Екатерина Курникова
Сценарий родительского собрания на тему «Возрастные особенности детей 4–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: Расширение контакта между педагогами и родителями. Повышение педагогической культуры родителей.
Задачи:
1. Познакомить родителей с возрастными и индивидуальными особенностями детей 4-5 лет;
2. Озвучить задачи и особенности образовательной работы, задачами дошкольного учреждения на учебный год;
3. Научить родителей наблюдать за ребенком, видеть его успехи и неудачи, стараться помочь ему развиваться в его собственном темпе;
Темочки:
- Возрастные особенности детей
- Возрастные особенности детей 4-5 лет
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
4. Напомнить родителям о важности соблюдения режима дня в ДОУ.
5. Укреплять сотрудничество семьи и педагогического коллектива ДОУ.
Предварительная работа:
1. Составить сценарий родительского собрания.
2. Провести анкетирования родителей на тему : «Чего вы ждете от детского сада в этом году?»
3. Подготовить и предоставить родителям информацию на тему : «Особенности развития детей от 4 до 5 лет».
4. Оформить буклет на данную тему.
Материалы:
1. Столы, стулья.
2. Бумага, ручки по количеству присутствующих.
3. Буклеты, по количеству родителей.
Участники: Родители (законные представители, воспитатель.
Место проведения: группа детского сада.
План проведения:
1. Вступительная часть.
2. Знакомство с новыми семьями.
3. Выборы секретаря собрания.
4. О программе, режиме дня и расписании занятий. Рассказать родителям о важности соблюдения режима дня в ДОУ.
5. Ознакомить родителей с возрастными особенностями детей 4 - 5 лет.
6. Выступление родительского комитета.
7. Рефлексия
Сценарий собрания :
1. Объявление темы родительского собрания.
Воспитатель: - Добрый день, уважаемые родители! Я рада встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.
Тема нашего собрания «Возрастные особенности детей 4 – 5 лет».
2. Знакомство с новыми семьями.
В нашей группе два новых воспитанника. Предлагаю родителям этих детей рассказать о себе.
3. Выборы секретаря собрания.
Проводится игровое упражнение «Как мы проводим свободное время»
1. Поднимите руку те, кто, ходит со своим ребенком в парк… (на прогулку).
2. Поднимите руку те, кто летом купался в море (плавал вместе с ребенком, загорал).
3. Поднимите руку те, кто читает детям книги.
4. Поднимите руку те, кто купил своему ребенку мяч (или любой другой предмет для двигательной активности).
5. Поднимите руку те, чьи дети помогают родителям по дому.
6. Поднимите руку те, чей ребенок научился чему-нибудь новому и т. п.
Вывод: Мы видим, что вы все проводите с детьми свободное время, и, наверное, заметили, что ваши дети становятся более активными, самостоятельными, готовыми помогать вам. И мы переходим к основным вопросам нашего собрания.
4. Информирование родителей (законных представителей) об образовательном процессе
Непрерывная непосредственно образовательная деятельность в дошкольном учреждении осуществляется по Основной образовательной программе дошкольного образования МБДОУ № 22 пгт Кавалерово на 2017 - 2020 годы (далее по тексту – ООП) с учётом ФГОС ДО, которая основывается на Основную образовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015 (Рекомендована УМО по образованию в области подготовки педагогических кадров в качестве примерной основной образовательной программы дошкольного образования, и составляет не более 60 % от ООП.
Основная образовательная программа детского сада на 2017 – 2020 годы составлена в строгом соответствии с разделом II ФГОС ДО. Вариативную часть ООП (п. 2.9. ФГОС ДО) реализована на счёт внедрения и апробации региональной программы «Удивительный край у Японского моря» по приобщению детей дошкольного возраста (4 – 7 лет) к социокультурным ценностям малой родины, которую составил авторский коллектив МБДОУ№ 22 пгт Кавалерово.
С режимом дня и расписанием непрерывной образовательной деятельности на 2019 - 2020 учебный год вы можете ознакомиться в уголке для родителей, а так же, вспомнить правила для родителей воспитанников.
В ДОУ режим дня для групп меняется ежегодно. Одним из немаловажных отличительных признаков воспитания в детском саду от домашнего режима является его последовательность и обязательное соблюдение режима дня. В детском саду все подчинено заранее установленному распорядку. И это большой плюс. Ведь такая системность приучает каждого ребёнка к аккуратности, точности, порядку. Что уж говорить о питании. Любой диетолог подтвердит, что правильный приём пищи в одно и то же время способствует росту здорового организма. Режим дня - это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребёнка 4 - 5 лет режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления. Он подчиняется основным задачам воспитания детей дошкольного возраста : способствует правильному росту и развитию, укреплению здоровья, развитию основных движений, становлению речевой функции. Режим дня строиться также с учётом особенностей развития детей данного возраста.
Постоянные нарушения режима ДОУ и пропуски не помогают ребёнку организованности, а наоборот приучают к несобранности, что неблагоприятно скажется в школьный период обучения ребёнка в начальной школе.
