Анна Демидова
Сценарий открытого занятия «Знакомство и изготовление каргопольской игрушки» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: научить ребёнка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Воспринимать окружающее через речь, мир музыки и изобразительную деятельность.
Программное содержание :
1. Привить интерес к народно- прикладному искусству - каргопольской игрушке
2. Пополнить словарный запас у детей такими терминами как - каргопольская игрушка, рукодельница, кормилица, коробейник
Публикация «Сценарий открытого занятия „Знакомство и изготовление каргопольской игрушки“ для старшей группы» размещена в разделах
- Игрушки. Конспекты занятий
- Игрушки. Сценарии развлечений с любимыми игрушками
- Игрушки. Сценарии развлечений, досугов
- Каргопольская игрушка
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
3. Составить описательный рассказ об игрушке вместе с детьми
4. Вызвать у детей эмоционально положительный настрой
5. Повысить умение выражать свои мысли, чувства в речи, рисунке, лепке и инсценировке
Материал: глина, гуашь, кисти, вода, салфетки.
Музыкальный ряд: русские народные мелодии.
Предварительная работа : беседа с детьми о росписи, истории, традициях каргопольских мастеров
Ход занятия :
В фоновом режиме звучит мелодия р. н. п.
Воспииатель: есть птица с яркими крыльями, но не летает, не поёт она. И зверь есть красивый, да бегать он не может. Чтобы увидеть их, отправимся мы не за тридевять земель, не тридевятое у арство, а в край, где живёт русская старина, чудо ремесло - каргопольская игрушка.
(под русско народную музыку входит коробейник, на подносах игрушки)
Воспитатель: ой, ребята, посмотрите, коробейник. Кто такой коробейник? Этим словом раньше называли продавца, который носил с собой товар в коробе.
Коробейник: поклон вам люди добрые
Весёлые, хоробые!
Чудо чудное, а не товар!
Глядите не моргайте,
Рты не разевайте,
Ворон не считайте.
Воспитатель: расскажи ка нам коробейник, откуда ты идёшь? И где делают такие игрушки?
Коробейник: раньше такие игрушки лепили в селе Гринева. А теперь в г. Каргополе архангельской области находится предприятие народных промыслов "беломорские узоры". Каждый гончар делал свою игрушку для своей детворы. Игрушка выразительная, крестьянская (показывает). Это и коренастые фигурки людей, и фигурки изображающие животных и птиц. Женские фигурки с ребёнком на руках, с корзинкой, с птицей, занятые хозяйством. На них широкие юбки, кофты с крупными пуговицами. Это и барыня, и крестьянка, и кормилица. Мужики с окладистой бородой, каждый изображён в действиях--плетут лапти или играют на гармошке. Изображение животных типично для народной игрушки - это конь, корова, баран, собака, заяц, медведь.
(воспитатель предлагает коробейнику отдохнуть)
Воспитатель: "красна птица пеньем, а человек уменьем". Про кого так говорят? Правильно про мастера рукодельца. Назовите пословицы про мастера рукодельца.
Дети: хорошая работа два века живёт. Умелец да рукоделец и себе, и людям радость приносит. (дети объясняют как они понимают эти пословицы)
Воспитатель : а из чего делают каргопольские игрушки?
Коробейник: лепят из глины, обжигают в печке, а затем расскашивают. Люди всегда стремились внести красоту в жизнь, поэтому каргопольские художники украшали фигурки особой, неповторимой росписью. Цвет : серый, розовый, сиренево - синий, бирюзовый, коричневый, жёлтый, оранжевый, красный.
Давайте вспомним основные элементы каргопольской росписи : это не просто узоры, а символические знаки, следы культа солнца и земли. Давайте рассмотрим колорит узора, сочетание цветов. Возьмите игрушки в руки.
Воспитатель: опишите игрушку, которая у вас в руках
Дети называют игрушку, что она делает, каким она цветом, какими узорами она расписана, что обозначают символические знаки.
Коробейник: какие вы молодцы! Как быстро вы все запомнили! Знаете, ребята, сейчас мастеров, которые умеют делать каргопольскую игрушку из глины, осталось очень мало. А не могли бы вы помочь, слепить и раз украсить каргопольскуе игрушки?
Воспитатель: ну что, ребята, поможем коробейнику?
Одна группа подгруппа детей лепит игрушки, а вторая расписывает.
После окончании работ, дети рассказывают что они слепили, какой узор нанесли, что он обозначает.
Коробейник: сколько много игрушек, и они все разные! Пора и на ярмарку собираться. За ваше старание, ребята, я угощу вас гостинцем.
Угощает детей, блогодарит и уходит.