Поединок».
Из кусочка ваты скатать шарик - «мяч». Ворота - 2 кубика. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол» - вата должна оказаться между кубиками.
«Рисунки на стекле».
Ребенок выдыхает на зеркало так, чтобы оно затуманилось, после чего ри-сует на нем смешные рожицы, человечков.
«Сдуй листочек с ладони».
Положить на ладонь ребенка листок дерева и попросить его сдуть с ладо-ни. Выдох плавный, без надувания щек.
«Душистая роза».
Стоя, попросить положить ладони ребенка на ребра по обе стороны груд-ной клетки. Пусть он представит, что нюхает душистую розу. Медленный вдох через нос – заметьте, как ребра грудной клетки раздвинулись. Ребе-нок это почувствует ладонями, а теперь выдох, ребра опустились и ладони тоже. Живот и плечи при этом остаются неподвижными. Вдохи должны быть неглубокими, но полными. Повторить можно 3-4 раза.
Помните, выдох должен быть равномерным и в то же время, не стоит дуть более 7-10 секунд, чтобы не закружилась голова!
Артикуляционная гимнастика - еще один отличный способ сделать речь своего ребенка четкой и понятной. Ее можно выполнять и в домашних условиях, а занятия сделать веселой игрой.
Есть ряд простых логопедических упражнений для языка.
Улыбнитесь и покажите ребенку, как язык может, словно маятник часов, двигаться то влево, то вправо. Можно улыбаясь показать широкий язык. Попросите ребенка повторить, ну а после можно надуть щеки и подер-жаться за уши — так получится веселая обезьянка.
Существует много комплексов гимнастики для языка. Упражнения можно обыгрывать, можно придумывать различные сказки: про волшебный язы-чок, который любит превращаться в различные предметы, или просто лю-бит делать гимнастику.
Вот пример артикуляционной гимнастики:
Язычок гулять собрался (открыть рот) :
Почистил зубы, (провести по верхним зубам кончиком языка)
Причесался, (провести языком между нижними и верхними зубами, вперед — назад)
Вправо, влево повернулся, (движение языком вправо – влево)
Сильно-сильно потянулся, (движение языка вперед)
Погулял и улыбнулся. (спрятать язык во рту, улыбнуться)
Артикуляционные и дыхательные упражнения не дадут ожидаемых ре-зультатов, если не проводить занятия регулярно, весело!
Воспитатель: И в заключение нашей работы, давайте ещё раз убедимся, насколько речь важна в общении людей. Попробуйте (желающие) сказать фразу: «Папа купил цветы в магазине?», выделяя интонацией разные сло-ва. А фразу: «Сегодня утром выглянуло солнце» с разной эмоциональной окраской (например, со злостью, радостью, безразличием).
Мы рады, что затронутая нами тема волнует вас так же, как и нас. И нам хотелось бы узнать мнение каждого участника о нашем мероприятии. Так как мы считаем, что только благодаря совместной работе родителей и педагогов ребёнок будет расти общительным и развитым во всех отноше-ниях.
Напишите, пожалуйста, свой отзыв о мероприятии на листе (родите-лям раздаются листы с липким краем, двух цветов - жёлтого и синего, руч-ки). И приклейте его на мольберт, выбрав одну из сторон: где нарисовано солнышко – приклейте положительный отзыв, где нарисована тучка – ва-ши пожелания по нашей работе.
Спасибо за время, которое мы все провели с пользой!
Список используемой литературы:
1. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запо-рожца, Б. Ф. Ломова и др. – М. : педагогика, 2013.
2. Немов Р. С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. за-ведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. — 2-е изд. — М. : Просвещение: ВЛАДОС, 2005.
3. Смирнова С. С., Цыпленкова О. А. Снятие учебного и рабочего стресса. Интегративная кинесиология — Москва, Центр развития межличностных коммуникаций, 2011
4. Журнал «Здоровье школьника» № 8, 2009