Елена Халина
Конспект открытого занятия «Знакомство с числом 10» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия «Знакомство с числом 10»
Цель: познакомить с числом 10 и с записью числа 10.
Программное содержание:
1. Образовательные задачи:
Публикация «Конспект открытого занятия „Знакомство с числом 10“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 10. Состав числа десять, счёт до десяти
- Темочки
Сформировать умение считать до 10,различать запись числа 10 и соотносить её с десятью предметами; тренировать умение сравнивать количество путём пересчёта и соотносить цифры 1-9 с количеством; порядковый счёт до 10,умение составлять числовой ряд; упражнять в порядковом счёте, в ориентировке в пространстве (слева, справа, между).
2. Развивающие задачи:
Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование; развивать внимание, память, речь, фантазию, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность, мелкую моторику рук.
3. Воспитательные задачи:
Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя, опыт самоконтроля, закрепить способ действий «если что-то не знаю, посмотрю в учебнике»; воспитывать навыки безопасного поведения при переходе проезжей части улицы.
Оборудование: зебра (пешеходный переход, макет светофора, схема улицы (слайд,почтовые коробки, схема парохода.
Предварительная работа: экскурсия на почту, чтение С. Я. Маршак»Почта», отгадывание загадок о почтальоне.
Ход занятия.
1. Введение в игровую ситуацию ( дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать знания детей об окружающем мире, развивать речь).
Дети заходят в зал, здороваются.
Заведующая: - Ребята, а я как раз хотела обратиться к вам. Мне позвонили с почты и попросили помочь им разложить игрушки в посылки, чтобы отправить детям в детский сад города Ростова-на Дону. Дети их очень ждут. Я пообещала. Но возникла проблема - меня срочно вызывают в Управление образования. Что же мне делать? Кто теперь поможет работникам почты?
Дети предлагают свою помощь.
Восп. - Ребята, давайте вспомним, для чего нужна почта? (отправлять посылки, письма, газеты)
Кто работает на почте? Какую работу они выполняют? (ответы детей)
-Молодцы, ребята! А почта находится далеко или близко от нашего детского сада? (недалеко, близко) Значит, нам не надо ехать на транспорте, мы отправимся на почту пешком. Чтобы туда попасть, нам надо перейти дорогу. (воспитатель с детьми подходят к зебре)
Восп. - Ребята, где мы можем правильно перейти дорогу? (ответы детей)
Дети с воспитателем переходят дорогу, закрепляя ПДД.
На экран проектора выводится слайд с изображением улицы.
Восп. -Мы пришли на улицу, где находится почта. Здесь много домов, все они разные. Чем они отличаются друг от друга? (размер, цвет, форма)
-Тимур, посчитай, сколько всего домов на улице? (напомнить детям, что мы начинаем счёт слева направо)
-Сослан, который по счёту красный дом?
-Который дом самый высокий?
-Какого цвета третий дом?
-В котором по счёту доме находится почта?
2. Актуализация знаний.
Воспитатель предлагает детям зайти на почту и помочь работникам собрать посылки.
Игра «Сбор посылок» ( дидактические задачи: актуализировать умение считать до 10, сравнивать группы предметов по количеству путём пересчёта; тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, развивать внимание, память, речь).
Восп:-Вот мы и пришли на почту. Чтобы помочь работникам, нам нужно выполнить несколько заданий.
Вот первое! Присаживайтесь на стульчики. (воспитатель обращает внимание на осанку детей)
На столе лежат коробочки с игрушками (матрёшки и машинки) и карточки с двумя полосками.
Восп:-Ребята, поставьте, пожалуйста, на верхнюю полоску карточки 9 матрёшек. А на нижнюю полоску поставьте столько же машинок.
Сколько машинок вы поставили? (ответ детей-9) Значит, у нас матрёшек и машинок (поровну) Правильно!
-Дети, я совсем забыла, машинок должно быть на 1 больше. Что нам для этого нужно сделать? (добавить 1 машинку)
Воспитатель просит индивидуально пересчитать матрёшек и машинки (ответы детей) Чего больше? (машинок) На сколько больше? (на 1)
Дети считают, делают вывод, что после 9 идёт 10 (воспитатель следит за правильностью счёта)
Восп:- С этим заданием вы справились. Теперь мы должны собрать все игрушки в посылки.
