Мишинева
Сценарий проведения НОД для детей среднего дошкольного возраста по поликультурному воспитанию «В гостях у бабушки сказочницы»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий проведения НОД для детей среднего дошкольного возраста
по поликультурному воспитанию
«В гостях у бабушки - сказочницы и домовёнка Кузи».
Составила Мишинева Е. Б.
Приоритетная образовательная область: «Социально – коммуникативное развитие»
Цель: Приобщать детей к национальной духовно-нравственной культуре.
Задачи:
Публикация «Сценарий проведения НОД для детей среднего дошкольного возраста по поликультурному воспитанию „В гостях у бабушки сказочницы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
1. Воспитательные: воспитывать детей в духе доброжелательного отношения к людям разных народов; уважительное отношение к хлебу; гордость за свой детский сад, сплоченность и дружбу в детском коллективе.
2. Развивающие: обогащать словарь детей выражениями: «гостеприимство», «многонациональность». Закрепить умения детей изготавливать хлебобулочные изделия из соленого теста.
3. Образовательные: Формировать представления детей о культуре гостеприимства народов населяющих Россию.
Методы и приемы:
1. Словесные: рассказ педагога и детей о традициях русского гостеприимства. Постановка перед детьми учебно-познавательной задачи, беседа с элементами диалога, художественное слово.
2. Наглядные: демонстрация наглядных пособий (хлеб народов других национальностей, тематические картинки); герои в русских народных костюмах.
3. Практические: показ трудовых приемов при лепке из соленого теста хлебобулочных изделий.
4. Игровые: создание игровой ситуации.
Образовательные области в интеграции:
ОО «Познавательное развитие»: формирование представления детей о русском гостеприимстве и обычаям народов других национальностей.
ОО «Речевое развитие»: владение речью как средством общения, обогащению активного словаря: разучивание стихов, пословиц.
ОО «Художественно»: эстетическое развитие»: лепка из соленого теста.
ОО «Физическое развитие»: музыкальная динамическая пауза, пальчиковая игра.
Развивающая предметно-пространственная среда: Реквизит для занятия – печь в виде ширмы с окном шестка, самовар, баранки, колосья пшеницы. Хлеб национальной кухни (русской, армянской, украинской, татарской). Каравай, соль, рушник, народные костюмы, тематические картинки, соленое тесто, дощечки для лепки, стеки, салфетки.
Ход проведения:
В центре зала – русская изба. Стол, печь, на столе стоит самовар, поставлены чашки, разложены деревянные ложки. В мисках угощение - пироги, кренделя, баранки, лаваш, лепёшки, матнанкаш. Возле печи за прялкой сидит одетая в русский костюм бабушка-сказочница (воспитатель).
(Входят дети, здороваются, подходят к бабушке-сказочнице)
Бабушка:
- Здравствуйте мои дорогие. Ой, как у меня сегодня много гостей, посмотрите дети (обращает внимание на присутствующих) и поздоровайтесь с ними. Проходите, присаживайтесь! (дети проходят на лавку)
Я вижу, вы принарядились для нашей встречи, на вас разные национальные костюмы. Наше общество многонациональное. А знаете ли вы, что обозначает слово многонациональность?
Ответы детей - много национальностей, люди разных национальностей живут в нашей стране.
Бабушка:
- Русский народ всегда славился гостеприимством. Сегодня мы встретим гостей, соблюдая традиции русского гостеприимства. Желанных гостей встречают … подскажите мне…
Дети: Караваем. Хлебом с солью.
Бабушка:
-Молодцы. Есть в русском языке слово, которое трудно найти в других языках. Слово это – хлебосольство. Его произносят обычно, когда хотят подчеркнуть гостеприимство. Хлеб и соль всегда сопровождали радостные события, которые происходили в жизни русских людей.
Вот и я сегодня ждала вас и приготовила каравай (обращает внимание на стол)
Вот лежит каравай
У меня на столе,
Черный хлеб на столе –
Нет вкусней на земле.
