Олеся Тикунова
Сценарий праздника «Откуда хлеб пришел»?
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы: Рамазанова Д. А., Андреева И. А. и Карагодина О. С.
Цель: Уточнить и закрепить представление детей о выращивании хлеба.
Задачи:
Познавательное развитие:
- Закрепить знания детей о том, как выращивают хлеб, как об одном из величайших богатств на земле.
- Закрепить знания о том, как на наших столах появляется хлеб, какой длинный путь он проходит, прежде чем мы его съедим.
- Закрепить знания о том, как первобытные люди научились печь хлеб.
Публикация «Сценарий праздника „Откуда хлеб пришел“?» размещена в разделах
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Сценарии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» октябрь 2014
- Закрепить знания о том, люди каких профессий участвуют в выращиванию хлеба, из каких зерновых культур делают муку, какие бывают виды хлеба.
- Формировать у детей умение давать большое количество разных категорий ответов в рамках заданной темы.
- Продолжать учить детей устанавливать логическую последовательность действий опираясь на сюжет каждой картинки.
Речевое развитие:
- Развивать связную речь;
- Активизация и обогащение словаря: земледелец, механизатор, хлебороб, комбайнёр, агроном, селекционер, страда, урожай;
- Словообразование: хлеб-хлебороб, трактор-тракторист, комбайн-комбайнёр, пшеница - пшеничное поле; рожь – ржаной.
- Упражнять в роде, числе и падеже
Социально-коммуникативное развитие:
Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, участвующих в его выращивании.
Оборудование: буханка или каравай хлеба на подносе, бубен, разные геометрические фигуры, интерактивная доска.
Дети под музыку входят в зал (одетые в русские костюмы)
(слайд №1-заставка)
Воспитатель: Пожалуйста, гости дорогие, пожалуйста.
(слайд №2).
Ребё нок :
Веселья вам, да радости!
Давно мы Вас поджидаем,
Ничего без вас не начинаем.
У нас для каждого найдётся
И словечко и местечко!
Ай, люли, ай, люли,
Нынче гости к нам пришли.
Добрый день и поклон Вам,
Гости дорогие (кланяются).
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите здесь что-то рассыпали. (воспитатель показывает детям крошки) ТРИЗ
Как вы думаете от куда они появились (ели, накрошили на пол, ветер принёс, высыпался из пакета с хлебом была дырочка, птички не доели).
Да это хлебные крошки. Для чего нужен хлеб? (Чтобы есть, это пища.) Для чего нужна пища? (Пища нужна для роста человека, чтобы он мог двигаться, думать, работать. Пища помогает человеку быть здоровым, сильным, весёлым.)
Воспитатель: Хлеб — самый необходимый продукт питания, т. к. в нём содержатся наиболее необходимые для жизни и здоровья человека элементы.
Какие красивые слова о хлебе вы запомнили? (Душистый, тёплый, золотистый хлеб, словно солнцем налитой, с румяной корочкой.)
Песня о хлебе.
1. Пшеницу мы посеяли
Раннею весной
И уродился колосок
Тяжёлый, золотой.
Припев:
Хлебушек, хлебушек –
Всему ты голова!
Украшенье каждого,
Каждого стола!
2. Потом собрали зёрна мы
В большие закрома.
Ты с хлебом будешь целый год,
Любимая страна!
Воспитатель: Ребята, у нас с вами большой проект о хлебе. Расскажите, что вы хотели узнать и что узнали интересного?
Примерный рассказ 1-го ребёнка по схемам. «О прошлом – первобытные люди добывали хлеб» (слайд- 3)
Я хотела узнать когда и как первобытные люди стали сеять хлеб? Это очень интересно!
«Было это давным-давно, более 15 тысяч лет назад. Первобытные люди ещё не умели приручать животных и выращивать растения. Постоянно бродили они по полям и по лесам и собирали съедобные травы, корни и плоды, чтобы не умереть с голоду. И вот именно тогда человек впервые начал собирать и выращивать хлебные злаки, которые были предками наших современных пшеницы и ржи, ячменя и овса. Когда-то человек попробовал зёрна и они ему понравились. Первобытные люди ели зерновую кашу до тех пор. Пока не научились печь пресный хлеб из густой каши-теста. Эти плотные куски зерновой массы мало были похожи на наш хлеб, но именно с них началась эпоха хлебопечения. Человек стал растирать зерна камнями и так появилась мука. Затем человек научился печь из муки хлеб. Сначала хлеб был пресным, но однажды, тесто для хлеба случайно скисло. Лепёшка из него получилась особенно мягкой и вкусной – настоящий хлеб. С тех пор тесто стали заквашивать.»
