Шибайкина Наталья
Сценарий проведения туристического похода с детьми на территории ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий проведения туристического похода с детьми на территории ДОУ
Цель: ознакомление детей с основами безопасного поведения на природе.
Задачи:
• обучение правилам поведения на природе и в экстремальных ситуациях;
• развитие ловкости, координации движений, выносливости, умения ориентироваться по карте, пространственного мышления;
• воспитание любознательности, положительного отношения детей к прогулкам и ответственного отношения к действиям на природе.
Публикация «Сценарий проведения туристического похода с детьми на территории ДОУ» размещена в разделах
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Туристический поход. Сценарии развлечений
- Темочки
Предварительная работа:
• беседа с детьми о туристах;• создание карт-маршрутов для каждой группы;
• рисование знаков – правил поведения на природе;• сообщение родителям о предстоящем походе и необходимой экипировке детей.
•Организация: на территории детского сада на значительном расстоянии друг от друга отмечаются точки туристического маршрута. На каждой детей будет ждать знакомый им персонаж с определенным заданием. Для старших групп оформляются маршрутные листы, схематично изображающие территорию и направление движения от пункта к пункту. Маршруты движения младших групп контролируют воспитатели. В организации и проведении мероприятия по возможности должны принимать участие специалисты ДОУ и родители воспитанников.
Оборудование:• карты территории детского сада с нанесенными точками – станциями для старших групп (для каждой своя нумерация станций);
• спортивная экипировка детей (удобная обувь, головные уборы, рюкзаки с бутылочкой воды и едой);• спортивное оборудование для пункта "Переправа";, поленница дров;• палатка, легкая в сборке;• картинки с ядовитыми и съедобными ягодами,бутафорские огоньки, детские ведерки, карточки-схемы костровищ, бутафорская малина, 2 разноса, знаки поведения на природе; костюмы Лесной Феи, Медведя, Лешего, Старичка-Лесовичка, Спасателя.
•Ход мероприятия:
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправляемся в туристический поход. Вы все одеты как настоящие туристы : удобная одежда и обувь, головные уборы, у вас есть даже рюкзаки с провизией. На пути нас ждет много интересного. Чтобы преодолеть все препятствия, нужно быть дружными, смелыми и сильными, обязательно помогать друг другу, быть внимательными, чтобы не потеряться в дороге и суметь определить путь по карте. Желаю вам удачи и интересных приключений!
Дети вместе с воспитателем определяют, куда они должны направиться. По дороге все поют весёлые детские песни.)
Пункт маршрута "У Лесной Феи"
В руках у Лесной Феи знаки, обозначающие правила поведения на природе.
Лесная Фея: Здравствуйте, ребята! Мои друзья – растения и животные – не могут говорить и защищать себя. Когда люди идут в лес, они не хотят наносить никому вреда, но, сами того не желая, причиняют боль природе. Чтобы этого не произошло, нужно знать, что в лесу можно делать, а чего нельзя. Как вы думаете, что можно делать в лесу?
Дети: Гулять, любоваться красотой, слушать пение птиц, собирать дары природы, если это никому не повредит.
Лесная Фея: А чего делать не следует (Предположения детей.)
Лесная Фея: Для туристов есть специальные знаки, попробуйте догадаться, что они означают. (Лесная Фея показывает знаки. После догадок детей читает стихотворение, посвященное каждому знаку.)
Лесная Фея:
И лягушку, и жучка,
В паутинке паучка,
Бабочку и муравья
Не обидим ты и я!
(Показывает следующий знак.)
Лесная Фея:
Деревце, цветок и куст
Радуют всегда нас пусть!
Не сорвем и не сломаем,
–Что они живые, знаем!
Лесная Фея: Какие бы вы еще нарисовали знаки для людей, которые не знают, как нужно вести себя на природе (Предложения детей.)
Лесная Фея:
На природе отдыхали,
Много ели и играли.
Мусор весь мы соберем
И с собой его возьмем.
Ведь полянка – чей-то дом
–Пусть порядок будет в нем!
(Показывает следующий знак.)
Лесная Фея:Ребята, посмотрите, на моей полянке были гости,оставили после себя столько мусора. как вы думаете, можно ли так обижать природу? (Лесная Фея подводит детей к тому, что бы собрать мусор)
Игра: "Собери мусор"
Лесная Фея: Помните эти правила, и тогда природа будет всегда вам рада. Счастливого пути!
Пункт маршрута "Медвежья полянка"
Медведь: Здравствуйте, ребята! Я, Медведь – хозяин леса! Вы меня не бойтесь, я сегодня добрый. С утра ягодами подкрепился, витаминами зарядился. Вон сколько ягод на полянке уродилось. Но не каждую ягоду можно есть, а вы поди и не знаете какие ягоды можно есть, а какие опасно. Знаете? (Ответы детей)
Медведь: Это я сейчас проверю. (Показывает карточки со съедобными ягодами и ядовитыми) (Дети называют ягоды, уточняют съедобные они или нет)
Медведь: Молодцы какие, все ягоды знают. Ребята, а вы поможете мне малинку собрать для моих маленьких медвежат.
Игра: "Собери малину"(Дети делятся на 2 команды и собирают ягоды с куста по принципу эстафеты)
Медведь: Спасибо вам, ребята. Счастливого пути!
Пункт маршрута "Костровая"
Этот пункт организован на площадке с невысокой травой. Леший встречает детей со связкой поленцев.
Леший: Доброго дня вам, путники! Скажите, вы природы любители или губители? А костры, наверное, с родителями в лесу разжигаете? Из-за костра часто случается беда – лесной пожар, вся природа в этом месте погибает. Даже если костер хорошо потушить, на его месте девять лет ни одной травинки взойти не сможет, так долго земля свои ожоги залечивает. Поэтому ради забавы жечь костер в лесу нельзя. Но есть такие туристы, которые без костра не могут обойтись, потому что в походе они бывают не один, а много дней, им нужно согреться, пищу приготовить. Разводят они его по особым правилам, если хотите, я их вам сейчас расскажу. Помните, что костер – надежный друг человека лишь при умелом и осторожном обращении с огнем. Но он может стать и хищным разбойником, если относиться к нему пренебрежительно.
Правила разведения костра:• костер всегда разводит только взрослый;
• нельзя жечь костер в ветреную погоду, на сухой траве, камнях, вблизи хвойных деревьев;
• чтобы подготовить место для костра, лопатой снимают верхний слой почвы с насекомыми и корнями растений;
• для дров никогда не ломают живые деревья, а берут сухие ветки, лежащие на земле;
• перед уходом хорошо заливают костер водой, чтобы он остыл, и снятым слоем земли накрывают яму.
•(Леший проверяет, запомнили ли дети правила)
Леший: А вы знаете, что костры бывают разные? Например, если туристам нужно ночью освещение, они разжигают костер "шалаш" : поленья укладывают шалашиком (показывает). Такой костер очень хорошо освещает площадку лагеря. На нем можно и пищу приготовить. Но чаще всего туристы готовят на костре, который называется "колодец". По внешнему виду он напоминает колодезный сруб. Еще его используют для обогрева участников похода, сушки вещей. Есть и другие костры – звездный, таежный, экран, нодья.
Леший: хотите потренироваться?. (дети делятся на 3 группы, каждой группе дается схема костра, дети выкладывают из поленьев костровище, согласно схеме). Молодцы. (уточняет у детей название костровищ)
Леший: (обращает внимание детей на маленькие огоньки на полянке) Ай-я-яй! Посмотрите, так может начаться лесной пожар. ребята помогите погасить угольки.
Игра: "Потуши уголек" (дети делятся на 2 команды и тушат бутафорские огоньки, накрывая их ведерками, по принципу эстафеты)
Леший:Настоящий турист никогда не будет жечь костер понапрасну, ведь никому не хочется из любителя природы превратиться в ее губителя. Берегите природу! Удачи вам.
Пункт маршрута "Переправа"
Пункт организован в рощице, где заранее выкладываются кочки, между двумя деревьями ставится мостик. Из длинной веревки плетется паутина. К прочному суку подвешивается канат, под ним расстилается страховочный мат (лучше синего цвета – имитация воды). К стволам или нижним веткам двух деревьев привязывается перекладина – имитация бревна.
Воспитатель: Вы знаете, что поход без трудностей не обходится. Нужно уметь справляться с ними так, чтобы не нанести вреда себе, другим и окружающей природе. Вы пришли на переправу – это очень сложный участок маршрута. Здесь нужно быть внимательным, осторожным и не спешить. (Воспитатель показывает, как преодолевать полосу препятствий, затем подстраховывает дошкольников. Они по очереди прыгают по кочкам, проходят по низкому мостику, пролезают сквозь паутину, держась за канат, перепрыгивают "болото", подлезают под бревно. После того как все дети выполнят задание, группа двигается на следующий пункт.
Пункт маршрута "Спасательная"
В данной точке маршрута детей встречает взрослый в костюме спасателя: в форме защитного цвета, с биноклем на груди.
Спасатель: Здравствуйте, ребята! В походе может случиться непредвиденная ситуация, например, когда один из туристов случайно заблудится в лесу. Как вы думаете, как надо вести себя в таком случае? Прежде всего не следует бояться. Страх – плохой помощник. Нужно дать о себе знать, но постоянно и долго кричать не надо – быстро устанешь. Поэтому в поход нужно брать с собой свисток. Свистеть намного проще, чем кричать "ау!". С его помощью можно дать взрослым знать о своем местонахождении. Если обнять понравившееся дерево – оно поможет успокоиться. Хорошо, если дерево будет стоять на поляне, а не в чаще леса. Ведь так взрослым проще увидеть того, кто потерялся. Нужно, чтобы тебя было видно и слышно. Для этого следует оставлять стрелки из веток, выкладывать на поляне большой крест, чтобы его было видно с вертолета. Если увидели в небе вертолет, нужно бегать по поляне – двигающуюся фигуру легче заметить. Чтобы не замерзнуть, нужно набрать сухой травы, нарвать еловых веток. На них можно сидеть и лежать. Главное – помнить, что потерявшегося будут искать, пока не найдут. В такой ситуации не надо бояться чужих людей, возможно, они помогают вас искать, нужно подойти к ним и сказать, что потерялись. Все запомнили? Проверим. (Спасатель предлагает детям представить, что они потерялись, и показать свои действия.)
Спасатель: Молодцы! А самое главное в походе – быть внимательным, не отвлекаться и не отставать от группы, и тогда точно не потеряешься! Вы сегодня никого из своих друзей не потеряли, пока ко мне шли? Проверьте, посмотрите друг на друга. (Дети смотрят.) Ну, раз все на месте и спасать никого не надо, тогда – Счастливого пути!
Пункт"Змеиный камень"
Воспитатель: Ребята, дальше нам предстоит пройти через место, где встречается много змей. Нужно быть очень осторожными. Как бы вы действовали, если бы встретились со змеей? (Ответы детей)
Воспитатель: Змею ни в коем случае не пытаться трогать, ловить и бросать что то в ее сторону. Так вы ее напугаете еще больше и она попытается вас укусить. Ребята, нужно остановиться, не совершать резких движений., потихоньку пятится назад и обойти ее на безопасном расстоянии.
Игра:"Обойди змею"
Воспитатель показывает как нужно обходить змей, проходя через полянку. Дети проходят по очереди.
Пункт маршрута "Привал"
На открытой площадке около палатки детей встречает Старичок-Лесовичок.
Старичок-Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Вы, я вижу туристы, на привал пришли. А вы любители природы или вредители?. А это сейчас проверю.
Игра «Если я приду в лесок».
Послушайте правила игры. Я буду говорить, что я сделаю в лесу на прогулке, если я буду делать хорошие действия, говорите «да», а если плохо, то кричите «нет».
Лесовичок: Если я приду в лесок и сорву ромашку?
Дети. Нет!
Лесовичок: Если съем я пирожок, и выброшу бумажку?
Дети. Нет!
Лесовичок. Если хлебушка кусок на пеньке оставлю?
Дети. Да!
Лесовичок. Если ветку подвяжу и колышек подставлю?
Дети. Да!
Лесовичок. Если разведу костер и тушить не стану?
Дети. Нет!
Лесовичок. Если сильно насорю, а убрать забуду?
Дети. Нет!
Лесовичок. Я люблю свою природу, я ей помогаю?
Дети. Да!
Старичок-Лесовичок: Вижу, природу вы любите. Ладно, оставайтесь, угощу вас чаем со смородиной и печеной картошкой. (Дети устраиваются на привал неподалеку от последней станции, едят печеную картошку, пьют воду,чай, делятся впечатлениям, поют песни,затем возвращаются «домой»)