Иванова Надежда
Сценарий развлечения для старшего дошкольного возраста «Украшения марийских женщин» (из цикла «В гостях у бабушки»)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Знакомить детей с марийскими национальными украшениями.
Задачи: - разучивание национальных игр с использованием украшений
- разгадывание разгадок про украшения
- воздействие на чувство ребенка через чтение стихов
- развивать коммуникативную функцию речи
- воспитывать уважение к культуре своего народа.
Материал и оборудование:
Экран для показа слайдов, скамейки, сундук, мониста для каждой девочки, 2 кольца, платок, бусинки, куски тонкой проволоки длиной 8-10 см, карандаши.
Публикация «Сценарий развлечения для старшего дошкольного возраста „Украшения марийских женщин“ (из цикла „В гостях у бабушки“)» размещена в разделах
- Республика Марий Эл, Марийский край
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Действующие лица: бабушка, воспитатель, дети.
Ход:
(Дети с воспитателем заходят в музейную комнату, где их встречает бабушка –хозяйка)
Дети: Поро кече, бавай (Здравствуйте, бабушка)
Бабушка : Поро кече, уныкам-влак (Здравствуйте, мои внучата) Присаживайтесь.
(Дети рассаживаются на небольшую скамейку. Всем не хватает места)
Бабушка : Теве сондыкышкат шичса. (Вот, на сундук садитесь)
Воспитатель: Бабушка, а мы раньше сундука не видели. Для чего он?
Бабушка : В нём можно хранить что угодно. Я храню вот что. (достаёт украшение). Кто знает что это? (ответы детей)
Бабушка. Это, ребята, монисто. По – марийский шуеш пидыш. Сейчас это украшение женщины, а раньше служило еще оберегом. Считалось, что звон монет отпугивает злых духов. Давайте примерим девочкам мои украшения.
(привязывает небольшие монисто всем девочкам)
Бабушка : Нравится? (Ответы детей)
У кого дома есть такие же украшения? (ответы детей)
А давайте сыграем в игру «Сокыр тага», используя наше монисто.
(Все дети встают в круг. Выбираются 2 игрока: девочка и мальчик. Мальчику завязывают глаза. Девочка постукивает по монисто и отбегает, глаза у нее не завязаны. Задача мальчика поймать ее. Затем эти игроки выбирают других игроков себе на замену).
Бабушка : Пеш сай модна! Очень хорошо поиграли. Айса ынде каналтена. А теперь немного отдохнем. Рассаживайтесь на скамейку. (Дети садятся).
Монисто тяжёлое, можно их снять (воспитатель с бабушкой помогают детям снять украшение).
У марийцев было очень много разных украшений. Давайте с ними познакомимся. (слайды на экране). (ПРИЛОЖЕНИЕ №1)
Бабушка : Вы посмотрели украшения мариек. Отгадайте теперь мои загадки.
Пылышыште кечена,
Онгыр семын койына. (корыж, серёжки)
(На ушах висим, висим
Как колокольчики звеним.)
1 ребенок: Бабушка и я знаю загадку
Мы просто загляденье
На пальцах украшение (колечко)
2 ребенок: Я тоже знаю.
Пешак сылне йылгыжам,
Парням мые ондалам. (шоргаш, колечко)
Бабушка : Какие вы молодцы!
Ребята, с колечками я знаю игру, в которую играла моя бабушка, и я играла. Поиграем?
(Проводят считалку, выбирают двух ведущих)
Мые шинчем, тый кает. Я присяду, ты иди
Мые шотлем, тый вудет. Я считаю, ты води.
(Все сидят на скамейке, ладошки сложены лодочкой. 2 ведущих с обеих концов делают вид, что кладут колечко каждому. Незаметно оставляют колечки двум игрокам, предварительно договорившись кто кладет мальчику, а кто девочке.
Все говорят: Ко шоргашан вашке лек, Кто с колечком выходи
Туп ден шогал туп воктек. Встань спиною и замри.
У кого оказались кольца, выходят, отдают кольца ведущим и встают спиной друг другу.
Дети считают. Иктыт, коктыт, кумыт! 1-2-3 !
На счёт "три" оба резко поворачивают головы друг к другу. Если повернулись в разные стороны, садятся на свои места. А если повернулись в одну сторону, взявшись за руку идут гулять. Гуляют до тех пор, пока не заменит их другая пара (Игра продолжается.)
Бабушка : Ребята, я вижу, вам понравилось играть. Келшыш модаш?
Дети: Келшыш. (Понравилось)
Бабушка : Как вы думаете, где колечки можно купить?
Дети: В магазине.
Бабушка : А раньше, ребята, люди сами изготавливали колечки, потому что не было денег покупать. А хотите, сейчас вместе со мной смастерить себе колечко? Ну, тогда примемся за дело. Подходите к столу, возьмите проволоку, бусинку.
(Бусинку вдеть до середины проволоки, немного прокрутить её. Затем закрутить проволоку на карандаш и раздвинуть по размеру своего пальца).
Воспитатель: Давайте покажем бабушке, какие получились у всех колечки. А чтобы она смогла разглядеть, пройдитесь, пожалуйста,по одному как по подиуму и остановитесь в любой позе, показывая своё колечко.
Бабушка : Какие красивые у всех получились колечки. Пеш шапле улыда! Молодцы!
Воспитатель: О чём мы узнали сегодня у бабушки, ребята?
Дети: О марийских украшениях.
Воспитатель: Давайте поблагодарим бабушку за колечки, за игры, за то, что рассказала нам так много интересного.
Дети: Тау, бавай! Спасибо, бабушка!
Воспитатель: А нам пора возвращаться в группу. Чеверын!
Дети: Чеверын!
(Бабушка провожает детей)