Папки-передвижки

Сценарий развлечения «Русские посиделки» в старшей группе

Надежда Ворошина
Сценарий развлечения «Русские посиделки» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

«Русские посиделки»

(Фольклорное развлечение в старшей группе)

Задачи:

Образовательные:

- Расширять знания детей о народных традициях и обычаях: дать детям представления о традициях русских посиделок.

- Уточнять знания о предметах народного быта - печь, самовар, сундуки, колодце и т. д.

- Продолжать развивать умения отгадывать загадки.

- Продолжать формировать знания детей о русском устном народном творчестве в пословицах, загадках, частушках, хороводных песнях.

Развивающие:

- Развивать эстетическое восприятие фольклорных произведений.

- Развивать внимание, любознательность, творческие способности, певческие навыки, навыки актерского мастерства, коммуникативные умения, развивать умение слушать других.

Воспитательные:

- Воспитывать любовь к Родине, уважение к истокам русской народной культуры.

- Воспитывать патриотические чувства и уважение к традициям русского народа.

- Формировать интерес детей к народной культуре

Оборудование:Ведущая в народном костюме, самрвар, сушки, баранки, пироги, печка, расписные платки и полотенца, сундук, музыкальные инструменты, столы, накрытые выпечкой и чаем.

Ход мероприятия

Воспитатель: Дорогие ребятки, нас пригласили сегодня на русские посиделки

Заходят дети через ручеёк под музыкальную игру: «Золотые ворота»

Хозяюшка: Здравствуйте, люди добрые!

Мир вам, гости долгожданные,

Что пришли к нам в добрый час!

Встречу теплую, желанную мы готовили для вас

(Хозяюшка берет каравай)

Хозяюшка: Издавна славился наш русский народ «гостеприимством», они с уважением, любовью и заботой встречали гостей на пороге своего дома с поклоном, хлебом-солью и говорили:

«Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!» (хозяюшка кланяется детям и приглашает в горницу)

Хозяюшка: Проходите, присаживайтесь, рада вас видеть в нашей Горнице.

(дети садятся)

Хозяюшка: Удобно ли вам, гости дорогие! Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли место хватило?

Воспитатель: В тесноте, да не в обиде!

Я вас непросто так позвала к себе в Горницу, будет праздник у нас, праздник радостный! Русские посиделки! Ребята, как вы думаете, что такое посиделки?

В старину темными зимними вечерами собирались девицы и молодцы в большой избе, где они пели, водили хороводы, рассказывали сказки, говорили шутки – прибаутки.

Хозяюшка: Посидим рядком, да поговорим ладком: послушайте мой небольшой рассказ:

Давным-давно, в далёкие времена жили-были добрые молодцы – могучие богатыри русские и девицы красавицы. А у них добрые матушки и мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели холсты ткать, узорами их вышивать, а также Родину защищать от нашествий вражеских. И в старину, и в настоящее время у каждого человека должен быть дом.

1. Кто знает как называлась раньше наша страна, в далекие далекие времена? (Русь) Кто знает, как в старину назывались дома?

(Изба)

2. На Руси в старину говорили не «строить», а…

(Рубить избу)

3. А рубить избу дело нелегкое, одному не справиться. Как же люди выходили из положения?

(Помогали соседи, родственники)

4. Из чего рубили избу? Значит - какая она?

(Деревянная)

5. Как же называли мастеров, которые занимались постройкой избы? (Плотник)

6. Каким же инструментом пользовались плотники при строительстве? (Топор)

Хозяюшка: Бревна ставили друг на друга в форме квадрата очень плотно. Такая конструкция называлась? (Сруб)

Хозяюшка: Из сруба делали? (Избу)

Хозяюшка: Русский народ всегда любил песни петь и хороводы водить и сейчас я вас приглашаю на русский народный хоровод.

Фонограмма № 2: «Русская изба»

Водят хоровод

Хозяюшка: Русский народные посиделки не обходились без загадок. А вы, ребятки, любите отгадывать загадки? Давайте отгадаем загадку и узнаем, что же в избе было самым главным?

Я люблю на ней лежать,

Только это не кровать.

А избы моей сердечко Русская большая (печка)

Домовой: Апчхи!