Воспитатель: К сожалению мы не знаем как выглядел тот колосок из которого приготовили первый хлеб, зато мы знаем как выглядит колоски сегодня.
Игра на интерактивной доске «Колоски» (На доске разные колоски и хлеб пшеничный, ржаной – нужно соединить колосок и хлеб)
Воспитатель: Здесь нарисованы ещё метёлки овса и початок кукурузы. Что схожего в этих растениях? Как вы думаете, почему эти растения положили рядом с хлебом? – Да, верно, все эти растения дают зерно и поэтому называются зерновыми.
А кто знает стихотворение о колоске?
(Слайд-4)
«Колосок»
1. Вырос в поле колосок
Поначалу невысок.
Но тянулся он, старался,
Храбро усики вздымал,
Тёмной ночи не боялся,
По утрам в росе купался,
И высоким, сильным стал.
2. Оглянулся, а кругом
Под июльским ветерком
В светлом поле, на просторе
Золотых колосьев – море!
Все на солнышко глядят,
В каждом зёрнышке сидят.
Засмеялся колосок.
Круче взвил усишки:
«Я поднялся в самый срок,
Я теперь не одинок,
Здраствуйте братишки!»
В-2: А давайте посеем свое пшеничное поле
Игра: «Зёрнышко»
Выйди, выйди, солнышко (руки вверх).
Мы посеем зёрнышко (имитируют посев зерна)
Скоро вырастит росток (медленно поднимаются, поднимают руки вверх).
Потянется на восток (наклон на право,
Потянется на восток (наклон налево,
Перекинется через мосток (руки вперёд, изображая мост,
По мостику пойдет (маршируют).
В гости к солнышку придёт (руки тянутся к солнышку).
Примерный рассказ 2-го ребёнка. «Интересные орудия труда» (слайды)
Ребенок: Мне интересно, как собирали урожай, когда появились орудия труда?
- Весной землю вспахивают, боронят, удобряют.
- В старину лошадь тащила за собой деревянный плуг, а сейчас трактор тянет металлический плуг.
- Раньше самый опытный член семьи - дед или отец, в красной рубахе, босиком выходил в поле и разбрасывал зерно, а в наше время зерно сеют сеялками.
- В старину во время жатвы использовали серп, а сейчас на полях работают комбайны.
- Раньше зерно выбивали цепом, а сейчас это делает комбайн.
-Наши предки молотили муку на ветряной или водяной мельнице, а сейчас на мукомольном заводе. До мельниц люди использовали камни с дощечками, ступу.
- Старые времена хлеб пекли в избе в русской печи, а сейчас пекут на хлебозаводе.
Думаю, что в наше время стало легче выращивать хлеб.
П/ и: «Пшеница и хлебороб»
Дети-«колоски» встают в два ряда и приседают. Поднимают руки вверх и постепенно встают, плавно помахивая руками вправо-влево, вперед - назад. Водящий-«хлебороб» (ребенок) вытягивает руки в стороны, идет между рядами. Дети должны успеть присесть (приседать можно не раньше предыдущих «колосков»). Тот, кого задели, становится «хлеборобом» или выбывает из игры.
Игра: «Что сначала, что потом?»» Интерактивная доска
На доске картинка из трёх ячеек, где в середине картинка открыта, а справа и слева закрыты).Дети должны сказать, что было до и после.
Дети отвечают: До - выросли колоски, а после везут на элеватор или на мукомольный завод. (Три картинки – зёрнышко, комбайн, хлебозавод) (СЛАЙДЫ)
Воспитатель: Дети, чем хлеб был в прошлом? (Тестом, мукой, зерном в колоске.) Хлеб — это предмет рукотворный или нерукотворный?
Люди каких профессий участвовали в процессе появления хлеба? (Крестьяне, колхозники сеяли хлеб, сажали в землю зёрна ржи и пшеницы, комбайнеры косили созревшие колоски, шофёры отвозили зёрна на мельницу, мельники мололи муку, пекари делали тесто и пекли хлеб, продавец хлебного отдела продал этот каравай нам.) Вот тепло скольких рук сохранил хлеб. Хлеб выполняет свою функцию кормить людей, он рукотворный.
