Получи документы

Сценарий проведения НОД для детей среднего дошкольного возраста по поликультурному воспитанию «В гостях у бабушки сказочницы»

Мишинева
Сценарий проведения НОД для детей среднего дошкольного возраста по поликультурному воспитанию «В гостях у бабушки сказочницы»
▼ Скачать + Заказать документы

Сценарий проведения НОД для детей среднего дошкольного возраста

по поликультурному воспитанию

«В гостях у бабушки - сказочницы и домовёнка Кузи».

Составила Мишинева Е. Б.

Приоритетная образовательная область: «Социально – коммуникативное развитие»

Цель: Приобщать детей к национальной духовно-нравственной культуре.

Задачи:

Публикация «Сценарий проведения НОД для детей среднего дошкольного возраста по поликультурному воспитанию „В гостях у бабушки сказочницы“» размещена в разделах

1. Воспитательные: воспитывать детей в духе доброжелательного отношения к людям разных народов; уважительное отношение к хлебу; гордость за свой детский сад, сплоченность и дружбу в детском коллективе.

2. Развивающие: обогащать словарь детей выражениями: «гостеприимство», «многонациональность». Закрепить умения детей изготавливать хлебобулочные изделия из соленого теста.

3. Образовательные: Формировать представления детей о культуре гостеприимства народов населяющих Россию.

Методы и приемы:

1. Словесные: рассказ педагога и детей о традициях русского гостеприимства. Постановка перед детьми учебно-познавательной задачи, беседа с элементами диалога, художественное слово.

2. Наглядные: демонстрация наглядных пособий (хлеб народов других национальностей, тематические картинки); герои в русских народных костюмах.

3. Практические: показ трудовых приемов при лепке из соленого теста хлебобулочных изделий.

4. Игровые: создание игровой ситуации.

Образовательные области в интеграции:

ОО «Познавательное развитие»: формирование представления детей о русском гостеприимстве и обычаям народов других национальностей.

ОО «Речевое развитие»: владение речью как средством общения, обогащению активного словаря: разучивание стихов, пословиц.

ОО «Художественно»: эстетическое развитие»: лепка из соленого теста.

ОО «Физическое развитие»: музыкальная динамическая пауза, пальчиковая игра.

Развивающая предметно-пространственная среда: Реквизит для занятия – печь в виде ширмы с окном шестка, самовар, баранки, колосья пшеницы. Хлеб национальной кухни (русской, армянской, украинской, татарской). Каравай, соль, рушник, народные костюмы, тематические картинки, соленое тесто, дощечки для лепки, стеки, салфетки.

Ход проведения:

В центре зала – русская изба. Стол, печь, на столе стоит самовар, поставлены чашки, разложены деревянные ложки. В мисках угощение - пироги, кренделя, баранки, лаваш, лепёшки, матнанкаш. Возле печи за прялкой сидит одетая в русский костюм бабушка-сказочница (воспитатель).

(Входят дети, здороваются, подходят к бабушке-сказочнице)

Бабушка:

- Здравствуйте мои дорогие. Ой, как у меня сегодня много гостей, посмотрите дети (обращает внимание на присутствующих) и поздоровайтесь с ними. Проходите, присаживайтесь! (дети проходят на лавку)

Я вижу, вы принарядились для нашей встречи, на вас разные национальные костюмы. Наше общество многонациональное. А знаете ли вы, что обозначает слово многонациональность?

Ответы детей - много национальностей, люди разных национальностей живут в нашей стране.

Бабушка:

- Русский народ всегда славился гостеприимством. Сегодня мы встретим гостей, соблюдая традиции русского гостеприимства. Желанных гостей встречают … подскажите мне…

Дети: Караваем. Хлебом с солью.

Бабушка:

-Молодцы. Есть в русском языке слово, которое трудно найти в других языках. Слово это – хлебосольство. Его произносят обычно, когда хотят подчеркнуть гостеприимство. Хлеб и соль всегда сопровождали радостные события, которые происходили в жизни русских людей.

Вот и я сегодня ждала вас и приготовила каравай (обращает внимание на стол)

Вот лежит каравай

У меня на столе,

Черный хлеб на столе –

Нет вкусней на земле.

- Преподнесём его нашим гостям? Угощайтесь гости дорогие. (Дети в русских костюмах обносят гостей караваем).

(Звучит русская народная мелодия.)

- Я очень рада, что мы вместе сегодня собрались за одним столом в нашей русской горенке. «Сядем рядком да поговорим ладком». А знаете ли вы ребятки, что самое главное было в крестьянской избе?

Ответы детей - печка

Бабушка:

-С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Кто скажет, для чего ещё печь была нужна?

Отвечают дети.

Бабушка:

- Молодцы, знаете, что печь обогревала избу. В печи пекли хлеб, готовили еду себе и домашней живности. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку, на печи спали крестьянские детишки. Недаром люди ее называли матушкой, сударушкой, боярыней. Без печи изба – не изба. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами.