Каждый ребенок развивается по-разному, у каждого свой путь и темп развития. Но все же есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать детей, их возрастные особенности о которых я вам сейчас расскажу.
5. Возрастные особенности детей 4 - 5 лет
Ваши дети, благополучно пережили кризис трёхлетнего возраста, и перешли на новый этап своей жизни, который отличается относительным затишьем. Несмотря на это, расслабляться родителям не нужно. Возрастные (психологические, интеллектуальные, физические) особенности детей 4 - 5 лет подскажут, в каком направлении двигаться, как развивать ребёнка и помогать ему преодолевать трудности этого периода.
Психологическое развитие
1. Стремление к самостоятельности. Ребёнок этого возраста уже не нуждается в помощи и опеке взрослых. Открыто заявляет о своих правах и пытается устанавливать собственные правила.
2. Этические представления. Дети этого возраста учатся понимать чувства других, сопереживать, выходить из трудных ситуаций в общении.
3. Творческие способности. В 4-5 лет у ребёнка активно развивается воображение. Он живёт в собственном мире сказок, создаёт целые страны на основе своих фантазий. Там он является героем, главным действующим лицом, добивается недостающего ему в реальном мире признания.
4. Страхи. Безудержность детской фантазии в 4-5 лет может порождать разнообразные страхи и кошмары.
5. Социализация. Ребёнок вырывается их круга внутрисемейных отношений и вливается в море окружающего мира. Ему уже необходимо быть признанным со стороны сверстников.
6. Усложняется игровая деятельность. Игра продолжает диктовать и формировать психологические особенности ребёнка 4-5 лет, но она становится более многогранной. Она приобретает сюжетно-ролевую направленность: дети играют в больницу, магазин, войну, разыгрывают любимые сказки. В процессе они дружат, ревнуют, ссорятся, мирятся, помогают друг другу, обижаются.
7. Активная любознательность заставляет детей 4-5 лет задавать взрослым самые разнообразные вопросы обо всём на свете. Они всё время говорят, что-то обсуждают, не замолкая ни на минуту. Увлекательный разговор и занимательная игра — вот то, что им сейчас просто необходимо. Если вы оттолкнёте ребёнка в этот момент, можете навсегда отбить у него охоту чем-то интересоваться.
8. Дети этого возраста очень эмоционально воспринимают не только похвалу, но и замечания, они очень чувствительны и ранимы. Поэтому, наказывая и ругая их, слова нужно подбирать с большой осторожностью. Иначе это может спровоцировать у них развитие внутренних комплексов, препятствующих социализации и формированию полноценной личности.
9. К 5 годам их начинает интересовать половая (гендерная) принадлежность, они задаются вопросом отличия мальчиков и девочек друг от друга.
Параллельно с психологическим, активно идёт интеллектуальное развитие, о котором нужно позаботиться особенно тщательно. Ведь от этого аспекта будет зависеть то, насколько успешен будет ваш ребёнок в школе.
Важно: Обратите внимание, что в 4-5 лет все недостатки воспитания у малыша постепенно укореняются и переходят в негативные и уже, к сожалению, устойчивые черты характера, исправить которые в будущем будет невозможно без помощи специалистов. Не упустите из внимания данную особенность.
Интеллектуальные особенности
Как мы выяснили, особенности психического развития предполагают активную любознательность у детей 4-5 лет. Это ведёт к формированию интеллекта и требует всяческой поддержки со стороны родителей. Если же Вы в ответ на вопросы крохи отмахиваетесь, не обеспечиваете ему развивающие игры и полноценные познавательные беседы, важный момент может быть упущен навсегда и у ребенка может возникнуть задержка психического развития. Отсюда - нежелание ребёнка впоследствии учиться в школе. Поэтому стремитесь к развитию у своего малыша следующих навыков.
Математические умения
1. Определяет расположение предметов: сзади, посередине, справа, слева, вверху, внизу, спереди.
2. Знает основные фигуры геометрии: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник.
3. Знает цифры от 0 до 9. Считает предметы, соотносит их количество с цифрой.
4. Расставляет цифры в правильной последовательности и в обратной (от 1 до 5).
5. Сравнивает разное количество предметов, понимает такие значения, как поровну, больше, меньше.
Логическое мышление
1. Тип мышления, характерный для ребёнка в 4-5 лет, - наглядно-образный. Все его действия носят практический характер. На первом месте выступает наглядность. Но к концу 5 года мышление постепенно становится обобщённым и переходит в словесно-логическое.
2. Увеличивается объём памяти.
3. Повышается устойчивость внимания.
4. Ребёнок находит отличия и сходства между картинками, предметами.
5. Складывает по образцу постройки (пирамидка, конструктор) без посторонней помощи.
6. Складывает разрезанную картинку в единое целое (частей должно быть 2-4).
7. Развитие нервных процессов позволяет ребёнку выполнять одно задание в течение нескольких (хотя бы 5) минут, ни на что постороннее не отвлекаясь. Это очень важная возрастная особенность.
8. Вкладывает недостающие фрагменты полотна, картинок.
9. Называет обобщающим словом определённую группу предметов. Находит лишний предмет и пары.
10. Подбирает противоположные слова.
11. Видит на картинке предметы, неправильно изображённые, объясняет, что именно не так.
Речевое развитие
1. Использует тысячу слов, строит фразы из 5-9 слов. Ребёнка в 4-5 лет должны понимать не только родители, но и посторонние люди.
2. Знает особенности строения человека, что оно отличается от животного: называть части тела (ногти - когти, руки - лапы, волосы - шерсть).
3. Употребляет множественное число.
4. Находит предмет по описанию.
5. Понимает значение предлогов.
6. Знает профессии.
7. Поддерживает беседу: отвечает на вопросы, правильно их задаёт.
8. Пересказывает содержание сказки, рассказа. Учит наизусть стихи, потешки.
9. Называет свои имя, фамилию, сколько лет, город, где живёт.
Окружающий мир
1. Различает овощи, фрукты и ягоды.
2. Знает насекомых.
3. Называет домашних животных.
4. Угадывает времена года по картинкам, знает их приметы.
Повседневные навыки
1. Застёгивает пуговки и молнии, сам развязывает шнурки, управляется с ложкой и вилкой. Умеет пользоваться туалетной бумагой.
2. Нанизывает бусины и крупные пуговицы на нитку.
3. Точно проводит линии, при этом, не отрывая от бумаги карандаш, благодаря развитию сенсорных особенностей.
4. Заштриховывает фигуры прямыми, ровными линиями, при этом, не выходя за её контуры.
5. Обводит и раскрашивает картинки, не выезжая за края.
6. Различает правую и левую руку.
Важно: На данном этапе очень важно, учитывая возрастные особенности ребёнка, воспитывать в нём доброту, вежливость, ответственность, отзывчивость, любовь к труду.
Физическое развитие
Большое значение имеют возрастные особенности детей 4-5 лет в плане физического развития. Вы должны ориентироваться на показатели нормы, чтобы вовремя заметить отклонения и исправить их, если это возможно.
1. Общие физические возможности детей в 4-5 лет существенно возрастают. Так, заметно улучшается их координация. Большинство движений уже выглядят со стороны увереннее.
2. Движение им по-прежнему необходимо.
3. Моторика активно развивается.
4. Ребёнок становится ловким и быстрым.
5. Мышцы растут быстро, но неравномерно. Из-за этого ребёнок 4-5 лет мгновенно устаёт. Эту особенность необходимо учитывать взрослым, чтобы дозировать физические нагрузки, во время занятий нужны паузы для отдыха.
6. Средняя прибавка роста за год должна составлять 5-7 см, массы тела - до 2 кг.
7. Скелет отличается гибкостью, потому что процесс окостенения не закончен. Так что силовые упражнения противопоказаны, а вот за осанкой и позами родителям и воспитателям нужно постоянно следить.
8. Возрастает потребность организма в кислороде. Особенность дыхательной системы заключается в том, что брюшной тип заменяется грудным. Увеличивается объём лёгких.
9. Особенность сердечной деятельности заключается в том, что ритм сердечных сокращений легко нарушается, так что при значительных физических нагрузках сердечная мышца утомляется. Это можно увидеть по покраснению или побледнению лица, учащённому дыханию, одышке, нескоординированным движениям. Поэтому важно, вовремя переключаться на иной характер деятельности.
10. Ещё одна физическая особенность этого возраста : хрусталик глаза отличается плоской формой - поэтому отмечается развитие дальнозоркости.
11. Барабанная перепонка в этом возрасте нежна и легкоранима. Дети чувствительны к шуму.
12. Нервные процессы далеки от совершенства. Процесс возбуждения преобладает, так что в моменты обиды не избежать бурных эмоциональных реакций и демонстративного несоблюдения правил поведения.
13. Усиливается эффективность воспитательных мер, направленных на нервные процессы.
14. Условное торможение формируется с трудом. Поэтому, что-то один раз запретив ребёнку, не нужно ждать, что это отпечатается в его памяти навсегда. Чтобы он усвоил до конца тот или иной запрет, необходимо его постоянно закреплять с ним.
Важно: Именно начиная с этого возраста, ребёнку нужно объяснить, что такое здоровый образ жизни и приучать к его особенностям. Лёгкая гимнастика, режим дня, постоянные прогулки, правильное питание помогут маленькому человечку соответствовать физическому развитию своих сверстников.
- Информационные листы «Особенности развития детей от 4 до 5 лет», вы можете взять себе для ознакомления.
Чтобы лучше понимать ваши настроение, переживания и ожидания от пребывания ребенка в детском саду, а так же более эффективно распланировать свою работу прошу Вас заполнить анкету.
6. Выступление родительского комитета
Выступление представителя родительского комитета.
Решение вопросов текущих вопросов.
7. Рефлексия «Я хочу пожелать…»
Воспитатель: Уважаемые родители! Завершается наше мероприятие, прошу каждого из вас, пожелать всем нам то, что вы захотите. Надеюсь, ваши пожелания отразят всеобщее настроение нашего собрания.