Надежда Ворошина
Сценарий развлечения «Русские посиделки» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Русские посиделки»
(Фольклорное развлечение в старшей группе)
Задачи:
Образовательные:
- Расширять знания детей о народных традициях и обычаях: дать детям представления о традициях русских посиделок.
- Уточнять знания о предметах народного быта - печь, самовар, сундуки, колодце и т. д.
- Продолжать развивать умения отгадывать загадки.
- Продолжать формировать знания детей о русском устном народном творчестве в пословицах, загадках, частушках, хороводных песнях.
Развивающие:
- Развивать эстетическое восприятие фольклорных произведений.
- Развивать внимание, любознательность, творческие способности, певческие навыки, навыки актерского мастерства, коммуникативные умения, развивать умение слушать других.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к Родине, уважение к истокам русской народной культуры.
- Воспитывать патриотические чувства и уважение к традициям русского народа.
- Формировать интерес детей к народной культуре
Оборудование:Ведущая в народном костюме, самрвар, сушки, баранки, пироги, печка, расписные платки и полотенца, сундук, музыкальные инструменты, столы, накрытые выпечкой и чаем.
Ход мероприятия
Воспитатель: Дорогие ребятки, нас пригласили сегодня на русские посиделки
Заходят дети через ручеёк под музыкальную игру: «Золотые ворота»
Хозяюшка: Здравствуйте, люди добрые!
Мир вам, гости долгожданные,
Что пришли к нам в добрый час!
Встречу теплую, желанную мы готовили для вас
(Хозяюшка берет каравай)
Хозяюшка: Издавна славился наш русский народ «гостеприимством», они с уважением, любовью и заботой встречали гостей на пороге своего дома с поклоном, хлебом-солью и говорили:
«Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!» (хозяюшка кланяется детям и приглашает в горницу)
Хозяюшка: Проходите, присаживайтесь, рада вас видеть в нашей Горнице.
(дети садятся)
Хозяюшка: Удобно ли вам, гости дорогие! Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли место хватило?
Воспитатель: В тесноте, да не в обиде!
Я вас непросто так позвала к себе в Горницу, будет праздник у нас, праздник радостный! Русские посиделки! Ребята, как вы думаете, что такое посиделки?
В старину темными зимними вечерами собирались девицы и молодцы в большой избе, где они пели, водили хороводы, рассказывали сказки, говорили шутки – прибаутки.
Хозяюшка: Посидим рядком, да поговорим ладком: послушайте мой небольшой рассказ:
Давным-давно, в далёкие времена жили-были добрые молодцы – могучие богатыри русские и девицы красавицы. А у них добрые матушки и мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели холсты ткать, узорами их вышивать, а также Родину защищать от нашествий вражеских. И в старину, и в настоящее время у каждого человека должен быть дом.
1. Кто знает как называлась раньше наша страна, в далекие далекие времена? (Русь) Кто знает, как в старину назывались дома?
(Изба)
2. На Руси в старину говорили не «строить», а…
(Рубить избу)
3. А рубить избу дело нелегкое, одному не справиться. Как же люди выходили из положения?
(Помогали соседи, родственники)
4. Из чего рубили избу? Значит - какая она?
(Деревянная)
5. Как же называли мастеров, которые занимались постройкой избы? (Плотник)
6. Каким же инструментом пользовались плотники при строительстве? (Топор)
Хозяюшка: Бревна ставили друг на друга в форме квадрата очень плотно. Такая конструкция называлась? (Сруб)
Хозяюшка: Из сруба делали? (Избу)
Хозяюшка: Русский народ всегда любил песни петь и хороводы водить и сейчас я вас приглашаю на русский народный хоровод.
Фонограмма № 2: «Русская изба»
Водят хоровод
Хозяюшка: Русский народные посиделки не обходились без загадок. А вы, ребятки, любите отгадывать загадки? Давайте отгадаем загадку и узнаем, что же в избе было самым главным?
Я люблю на ней лежать,
Только это не кровать.
А избы моей сердечко Русская большая (печка)
Домовой: Апчхи!
Хозяюшка: Ой, кто это?
Домовой: Апчхи!
Хозяюшка: Будьте здоровы!
Домовой: Ага, ладно!
Хозяюшка: Ребята, кто это здесь спрятался? Выходи скорее!
Домовой: Не - а, я вас боюсь!
Хозяйка. Не бойся. Выходи. Покажись ребятам. (Выходит домовой).
Хозяюшка: Вот это и есть наш домовой. Он у нас большой ворчун, а еще боится незнакомцев. Пойди сюда, не бойся.
Домовой: Значит, обижать не будете?
Хозяюшка: Нет. Никто тебя у нас не тронет. Наоборот, все хотят с тобой подружиться. Проходи к нам на посиделки.
Домовой: «Вы, ребята не ленитесь, вокруг печки становитесь»
Домовой: Придумывали даже пословицы про печку: «Печь нам, как мать родная»
1. Самое главное в деревенской избе была? (Печь)
2. Кто клал печь? (Печник)
3. Из чего клали в старину печь? (Из кирпича и глины)
4. Ребята, для чего же нужна была в доме печь?
(Печь обогревала избу, на печи сушили одежду, обувь, лыко для плетения корзин, бересту для розжига дров, а так же грибы, ягоды и травы)
5. Чем топили печь? (Дровами)
6. Какие дрова бывают? (Березовые, сосновые, осиновые, липовые, дубовые)
Динамическая пауза
За дровами мы идем
И пилу с собой несём (Ходьба).
Вместе пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Чтобы печку протопить, (Делают движения пильщиков)
Много надо напилить.
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощечки, (Колют дрова)
А теперь их соберём
И в печку отнесём, (Наклоны)
После тяжкого труда
Надо посидеть всегда (Садятся на стульчики)
7. Чем же могла печь накормить своих хозяев?
(В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги)
8. А в чем варили еду, кашу, суп? (В чугунках)
Давайте вспомним русскую пословицу : «Щи да, каша – пища…. наша»
9. Чем ели в давние времена – щи да кашу? (Расписными ложками)
Хозяюшка достает расписную ложку
Хозяюшка: Посмотрите, у меня есть расписная ложка.
Что вы делаете такими ложками?
Воспиатель Ложка деревянная расписная для нас является теперь как народный музыкальный инструмент)
Домовой Хочу поиграть с вами игру: «Что было, что стало», да проверить вашу смекалку. Ведь посиделки не обходились без веселья и смеха!
Дидактическая игра: «Что было, что стало»
«Ложку возьми, и слово по - другому назови».
Раньше была изба, а мы живём… (в домах)
Раньше носили лапти, а сейчас (сапоги)
Раньше в печи готовили, а мы… (на плите)
Раньше кашу в чугунке варили, а теперь… (в кастрюле)
Раньше чай в самоваре кипятили, а теперь… (в чайника)
Раньше на лавках спали, а сейчас… (на кровати)
Раньше в сундуках одежду хранили, а у нас… (в шкафу)
Раньше воду из колодца носили, а теперь… (льётся из водопровода)
Хозяюшка:
Горница у нас большая,
Да красивая такая.
Вот в углу сундук стоит,
Много он добра хранит.
Сундук – вещь нужная. Для чего нужен сундук?
Дети: На нём и посидеть, и полежать можно. Ещё сундук служит шкафом для хранения вещей.
Хозяюшка: Какие бывают сундуки?
(Сундуки - бывают разные. Самый простой называется «короб», где хранились одежда, обувь, кухонная утварь.
«Другой вид сундука – ларь. В нём хранили зерно, муку и другие сыпучие продукты.
«Женщины очень любили маленькие сундучки, которые называются шкатулками. В них они хранили свои драгоценности.)
Домовой Ну, что - то мы немного засиделись. Хотите посмотреть, что внутри сундука? Я вам предлагаю поиграть с сундучком
Чтобы его открыть, надо сказать волшебные слова. Послушайте, какие:
«Сундучок- сундучок, открывай - ка свой бочок!»
Давайте вместе с вами скажем эти слова. Только ласково, как в старину разговаривали с вещами, хорошо?
Открывают крышку сундука
Домовой: Посмотрите тут веселый бубен, он предлагает нам поиграть.
Проводится «Игра с бубном»
Описание игры:
Дети передают бубен из рук в руки, а Домовой произносит считалку:
Ты катись, весёлый бубен,
Быстро-быстро по рукам.
У кого весёлый бубен
Тот на нем сыграет нам!
Ребенок, на котором закончилась играет на бубне, остальные хлопают.
Воспитатель обращает внимание на одежду хозяйки и вместе с детьми называют одежду. Больше всех говорит воспитатель ей понравился платок.
Домовой: В старину платки не только носили как украшение – с ними еще и играли. Посмотрите, какие я вам платки принес – красивые. Предлагаю с ними поиграть. Становись детвора – вас ждёт русская игра.
Игра с русскими народными платками :
«Шатёр»
Описание игры: Участники игры делятся на 3-4 подгруппы. Каждая подгруппа образует круг по углам площадки. В центре каждого круга ставится стул, на котором вешают платок с узорами. Дети берутся за руки, идут общим кругом хороводным шагом под музыку, музыка останавливается все дети быстро бегут к своим стульям, берут платки и натягивают их над головами в виде шатра (крыши).
1. - Фонограмма № 4: «БАРЫНЯ»
2. - Фонограмма № 5: «АХ ВЫ СЕНИ, МОИ СЕНИ…»
Хозяюшка: Эй, ребята не ленитесь, а на лавочки садитесь
К низу узок, верх широк, не кастрюля … (Чугунок).
*** То назад, то вперед ходит – бродит пароход.
Остановишь – продырявит (утюг)
*** Рогат, да не бык, хватает, да не сыт,
Людям отдаёт, а сам на отдых идёт. (Ухват).
***Кривой конь лезет в огонь. (Кочерга)
Домовой: Молодцы! Разбираетесь в домашнем хозяйстве!
А сейчас еще загадка:
***У кого в доме сверху дыра, снизу дыра,
А посередине – огонь да вода? (самовар)
Хозяйка: Для русского человека самовар был и есть нечто большее, чем просто предмет домашней утвари. Самовар - символ семейного очага, уюта, дружеского общения. Он занимал почетное место в доме. Недаром говорили в народе - «печка-матушка», да «самовар - батюшка».
Посидеть за самоваром рады все наверняка.
Ярким солнечным пожаром у него горят бока.
Домовой: Я знаю, что посиделки заканчиваются чаепитием.
Хозяйка: Самовар уже пыхтит, мне на ушко говорит:
«Пора к столу приглашать, гостей чаем угощать!»
Под русские мелодии пьют чай.
Кушайте гости дорогие, угощайтесь сушками, баранками, ватрушками.
(Наливают всем чай из самовара. угощаются)
Домовой: Вам спасибо за уменье.
За улыбки, за веселье!
Воспитатель: Посидели, повеселились, но пора и честь знать. Спасибо, хозяюшка, за веселье, да за угощенье знатное.
сценарий развлечения " Русские посиделки".