В некоторых народных сказках - печь сказочный герой. В сказке сказывается, что в каждом доме есть невидимый, но очень могучий хозяин – домовой. Он живёт в доме, охраняет его, помогает всем. Домовенок выбирает самое теплое в доме место, на печке, его еще называют подпечником или запечником. Невидимый помощник настолько игрив и так любит проказничать, что иногда его так и называют – проказник или ласково Кузя.

(Из-за печи слышится голос) - Забыли про меня. Обижаете. Вот уйду от вас.

Бабушка (загадочно):

-Ребята, мне кажется, что у меня за печкой поселился … домовёнок!

Бабушка:

-Вы хотите с ним познакомиться? Позовём его?

Дети – Кузенька! Кузя!

Кузя (выходит из-за печки):

- Это же, я, Кузьма, или просто Кузя…

Бабушка: Кузенька не сердись. Поздоровайся и познакомься с гостями.

Кузя:

-Здравствуйте. Я теперь живу у бабушки-рассказушки. Помогаю по хозяйству. Вот я смотрю … (указывая на стол) – Наготовили-то всего, наготовили! Не экономные вы мои. Ой, беда, беда, огорчение!

Бабушка:

-Присаживайся, Кузенька, Ну а как же, - «Умел гостей звать, умей и угощать». «Не красна изба углами, а красна пирогами». - «Что есть в печи, все на стол мечи». Хочешь, ребята и тебя угостят? «Чем богаты, тем и рады». Ребята, чем мы будем гостя потчевать?

(Дети называют угощение на столе - сушки, кренделя, пряники, баранки).

Кузя:

-Спасибочки, наготовили всего! Не экономные вы, а разве не знаете, как хлебушко тяжело выращивать.

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

Бабушка:

-Что ты Кузенька, ребята много знают о хлебе. Мы сейчас тебе покажем и расскажем, правда, ребята.

(дети повторяют вместе с воспитателем текст, выполняя движения)

В землю зёрнышко попало (приседают)

Прорастать на солнце стало (руки над головой)

Дождик землю поливал,

И росточек подрастал (медленно встают)

К свету и теплу тянулся (наклоны вправо-влево)

И красавцем обернулся. (2 р.)

Бабушка:

-Без хлеба не обходится ни одно застолье. Он всегда и везде пользуется почетом и уважением. Много национальностей в нашей стране, много традиций, но у всех есть общее. Что?. (ответы детей)

Бабушка:

-Хлеб ценят и уважительно относятся и разные народы, в том числе и люди наших соседских стран – Украина, Белорусия, Грузия и т. д. Вот на нашем столе хлеб разных народностей (показывает детям, Кузе). Каравай, калачи, лаваш, матнанхаш, лепёшки, паляница ….

Даже пословицы, поговорки сложены. Всем знакомы слова: «Хлеб - всему голова!»,

- Может, кто из вас скажет Кузе пословицы о хлебе?

(индивидуальные, хоровые ответы детей, пословицы по выбору воспитателя)

«Будет хлеб, будет и обед»

«Хочешь есть калачи - не лежи на печи!»

«Ржаной хлебушко - калачу дедушка».

«Худ обед, когда хлеба нет»

«Хлеба ни куска так и в избе тоска»

«Без соли, без хлеба худая беседа»

«Не будет хлеба, будешь без обеда»

«Хлеб на столе, так и стол - престол, а как хлеба ни куска, то и стол - доска».

«Хоть сахар и сладок, но хлеба не заменит»– армянская

«Без соли не вкусно, без хлеба не сытно»

«Хлеб дороже золота»

«Земля матушка, хлеб батюшка»

Бабушка:

-Вот, Кузя, ребята тебя познакомили с армянскими, белорусскими, русскими, украинскими пословицами о хлебе.

-Что-то ты загрустил Кузенька, что случилось?

Кузя: Да вот весна что-то запаздывает, жду, жду, все бока на печи отлежал, что делать не знаю?

Бабушка:

-Ребята как мы можем Кузе помочь?

Дети: Можно напечь «жаворонков» как раньше в старину пекли.

Бабушка:

-Это вы хорошо придумали! На Руси была традиция – чтобы приблизить приход весны хозяйки замешивали тесто, дети лепили из него пташек, потом их пекли в русской печи. А когда птички были готовы, дети брали самых красивых птичек, насаживали на палочки бежали на улицу, высоко их поднимали и весну закликали. Дети, поможем Кузе «испечём» весенних птичек «жаворонков»?

Печеных птах посылали родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли и к ним. Птиц жаворонков не только выпекали, но и мастерили их из ткани. Вот и мы с вами сейчас, ребята, будем лепить жаворонков из солёного теста. Давайте с вами пройдем к нашим столам.

(Воспитатель напоминает приёмы лепки из куска теста. Раскатываем шарик, шарик раскатываем в жгут. Жгут режем пополам одна половинка у нас будет туловище с хвостиком, а другая крылышками. На крылышки кладем наше туловище и концы крылышек накладываем друг на друга, крылышки и хвостик сплющиваем ножиком делаем небольшие надрезы перышки. Другой конец вытягиваем клюв, берем горошинки вставляем глазки).

