Иванова Надежда
Сценарий развлечения для старшего дошкольного возраста «Мой поясок» (из цикла «В гостях у бабушки»)
Цель: Ознакомление с историей марийского пояса, его значением и использованием в повседневной жизни и в играх.
(Звучит марийская мелодия. Дети заходят в зал или музейную комнату вместе с воспитателем. Их встречает хозяйка музея. Дети с воспитателем здороваются)
Хозяйка: Здравствуйте, ребята!
Сегодняшней нашей встречи есть замечательный повод - ежегодно в этот день мы отмечаем день родного языка. Ребята, а вы знаете, кто вы по национальности?
Дети: Марийцы.
Хозяйка: Скажите, люди ещё каких национальностей проживают в нашей деревне?
Дети: Русские, татары, удмурты.
Публикация «Сценарий развлечения для старшего дошкольного возраста „Мой поясок“ (из цикла „В гостях у бабушки“)» размещена в разделах
Хозяйка: Д ля каждой национальности его язык - родной. А для нас в нашей деревне родной язык- это…
Дети: марийский. (Стук в дверь)
Хозяйка: Ой, кто-то идет. Давайте спросим на родном языке «кто там?»
Дети: Ко тушто?
(забегает Домовой и плачет)
Ребенок: Здравствуйте, а Вы кто? И почему плачете?
Домовой: Я- Домовой, по - марийски Порт оза. Сай улыда, здравствуйте. А плачу потому, что потерял свой пояс и никак не могу его найти. Вот услышал ваши голоса и пришел. Может, вы мне поможете найти мой пояс?
Воспитатель: Конечно же поможем. Поможем, ребята?
Дети: Да!
Воспитатель: Только зачем он Вам нужен?
Домовой: Зачем?? А вы не знаете какими свойствами он обладает?
Дети: Нет!
Домовой: Ну тогда слушайте. Пояс в одежде присутствует у многих национальностей. Есть он и у марийцев. Рубаху и верхнюю одежду мужчины обязательно подвязывали поясом, к которому подвешивали ножны, кожаные мешочки для табака, огнива и трута, кошелек для денег, обереги.
У женщин пояса были повседневные и праздничные. Праздничные украшались блестками, на концах кистью из разноцветных ниток, монетами, бусами, бисером, пуговицами. Пояса были самотканые. У нас их называют- манак ушто.
И у вас, я вижу, у каждого интересный пояс. Можете показать их нам всем?
(подиум поясов)
Домовой: Ух ты, я и не знал, что в этой деревне живут такие мастера. А давайте поиграем с поясами.
(Дети снимают свой пояс и проводят игру «Ручеёк» под марийскую мелодию. Ворота образуют с помощью поясов.)
Домовой: Вы знаете ребята, есть ещё такая игра «Бить поясом» ("Ушто кырен"). В неё играли наши бабушки и дедушки. Два человека (желательно девочка и мальчик) садятся на скамейку чуть поодаль друг от друга. Все считают: Иктыт, коктыт, кумыт (Один, два, три). На счёт «три» оба резко поворачивают голову друг к другу. Если повернулись в одну сторону, выполняют любое задание, которое скажут остальные игроки. А если повернулись в разные стороны, то просто отходят в сторону, освобождая место другим.
(проводится марийская игра «Бить поясом».)
Хозяйка. Ребята, подойдите пожалуйста ко мне, я хочу вам что –то сказать. (хозяйка шепчется с детьми и воспитателем, Домовой пытается подслушать их разговор).
Ребёнок. Мы решили подарить Вам этот пояс.
Домовой: Мне?
Дети. Да.
Домовой: Ой! Спасибо большое! Я так рад! Он ещё лучше того, что я потерял. Можно я завяжу его себе (пытается завязать, но не получается)
Дети. Давайте мы Вам поможем.
(Дети завязывают Домовому пояс)
Домовой: Я хочу отблагодарить за ваш подарок – исполню танец.
(Домовой танцует, а дети хлопают в ладоши).
Ребё нок: Мы тоже хотим Вам станцевать.
(Марийский танец с платочками).
Домовой: Как с вами весело играть ребята, но мне пора идти. Вы не забыли для чего предназначались пояса? (Ответы детей).
(Домовой уходит).
Воспитатель: Домовой ушёл к себе домой, а нам тоже пора уходить в группу. Давайте поблагодарим хозяйку дома и попрощаемся по - марийский.
Дети: Чеверын! (Уходят)