Хозяюшка: Ой, кто это?

Домовой: Апчхи!

Хозяюшка: Будьте здоровы!

Домовой: Ага, ладно!

Хозяюшка: Ребята, кто это здесь спрятался? Выходи скорее!

Домовой: Не - а, я вас боюсь!

Хозяйка. Не бойся. Выходи. Покажись ребятам. (Выходит домовой).

Хозяюшка: Вот это и есть наш домовой. Он у нас большой ворчун, а еще боится незнакомцев. Пойди сюда, не бойся.

Домовой: Значит, обижать не будете?

Хозяюшка: Нет. Никто тебя у нас не тронет. Наоборот, все хотят с тобой подружиться. Проходи к нам на посиделки.

Домовой: «Вы, ребята не ленитесь, вокруг печки становитесь»

Домовой: Придумывали даже пословицы про печку: «Печь нам, как мать родная»

1. Самое главное в деревенской избе была? (Печь)

2. Кто клал печь? (Печник)

3. Из чего клали в старину печь? (Из кирпича и глины)

4. Ребята, для чего же нужна была в доме печь?

(Печь обогревала избу, на печи сушили одежду, обувь, лыко для плетения корзин, бересту для розжига дров, а так же грибы, ягоды и травы)

5. Чем топили печь? (Дровами)

6. Какие дрова бывают? (Березовые, сосновые, осиновые, липовые, дубовые)

Динамическая пауза

За дровами мы идем

И пилу с собой несём (Ходьба).

Вместе пилим мы бревно,

Очень толстое оно.

Чтобы печку протопить, (Делают движения пильщиков)

Много надо напилить.

Чтоб дрова полезли в печку,

Их разрубим на дощечки, (Колют дрова)

А теперь их соберём

И в печку отнесём, (Наклоны)

После тяжкого труда

Надо посидеть всегда (Садятся на стульчики)

7. Чем же могла печь накормить своих хозяев?

(В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги)

8. А в чем варили еду, кашу, суп? (В чугунках)

Давайте вспомним русскую пословицу : «Щи да, каша – пища…. наша»

9. Чем ели в давние времена – щи да кашу? (Расписными ложками)

Хозяюшка достает расписную ложку

Хозяюшка: Посмотрите, у меня есть расписная ложка.

Что вы делаете такими ложками?

Воспиатель Ложка деревянная расписная для нас является теперь как народный музыкальный инструмент)

Домовой Хочу поиграть с вами игру: «Что было, что стало», да проверить вашу смекалку. Ведь посиделки не обходились без веселья и смеха!

Дидактическая игра: «Что было, что стало»

«Ложку возьми, и слово по - другому назови».

Раньше была изба, а мы живём… (в домах)

Раньше носили лапти, а сейчас (сапоги)

Раньше в печи готовили, а мы… (на плите)

Раньше кашу в чугунке варили, а теперь… (в кастрюле)

Раньше чай в самоваре кипятили, а теперь… (в чайника)

Раньше на лавках спали, а сейчас… (на кровати)

Раньше в сундуках одежду хранили, а у нас… (в шкафу)

Раньше воду из колодца носили, а теперь… (льётся из водопровода)

Хозяюшка:

Горница у нас большая,

Да красивая такая.

Вот в углу сундук стоит,

Много он добра хранит.

Сундук – вещь нужная. Для чего нужен сундук?

Дети: На нём и посидеть, и полежать можно. Ещё сундук служит шкафом для хранения вещей.

Хозяюшка: Какие бывают сундуки?

(Сундуки - бывают разные. Самый простой называется «короб», где хранились одежда, обувь, кухонная утварь.

«Другой вид сундука – ларь. В нём хранили зерно, муку и другие сыпучие продукты.

«Женщины очень любили маленькие сундучки, которые называются шкатулками. В них они хранили свои драгоценности.)

Домовой Ну, что - то мы немного засиделись. Хотите посмотреть, что внутри сундука? Я вам предлагаю поиграть с сундучком

Чтобы его открыть, надо сказать волшебные слова. Послушайте, какие:

«Сундучок- сундучок, открывай - ка свой бочок!»

Давайте вместе с вами скажем эти слова. Только ласково, как в старину разговаривали с вещами, хорошо?