- Преподнесём его нашим гостям? Угощайтесь гости дорогие. (Дети в русских костюмах обносят гостей караваем).
(Звучит русская народная мелодия.)
- Я очень рада, что мы вместе сегодня собрались за одним столом в нашей русской горенке. «Сядем рядком да поговорим ладком». А знаете ли вы ребятки, что самое главное было в крестьянской избе?
Ответы детей - печка
Бабушка:
-С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Кто скажет, для чего ещё печь была нужна?
Отвечают дети.
Бабушка:
- Молодцы, знаете, что печь обогревала избу. В печи пекли хлеб, готовили еду себе и домашней живности. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку, на печи спали крестьянские детишки. Недаром люди ее называли матушкой, сударушкой, боярыней. Без печи изба – не изба. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами.
В некоторых народных сказках - печь сказочный герой. В сказке сказывается, что в каждом доме есть невидимый, но очень могучий хозяин – домовой. Он живёт в доме, охраняет его, помогает всем. Домовенок выбирает самое теплое в доме место, на печке, его еще называют подпечником или запечником. Невидимый помощник настолько игрив и так любит проказничать, что иногда его так и называют – проказник или ласково Кузя.
(Из-за печи слышится голос) - Забыли про меня. Обижаете. Вот уйду от вас.
Бабушка (загадочно):
-Ребята, мне кажется, что у меня за печкой поселился … домовёнок!
Бабушка:
-Вы хотите с ним познакомиться? Позовём его?
Дети – Кузенька! Кузя!
Кузя (выходит из-за печки):
- Это же, я, Кузьма, или просто Кузя…
Бабушка: Кузенька не сердись. Поздоровайся и познакомься с гостями.
Кузя:
-Здравствуйте. Я теперь живу у бабушки-рассказушки. Помогаю по хозяйству. Вот я смотрю … (указывая на стол) – Наготовили-то всего, наготовили! Не экономные вы мои. Ой, беда, беда, огорчение!
Бабушка:
-Присаживайся, Кузенька, Ну а как же, - «Умел гостей звать, умей и угощать». «Не красна изба углами, а красна пирогами». - «Что есть в печи, все на стол мечи». Хочешь, ребята и тебя угостят? «Чем богаты, тем и рады». Ребята, чем мы будем гостя потчевать?
(Дети называют угощение на столе - сушки, кренделя, пряники, баранки).
Кузя:
-Спасибочки, наготовили всего! Не экономные вы, а разве не знаете, как хлебушко тяжело выращивать.
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
Бабушка:
-Что ты Кузенька, ребята много знают о хлебе. Мы сейчас тебе покажем и расскажем, правда, ребята.
(дети повторяют вместе с воспитателем текст, выполняя движения)
В землю зёрнышко попало (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся (наклоны вправо-влево)
И красавцем обернулся. (2 р.)
Бабушка:
-Без хлеба не обходится ни одно застолье. Он всегда и везде пользуется почетом и уважением. Много национальностей в нашей стране, много традиций, но у всех есть общее. Что?. (ответы детей)
Бабушка:
-Хлеб ценят и уважительно относятся и разные народы, в том числе и люди наших соседских стран – Украина, Белорусия, Грузия и т. д. Вот на нашем столе хлеб разных народностей (показывает детям, Кузе). Каравай, калачи, лаваш, матнанхаш, лепёшки, паляница ….
Даже пословицы, поговорки сложены. Всем знакомы слова: «Хлеб - всему голова!»,
- Может, кто из вас скажет Кузе пословицы о хлебе?
(индивидуальные, хоровые ответы детей, пословицы по выбору воспитателя)
«Будет хлеб, будет и обед»
«Хочешь есть калачи - не лежи на печи!»
«Ржаной хлебушко - калачу дедушка».
«Худ обед, когда хлеба нет»
«Хлеба ни куска так и в избе тоска»
«Без соли, без хлеба худая беседа»
«Не будет хлеба, будешь без обеда»
«Хлеб на столе, так и стол - престол, а как хлеба ни куска, то и стол - доска».
«Хоть сахар и сладок, но хлеба не заменит»– армянская
«Без соли не вкусно, без хлеба не сытно»
«Хлеб дороже золота»
«Земля матушка, хлеб батюшка»
Бабушка:
-Вот, Кузя, ребята тебя познакомили с армянскими, белорусскими, русскими, украинскими пословицами о хлебе.
-Что-то ты загрустил Кузенька, что случилось?
Кузя: Да вот весна что-то запаздывает, жду, жду, все бока на печи отлежал, что делать не знаю?
Бабушка:
-Ребята как мы можем Кузе помочь?
Дети: Можно напечь «жаворонков» как раньше в старину пекли.
Бабушка:
-Это вы хорошо придумали! На Руси была традиция – чтобы приблизить приход весны хозяйки замешивали тесто, дети лепили из него пташек, потом их пекли в русской печи. А когда птички были готовы, дети брали самых красивых птичек, насаживали на палочки бежали на улицу, высоко их поднимали и весну закликали. Дети, поможем Кузе «испечём» весенних птичек «жаворонков»?
Печеных птах посылали родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли и к ним. Птиц жаворонков не только выпекали, но и мастерили их из ткани. Вот и мы с вами сейчас, ребята, будем лепить жаворонков из солёного теста. Давайте с вами пройдем к нашим столам.
(Воспитатель напоминает приёмы лепки из куска теста. Раскатываем шарик, шарик раскатываем в жгут. Жгут режем пополам одна половинка у нас будет туловище с хвостиком, а другая крылышками. На крылышки кладем наше туловище и концы крылышек накладываем друг на друга, крылышки и хвостик сплющиваем ножиком делаем небольшие надрезы перышки. Другой конец вытягиваем клюв, берем горошинки вставляем глазки).
Бабушка:
-Ребята, кто выполнил свою работу, вытираем руки салфеткой, и смастерил «жаворонка» несите, мы разместим их на подносе.
(Дети «пекут» птичек, укладывают на поднос. Бабушка хвалит детей, «ставит противень в печь»)
Бабушка:
-Кузя, пока наши «жаворонки» «пекутся» дети могут тебе сказку показать о том, как хлеб на стол попадает.
Кузя:
-А есть така сказка, что - то я не слыхивал?
Бабушка:
- Есть – это украинская народная сказка «Колосок».
Кузя: хочу посмотреть, интересненько…
(Дети инсценируют сказку «Колосок» перчаточного театра)
Бабушка:
-Вот и испеклись наши «жавороночки» (достаёт из печи другой похожий поднос с настоящими булочками) мы с вами будем весну кликать и Кузю угостим!
(Дети берут булочки, ходят по кругу, говорят закличку. Звучит русская народная мелодия)
«Жаворонки прилетите,
Студеную зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!» гу-гу – гу.
«Уж вы пташечки, жавороночки,
Прилетайте к нам.
Весну ясную, весну красную,
Принесите нам» гу-гу-гу.
Бабушка:
- Дети так громко кричали, так птиц высоко держали, что услышало вас солнышко. Стало припекать, зимний холод отгонять. Прилетели птицы с тёплых краёв и принесли весну Жаворонки - жавороночки!
Кузя:
-Ой, спасибо ребятишки! Пора мне и отдохнуть, на печи полежать, да весну поджидать! Досвиданьице! (Кузя уходит за печь)
Бабушка:
-Ребята, печеных птах посылали родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли и к ним. А сегодня у нас много гостей, подарим им наших жаворонков, чтобы и к ним пришло тепло, весна.
Дети дарят гостям птичек.
(Бабушка благодарит детей, прощается. Дети уходят).