Бабушка:

-Ребята, кто выполнил свою работу, вытираем руки салфеткой, и смастерил «жаворонка» несите, мы разместим их на подносе.

(Дети «пекут» птичек, укладывают на поднос. Бабушка хвалит детей, «ставит противень в печь»)

Бабушка:

-Кузя, пока наши «жаворонки» «пекутся» дети могут тебе сказку показать о том, как хлеб на стол попадает.

Кузя:

-А есть така сказка, что - то я не слыхивал?

Бабушка:

- Есть – это украинская народная сказка «Колосок».

Кузя: хочу посмотреть, интересненько…

(Дети инсценируют сказку «Колосок» перчаточного театра)

Бабушка:

-Вот и испеклись наши «жавороночки» (достаёт из печи другой похожий поднос с настоящими булочками) мы с вами будем весну кликать и Кузю угостим!

(Дети берут булочки, ходят по кругу, говорят закличку. Звучит русская народная мелодия)

«Жаворонки прилетите,

Студеную зиму унесите,

Теплу весну принесите:

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!» гу-гу – гу.

«Уж вы пташечки, жавороночки,

Прилетайте к нам.

Весну ясную, весну красную,

Принесите нам» гу-гу-гу.

Бабушка:

- Дети так громко кричали, так птиц высоко держали, что услышало вас солнышко. Стало припекать, зимний холод отгонять. Прилетели птицы с тёплых краёв и принесли весну Жаворонки - жавороночки!

Кузя:

-Ой, спасибо ребятишки! Пора мне и отдохнуть, на печи полежать, да весну поджидать! Досвиданьице! (Кузя уходит за печь)

Бабушка:

-Ребята, печеных птах посылали родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли и к ним. А сегодня у нас много гостей, подарим им наших жаворонков, чтобы и к ним пришло тепло, весна.

Дети дарят гостям птичек.

(Бабушка благодарит детей, прощается. Дети уходят).

Публикации по теме:

Информационно-творческий проект для детей среднего дошкольного возраста «Огород бабушки Клавы»Информационно-творческий проект для детей среднего дошкольного возраста «Огород бабушки Клавы» У детей среднего дошкольного возраста интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит, они в недостаточной степени.

Проект по поликультурному воспитанию «Мы все разные, но мы вместе!» для детей подготовительной к школе группыПроект по поликультурному воспитанию «Мы все разные, но мы вместе!» для детей подготовительной к школе группы Паспорт проекта Вид проекта: художественно – творческий, познавательно – игровой. По времени проведения: краткосрочный. По характеру.

Развлечение «В гостях у бабушки-сказочницы» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 «Родничок" Развлечение «В гостях у бабушки сказочницы» Составила.

Сценарий летнего развлечения для детей среднего дошкольного возраста «В гостях у Водяного» Материал будет полезен для педагогов, музыкальных руководителей и инструкторов по физической культуре с целью организации досуга для детей.

Сценарий осеннего праздника для детей младшего и среднего дошкольного возраста «В гостях у гнома»Сценарий осеннего праздника для детей младшего и среднего дошкольного возраста «В гостях у гнома» Праздник осени В ГОСТЯХ У ГНОМА Младшая, средняя группа 2017г. ВЕД. Ой, куда же мы попали? Нынче осень в нашем зале: Пожелтевшие листочки,.

Сценарий праздника 8 марта для детей среднего и младшего дошкольного возраста «Карлсон в гостях у ребят» Дети под музыку входят в зал, встают в круг. Ведущий: На свете добрых слов живет немало, Но всех добрее и важнее одно- Коротенькое слово.

Сценарий праздника «Лесные друзья в гостях у Осени» для детей среднего дошкольного возрастаСценарий праздника «Лесные друзья в гостях у Осени» для детей среднего дошкольного возраста Сценарий праздника «Лесные друзья в гостях у Осени» Для детей среднего дошкольного возраста Зал по-осеннему украшен. Под музыку дети с.

Сценарий проведения туристской прогулки с детьми старшего дошкольного возраста «В гостях у осеннего леса»Сценарий проведения туристской прогулки с детьми старшего дошкольного возраста «В гостях у осеннего леса» Сценарий проведения туристской прогулки с детьми старшего дошкольного возраста "В гостях у осеннего леса". Цель: Вызвать положительный.

Сценарий утренника для первой младшей группы «В гостях у бабушки-сказочницы» Цель: развивать творческие способности детей посредством различных видов искусств, логоритмики и русского народного творчества. Задачи:.

Сценарий физкультурного досуга для детей среднего дошкольного возраста «В гостях у Зимушки-Зимы»Сценарий физкультурного досуга для детей среднего дошкольного возраста «В гостях у Зимушки-Зимы» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу Вам предложить сценарий физкультурного досуга для детей среднего возраста. Программное содержание:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий проведения НОД для детей среднего дошкольного возраста по поликультурному воспитанию «В гостях у бабушки сказочницы»
Опубликовано: 26 января 2023 в 19:35
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий проведения НОД для детей среднего дошкольного возраста по поликультурному воспитанию «В гостях у бабушки сказочницы»» (включая файлы) размещена пользователем Мишинева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД