Елена Копачёва
Сценарий развлекательного мероприятия «Широкая Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ: Познакомить с традициями русского праздника, обобщить и закрепить знания детей о празднике Масленица. Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре действий, приобщение всех участников к традиции проведения народного праздника Масленица. Воспитывать чувство музыкального ритма, правильно передавать несложные танцевальные движения. Продолжать воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях. Обогащать духовный мир детей. Развивать чувство гостеприимства, преемственность в работе со старшим поколением.
Публикация «Сценарий развлекательного мероприятия „Широкая Масленица“» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Масленица. Сценарии праздников, развлечений, проводы зимы
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» январь 2016
Дети в казачьих костюмах под спокойную музыку заходят в зал и садятся за заранее приготовленные столы.
За первым столом – лепят угощения из теста для праздника. За вторым столом – вырезают цветы, чтобы украсить платье Масленицы. За третьим столом – собирают разноцветные бусы и плетут венок – украшения для Масленицы. Казачка сидит за веретеном и прядет нить. На лавочке – казаченьки и казачата играют на балалайках, щелкают семечки и приплясывают.
На экране показывают слайды «Зима».
ВЕДУЩАЯ. Наступила масленичная неделя. Ею провожали зиму и встречали весну. В народе говорили: «В феврале зима с весной встречаются впервой».Праздник отмечали шумно, весело, с играми, потехами, поэтому Масленицу называли «широкой», разгульной, веселой, «хлебосольной». Почему называли праздник Масленица. Название Масленица от обильной масляной еды, которой полагалось угощаться всю неделю. Про это есть пословицы «Масленица идет, блин да мед несет», «Не житье, а масленица». А еще масленица – это соломенная кукла, одетая в платье, символ зимы. В каждой хате готовились к встрече Масленицы. Давайте заглянем к хозяевам, да узнаем, чем они занимаются, как готовятся к празднику. ВЕДУЩАЯ. Здорово вашей хате, дорогие казачата, что вы делаете? ДЕТИ. Здравствуйте! Мы лепим из теста угощения к празднику. ВЕДУЩАЯ. Здорово вашей хате, казаки и казаченьки! А вы что делаете?
ДЕТИ. Здравствуйте! Мы вырезаем украшения для нашей Масленицы.
ВЕДУЩАЯ. Здорово твоей хате, казаченька! Что ты делаешь? КАЗАЧКА. Здравствуйте! Я пряду нить, чтобы соткать ткань и сшить к празднику новую одежду. ВЕДУЩАЯ. Здорово вашей хате, казачата! А вы что делаете? ДЕТИ. А мы собираем бусы и венок для нашей Масленицы. ВЕДУЩАЯ. Здорово и вашей хате, казачата! Как у вас тут весело. А вы что делаете? ДЕТИ. А мы разучиваем новые казачьи песни и масленичные заклички.
ВЕДУЩАЯ. Очень любят и дети и взрослые Масленицу – праздник веселый, озорной, отчаянный, праздник прощания с зимой и встреча весны. Так давайте праздновать Масленицу! Вся неделя проходит с определенным значением.
ПОНЕДЕЛЬНИК. ВСТРЕТЕНИЕ (встреча). На Масленицу пекли блины. Блин – это символ солнышка: такой же круглый и горячий. Блины начинали печь только богатые люди, у которых еще оставалось много муки после зимы. Первый блин положено было отдавать нищим. Считалось, что если не отдать, то на следующий год будет плохой урожай. В этот день ходят друг к другу в гости, поздравляют с началом праздника. На Масленицу делали куклу из соломы. С нею ходили по дворам и пели масленичные заклички.
(девочки становятся от дверей по двум сторонам с платками, делают проход, два мальчика на «конях» ввозят Масленицу)
Дети поют: Здравствуй, Масленица дорогая, наша гостюшка годовая!
Приезжай на конях вороных, да на саночках расписных.
Ой да Масленица к нам во двор въезжает.
Подарочки дорогие к нам она везет.
Блины, калачи нам она везет.
Блины, калачи нам она везет.
ВЕДУЩАЯ. Вот такие запевки пели девчата и ребята и ходили с Масленицей по дворам. Давайте украшать нашу Масленицу.
( Дети подходят по очереди: прикрепляют цветы на платье, надевают бусы и венок на голову.)
ВТОРОЙ ДЕНЬ – ВТОРНИК назывался ЗАИГРЫШ. В этот день устраивались игрища, хороводы. В этот день разрешалось парням поухаживать за невестами. Завершался день плясками, песнями, играми, заигрыванием с солнышком.
Хоровод «Веснянка».
Ребенок: Заиграй – ка, балалайка, начинай гулянье.
Пропоем мы вам частушки от всего собрания.
Частушки.
Ребенок: Эй, девчата, не зевайте,
Пляс с платками начинайте!
Пляска с платками.
Ребенок: Эй, казаки, казаченьки!
Казак по хутору гуляет,
Невесту выбирает.
Игра – хоровод «По хутору гуляет».
ТРЕТИЙ ДЕНЬ МАСЛЕНИЦЫ - среда – ЛАКОМКА. Угощение было в каждом доме. Самым ценным лакомством были блины – символ здоровья, долголетия и богатства. Были блины домашние, а были и уличные, когда с утра до вечера ходили по площадям и улицам блинщики, выкрикивая: (дети заходят с разносами с блинами) Дети хором: «Кому блины горячи, блины масляны!» (ставят их на стол)
Песня: 1. Как на масляной недели
Из трубы блины летели.
Припев: Ой да Масленица, моя масленица! (2 раза).
2. Всех на праздник приглашаем
И блинами угощаем.
3. Мы на празднике своем
Поиграем и споем.
(ребенок выходит из зала и приносит разнос с выпеченными угощениями)
Ребенок: Испекли угощенья мы для вас.
Угощайтесь, милые, в добрый час.
(ставит разнос на стол)
ВЕДУЩАЯ: А еще очень любили молодые казачата соревноваться на лошадях.
Игра «Соревнование на лошадях».
ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ Масленицы слыл РАЗГУЛЬНЫМ. Казалось, что весь люд вышел на улицу: ряженые, карусельный вихрь, тройки лошадей, разукрашенные цветными лентами, бубенчиками – все гремит, шумит, веселится.
( одновременно выполняются: танец с ложками, игра «Карусель», показ театра за ширмой)
ВЕДУЩАЯ: Веселые Масленичные гулянья продолжались.
Показ слайдов по теме «Масленичные гулянья».
ПЯТЫЙ и ШЕСТОЙ ДЕНЬ (пятница и суббота) были ГОСТЕВЫМИ и посвящались хождению по родне. Там тоже объедались блинами, пирогами и другими кушаньями.
(дети идут друг к другу в гости (от стола к столу напротив) и угощают сладостями на тарелках, заранее приготовленные)
ВЕДУЩАЯ: Любили молодые казачата слушать и наблюдать, как играют свои песни старшие казаки и казачки и учиться у них, взрослых искусному мастерству казачьей песни.
Выступление коллектива хора казачьей песни «Городецкие казаки» под руководством А. И. Милованова ДК им. Гагарина, представивший свою программу по приобщению детей к казачьей культуре.
ВЕДУЩАЯ: Спасибо вам за чудесные песни.
ВОСКРЕСЕНЬЕ – последний день праздника – ПРОЩЕННОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ. Все ходили в гости друг к другу, чтобы попросить прощение за причиненные обиды у родных, друзей, у всего народа честного, а главное простите сами: «Всех грешных прощаю, простите и меня грешного».
( дети встают друг напротив друга и просят прощения: -Артем, прости меня, что не пригласил тебя на свой день рождения. –Саша, прости меня, что не показал тебе свою любимую книгу. и т. п.)
ВСЕ ДЕТИ поворачиваются к зрителям и говорят:
«Вот пришел прощенный день, Поклонится нам не лень. И вот в это воскресенье Просим мы у вас прощенье!» (кланяются)
ВЕДУЩАЯ: Какой красивый, гуманный, русский обычай. В этот день опять водили хороводы, дарили друг другу подарки, сжигали на костре Масленицу и пели песни : Прощай, прощай, Масленица! Широкая Масленица!
Прощай, прощай, Масленица! Широкая Масленица!
ВЕДУЩАЯ: Прощай, Масленица – вертушка.
Настает великий пост.
Масленица, прощай!
Все дети: На тот год опять приезжай!
Дети приглашают гостей казаков на чаепитие с блинами.