Открывают крышку сундука

Домовой: Посмотрите тут веселый бубен, он предлагает нам поиграть.

Проводится «Игра с бубном»

Описание игры:

Дети передают бубен из рук в руки, а Домовой произносит считалку:

Ты катись, весёлый бубен,

Быстро-быстро по рукам.

У кого весёлый бубен

Тот на нем сыграет нам!

Ребенок, на котором закончилась играет на бубне, остальные хлопают.

Воспитатель обращает внимание на одежду хозяйки и вместе с детьми называют одежду. Больше всех говорит воспитатель ей понравился платок.

Домовой: В старину платки не только носили как украшение – с ними еще и играли. Посмотрите, какие я вам платки принес – красивые. Предлагаю с ними поиграть. Становись детвора – вас ждёт русская игра.

Игра с русскими народными платками :

«Шатёр»

Описание игры: Участники игры делятся на 3-4 подгруппы. Каждая подгруппа образует круг по углам площадки. В центре каждого круга ставится стул, на котором вешают платок с узорами. Дети берутся за руки, идут общим кругом хороводным шагом под музыку, музыка останавливается все дети быстро бегут к своим стульям, берут платки и натягивают их над головами в виде шатра (крыши).

1. - Фонограмма № 4: «БАРЫНЯ»

2. - Фонограмма № 5: «АХ ВЫ СЕНИ, МОИ СЕНИ…»

Хозяюшка: Эй, ребята не ленитесь, а на лавочки садитесь

К низу узок, верх широк, не кастрюля … (Чугунок).

*** То назад, то вперед ходит – бродит пароход.

Остановишь – продырявит (утюг)

*** Рогат, да не бык, хватает, да не сыт,

Людям отдаёт, а сам на отдых идёт. (Ухват).

***Кривой конь лезет в огонь. (Кочерга)

Домовой: Молодцы! Разбираетесь в домашнем хозяйстве!

А сейчас еще загадка:

***У кого в доме сверху дыра, снизу дыра,

А посередине – огонь да вода? (самовар)

Хозяйка: Для русского человека самовар был и есть нечто большее, чем просто предмет домашней утвари. Самовар - символ семейного очага, уюта, дружеского общения. Он занимал почетное место в доме. Недаром говорили в народе - «печка-матушка», да «самовар - батюшка».

Посидеть за самоваром рады все наверняка.

Ярким солнечным пожаром у него горят бока.

Домовой: Я знаю, что посиделки заканчиваются чаепитием.

Хозяйка: Самовар уже пыхтит, мне на ушко говорит:

«Пора к столу приглашать, гостей чаем угощать!»

Под русские мелодии пьют чай.

Кушайте гости дорогие, угощайтесь сушками, баранками, ватрушками.

(Наливают всем чай из самовара. угощаются)

Домовой: Вам спасибо за уменье.

За улыбки, за веселье!

Воспитатель: Посидели, повеселились, но пора и честь знать. Спасибо, хозяюшка, за веселье, да за угощенье знатное.

сценарий развлечения " Русские посиделки".

Публикации по теме:

«Покровские посиделки». Сценарий развлечения в средней группе«Покровские посиделки». Сценарий развлечения в средней группе "Покровские посиделки". Развлечение в средней группе. Ход развлечения. (Под музыку группа детей в русских народных костюмах заходят в зал.

Фольклорный праздник «Русские посиделки»Фольклорный праздник «Русские посиделки» СЦЕНАРИЙ ФОЛЬКЛОРНОГО ПРАЗДНИКА «РУССКИЕ ПОСИДЕЛКИ» (для детей 4-7 лет) Музыкальный руководитель Елена Анатольевна Анохина, город Приморско-Ахтарск.

Фотоотчет «Русские посиделки»Фотоотчет «Русские посиделки» 26 марта в старшей группе №9 был проведен фольклорный праздник «Русские посиделки». Хозяйка встретила и пригласила всех на весёлые, весенние.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий развлечения «Русские посиделки» в старшей группе
Опубликовано: 11 декабря 2024 в 19:17
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий развлечения «Русские посиделки» в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Ворошина (УИ 996383) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД