Алла Тимофеева
Сценарий открытого занятия «Знакомство детей с музыкальными жанрами: песня, танец, марш» (дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУДО Вяземская ДШИ им. А. С. Даргомыжского Сценарий открытого занятия
по предмету «Элементарное инструментальное музицирование» с детьми 4-х лет
Преподаватель Тимофеева Алла Юрьевна
Тема: «Знакомство детей с музыкальными жанрами : песня, танец, марш».
Цель занятий :
Публикация «Сценарий открытого занятия „Знакомство детей с музыкальными жанрами: песня, танец, марш“ (дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Открытые занятия. Конспекты
- Песни. Все материалы на тему песен
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
Побудить у детей 4-х лет интерес к занятиям в музыкальной школе. Развить эмоциональный отклик на смену музыкальных жанров и сопоставить их с различными музыкальными исполнительскими действиями на шумовых инструментах.
Задачи:
1. Научиться преодолевать волнение в новом коллективе, с помощью игры на шумовых инструментах;
2. Научить детей правильно определять музыкальные жанры;
3. Научиться слушать музыку;
4. Научиться выполнять поставленные преподавателем задачи.
Сценарий.
Звучит спокойная музыка (из детской передачи «В гостях у сказки»).
Дети заходят в класс, садятся на стулья. Возле каждого стула лежит набор шумовых инструментов, необходимых для занятия (колокольчик, треугольник, деревянные ложки, маракас и бубен). Детям представлены картинки, на которых изображены с помощью художественных образов (природы, видов деятельности и эмоций человека, музыкальные жанры : песня, танец, марш.
А. Ю. : Сегодня, ребята, мы с вами вновь попадем в мир музыки, в котором есть разные страны. Музыка – это волшебный мир и в нем есть такие страны, как: ПЕСНЯ, ТАНЕЦ и МАРШ. Послушайте, я вам расскажу сказку и вы все поймете.
В каждой стране есть свой Король или Королева, есть свои жители. Вот, например, в стране ПЕСНЯ правит Королева, а все жители только поют. В стане ТАНЕЦ правит Король, а жители только танцуют. В стране МАРШ правит тоже Король и все жители только маршируют. Каждый из правителей думал, что только в его королевстве всё делают правильно, а жители других королевств – просто чудаки. Но однажды поднялся ветер, да такой сильный, что жителей этих трёх королевств подняло, словно пушинки вверх. Когда ветер утих, они приземлились в совершенно разных местах. Ветер всех перемешал. Сначала поднялась паника среди жителей, но вскоре все успокоились.
Сели два короля и королева, посовещались между собой и решили, что отныне будут жить вместе со своими жителями в одном большом государстве. С тех пор жители всех трёх королевств, дружно живут в одной чудесной стране под названием «Музыка».
Преподаватель спрашивает у детей : «Вам понравилась сказка? Если понравилась, то ответьте мне на вопрос: «Что такое песня танец и марш?» Дети дружно отвечают.
А. Ю. : Настало время нам начать путешествие в страну «Музыка», где жители всех королевств живут дружно, весело и исполнить на разных шумовых инструментах музыкальные номера, которые научат нас узнавать музыкальные жанры. Поможет нам с вами детская песенка «Посмотрите-ка, у нас-то в мастерской». Начнем с путешествия к Королеве «Песня». Все ее жители только поют: на работе, дома, в дороге. Песни у них разные : грустные, веселые, военные, детские, эстрадные, народные.
Алла Юрьевна предлагает всем детям прослушать мелодию детской песни «Посмотрите-ка, у нас-то в мастерской», звучащую плавно, спокойно, напевно. Затем все дети хлопают под музыку на сильные доли и пропевают со словами:
Дети поют: Посмотрите-ка, у нас-то в мастерской,
там работнички трудятся день-деньской.
Затем дети встают, берут в руки колокольчики, треугольники и тарелочки. Играют в свободном исполнении под аккомпанемент и напевают: «Ля, ля, ля» несколько раз. В конце исполнения кланяются и садятся на свои места. Королеве «Песня» - понравилась музыка.
2.) А. Ю. : настало время путешествия к Королю «Танец». Жители его королевства тоже простой походкой не ходили. Отличались от других тем, что всегда танцевали: то галопом, как в польке скакали, то плавно, как в вальсе кружились.
Возьмите дети в руки деревянные ложки. Держать ложки нужно за череночки, выпуклыми сторонами черпачков друг к другу. Звучит веселая танцевальная музыка на мотив песни «Посмотрите-ка, у нас-то в мастерской». Затем все дети берут в руки деревянные ложки и под музыку на сильные доли стучат ложкой об ложку и произносят слова:
Дети поют: Время плотничкам работушку кончать
И пойдут они в присядочку плясать.
Затем дети встают с деревянными ложками. Играют под аккомпанемент на ложках и пританцовывают, ставя вначале одну ножку на пяточку, затем другую. В конце исполнения кланяются и садятся на свои места. Королю «Танец» - понравилась музыка и танец с ложками.
А. Ю. : теперь поговорим еще об одном Короле «Марш». Жители его королевства ходили строем, дружно. Это были военные, спортсмены и просто ребята.
Возьмите дети в руки маракасы и бубны. Бубен нужно держать в левой руке картинкой вверх, а правой рукой слегка ударять по картинке сверху. Во втором приёме игры на бубне, нужно приподнять бубен вверх и слегка раскачивать его слева на право. Затем все дети играют на маракасах и бубнах под музыку на сильные доли и произносят слова:
Дети поют: Как начнут они топориком рубить,
Молоточком по гвоздочкам молотить.
Затем дети встают с инструментами. Играют под аккомпанемент каждый, как ему хочется и маршируют. В конце исполнения кланяются и садятся на свои места. Королю «Марш» - понравилась музыка.
Все дети садятся на свои места и кладут в сторону инструменты. А. Ю. вместе с ребятами повторяют названия основных музыкальных жанров. Дети хором отвечают.
Звучит спокойная музыка (из детской передачи «В гостях у сказки»). А. Ю. прощается с детьми. Урок закончился.
Заключение для присутствующих взрослых и преподавателей.
А. Ю. : В начальном этапе обучения самое главное заинтересовать детей информацией, которая им еще не известна. Заинтересовать и в дальнейшем привлечь к занятиям в музыкальной школе. Песня, танец, марш – жанры, доступные к восприятию дошкольников даже на начальной стадии их музыкального развития. Именно поэтому знакомить детей с основными музыкальными жанрами я начинаю с младших групп. Постепенно расширяю кругозор и рассказываю о том, что музыка бывает разная : быстрая, медленная, громкая, тихая, веселая, грустная. На занятиях стараюсь выработать у детей коллективные навыки игры и сотрудничества. Поэтому ввожу в работу над произведениями разные инструменты и стараюсь, чтобы дети соблюдали очередность во время исполнения. Самое главное на начальном этапе обучения – это развитие у детей чувство ритма, что поможет в дальнейшем обучении. Дети легко понимают, что короткие звуки нужно играть ударами, хлопками, а на длинных звуках – можно «пошуметь».
На следующих этапах обучения ввожу в оркестр другие шумовые инструменты.
Спасибо за внимание!