Игра со словами. (интерактивная доска)
А теперь поиграем со словами! Угадайте, что получится, если.
• ХЛЕБ + МЯСО + МЯСОРУБКА = КОТЛЕТА
• ХЛЕБ + ОГОНЬ В ПЕЧИ – СУХАРИ
• ХЛЕБ + ВОДА + САХАР + ДРОЖЖИ = КВАС
• ХЛЕБ + МАСЛО + СЫР (+ КОЛБАСА) = БУТЕРБРОД
• Батон+молоко+яйца+сковорода= гренки
•
• В. Попробуем в шутку придумать и новые слова:
• БАРАНКИ + СУШКИ = БАРУШКИ
• СУХАРИ + КАЛАЧИ = СУХАЧИ
• ПРЯНИКИ + СОЛОМКА = ПРЯМКА и т. д.
Рассказ о будущем (ребёнок) -3 ребёнка со своими картинками (интерактивная доска) ТРИЗ
Игра «Весёлый бубен» (пословицы и поговорки)
Дети стоят в кругу и произносят такие слова:
Ты катись весёлый бубен
Быстро-быстро по рукам
У кого весёлый бубен,
Пословицу о хлебе расскажет быстро нам!
1. Нет хлеба, так и нет обеда.
2. Глубже пахать – больше хлеба терять.
3. Сколько не думай, а лучше хлеба не придумаешь.
4. Хлеб бросать, силу терять.
5. В маленьком зёрнышке большой пирог таится.
6. Землю уважай, она даёт урожай.
7. Сам себя вени: что посеял, то и жни.
8. Много снега – много хлеба.
9. Горька порой работа, да хлеб сладок.
10. Не трудиться, так хлеба не добиться.
11. В мае дождь – родиться рожь.
12. Лето – припасиха, осень – прибериха.
13. Весна красна цветами, а осень снопами.
14. Кто весной не пролежит. Весь год будет сыт.
15. Не велик кусок пирога, а стоит много труда.
16. Зёрнышко к зёрнышку – будет мешок.
17. Хлеб - всему голова.
Воспитатель: Какие сказки о хлебе вы знаете? (Колобок, Вершки и корешки, Волчий хлеб, Два колоска, Лёгкий хлеб, Колосок, а сегодня мы с вами посмотрим украинскую народную сказку «Колосок».
Мультимедийная сказка «Колосок»
В-1. Игра: «Что на что похоже?» ТРИЗ
Воспитатель: Я покажу фигуру, а вы мне скажете, на какое хлебобулочное изделие оно похоже?
(Сухари, баранки, сушки, калачи, пряники, сладкая соломка, печенье, пирожки, торты, вафли, пирожные.)
Физминутка
Воспитатель «Люди говорят о хлебе с уважением, ласково – хлебушек, наше богатство, всему голова. А почему? (ответы детей). Как надо относиться к хлебу? В: Как обращаться с хлебом?
-хлеб надо беречь, брать столько, сколько необходимо.
- Хлеб обязательно надо доедать. Старые люди говорили, что оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь своё здоровье.
- хлеб нельзя бросать на землю, на пол, если хлеб случайно бросали на пол, его поднимали и просили прощения;
- Хлеб наше богатство и его надо беречь.
Воспитатель :Необходимо помнить, чтобы вырастить урожай зерновых культур, надо много трудиться, любить родную землю, ценить труд хлебороба.
Наш народ хлебосолен. Дорогих гостей встречают с хлебом - солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что принимая хлеб на рушнике, хлеб следует поцеловать.
Издавна у славян существовал обычай: люди, переломив хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
«Мы будем беречь хлеб сегодня, завтра и всегда» — эта фраза стала девизом в нашей группе. Хлеб! Какая огромная сила заключена в этом слове. Хлеб -одно из величайших творений рук человеческих, труд земледельца, возрастившего золотой колос с драгоценным зерном.
Девочка:
Каждый ломтик хлебушка,
Пахнет тёплым небушком,
И земля всю силу подарила.
Теплым караваем мы вас угощаем.
Мальчик:
Приглашаем Вас к нам на чай,
Да с булочкой и крендельком.
С блинчиком и молочком.
Мы любим гостей сладким чаем угощать,
Пирогами и блинами.
Крендельками, калачами,
Чай с вареньем, чай с печеньем
Чай с хорошим настроеньем,
Чай с малиновым листом,
Соберём всех за столом!
Воспитатель: Спасибо за внимание! (чаепитие)