Воспитатель предлагает дежурным раздать почтовые коробки (один ребёнок раздаёт маленькие коробки, другой - большие)
Восп:-А, скажите, дети, из какого материала изготовлена матрёшка (из дерева) А что можно сделать из дерева (мебель,игрушки,бумагу)
-А из какого материала сделаны машинки (из пластмассы) А что можно сделать из пластмассы? (посуда, контейнеры, игрушки)
-Ещё из какого материала можно сделать машинку? (из железа)
-Молодцы! Ребята, перед вами лежат посылочные коробки. Они по размеру одинаковые? (разные) Как вы думаете, какие игрушки мы должны положить в маленькую коробку? (матрёшек) Почему? (их меньше) Сколько их(9)А в большую коробку? (машинки) Почему? (их больше) Сколько? (10)
Дети раскладывают игрушки по коробкам.
3. Затруднение в игровой ситуации.
Игра «Обозначь число» ( дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для знакомства с записью числа 10;сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания; тренировать мыслительные операции-анализ и сравнение; развивать воображение, мышление, речь)
Восп. -Ребята, для того, чтобы посылки дошли до адресата, нам необходимо наклеить на них почтовые марки с обозначением количества игрушек в них.
Воспитатель поднимает одну коробку, под которой лежат цифры 9,7,1,0,5.
Восп. -Ребята, марку с какой цифрой надо приклеить на маленькую коробку(9) (дети выполняют задание)
-А на большую коробку? (10) А у нас нет такой марки.
Восп. -Ребята, как вы думаете, смогли мы помочь работникам почты (нет) Почему (потому что мы не знаем,как отметить число 10)
-А если мы чего-то не знаем, как мы это можем узнать? (спросить у мамы, папы) Сейчас их нет рядом с нами, как ещё можно узнать? (посмотреть в книге)
Игра «Обозначь число» (продолжение) ( дидактические задачи: познакомить с обозначением числа 10, сформировать умение соотносить обозначение числа 10 с количеством предметов)
Восп. -Значит, как можно узнать то, чего вы не знаете, а очень нужно знать (по учебнику) Давайте подойдём к книжному уголку и найдём нужную нам книгу.
Дети находят книгу о цифрах, рассматривают её и находят число 10.
Восп. -Ребята, посмотрите, число 10 обозначается двумя цифрами-1 и 0.
Воспитатель читает стихотворение:
-Вот один, а рядом ноль-
Стал он важным как король.
К единичке прислонился-
Сразу в десять превратился.
Восп. -Сколько нулей нужно поставить рядом с единицей, чтобы обозначить число десять (один ноль)
-С какой стороны от единицы надо поставить ноль для того, чтобы обозначить число десять? (справа)
-В каком случае ставят число десять? (когда имеется десять предметов)
Воспитатель делает вывод: число 10 обозначает 10 предметов.
-Теперь вы знаете, как обозначается число 10, и каждый из вас выложит число 10.
-А теперь мы это число приклеим на посылки и упакуем их в две коробки.
-Какие посылки мы сложим в маленькую коробку? А в большую? (дети выполняют задание)
-Какие вы молодцы! Интересно, правильно ли мы выполнили задание? (воспитатель поворачивает коробку и проверяет правильность выполнения задания детьми, подводит итог задания.
-Мы хорошо поработали, а теперь пришло время отдохнуть.
Физминутка на осетинском языке «Иу, дыууа, арта»
Игра «Соедини последовательно цифры»
Восп. -Ребята, нам осталось только отправить посылки. А каким транспортом можно отправлять посылки? (на самолёте, на машине, на поезде) А ещё на чём? (на пароходе) Для того, чтобы узнать, как наши посылки отправятся адресату, нужно соединить цифры по порядку от 1 до 10. Будьте внимательны!
Один ребёнок работает у доски. Дети соединяют цифры, получается пароход.
-Наши посылки отправятся пароходом. Молодцы! Я думаю, работники почты будут вами довольны! Ну, а нам пора возвращаться в детский сад, где нас ждут друзья. Мы идём пешком, потому что это полезно для здоровья. И пословица есть такая «Пешком ходить - долго жить», запомните её.
Дети «возвращаются» в детский сад той же дорогой, переходя по зебре.
Восп. -Вот мы и вернулись в детский сад. Ребята,где мы сегодня с вами были (на почте)
-С помощью каких знаний вы помогли работникам почты? (умение считать до 10 и знание чисел)
-А хотите ещё немного поиграть? Посмотрите, у меня есть три волшебных мячика. Каждый возьмите по мячику и ответьте на вопросы.
Синий мяч-Что самое сложное было для тебя сегодня?
Красный мяч - Что было для тебя самым интересным
Жёлтый мяч – Где в жизни пригодится то, что вы сегодня узнали?
Восп. -Ребята,я предлагаю вам поделиться впечатлениями о сегодняшнем дне со своими друзьями и родителями. До свидания.