Елена Смирнова
Сценарий праздника «Осенины — праздник последнего снопа»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий обрядового праздника для старших дошкольников
" Осенины - праздник последнего снопа" в честь Рождества Пресвятой Богородицы
Подготовила:
Смирнова Е. Ю.,
старший воспитатель
МБДОУ д/с № 43
Предисловие
Публикация «Сценарий праздника „Осенины — праздник последнего снопа“» размещена в разделах
- Осенины. Праздник урожая
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Сентябрь - новосёл осени. 21 сентября – день особый, осеннее равноденствие. По народному поверью, с этого дня солнце умирает. Как и в день весеннего равноденствия, в этот день обновлялся в избах огонь – старый гасили, а новый зажигали. Считалось, что если так поступить в этот день, то все болезни и неприятности останутся в прошлом. С этого дня жизнь человеческая начинает новый круг, который продлится один год. Такие круги начинались каждую осень в этот день.
Этот день в народе называют по-разному: вторые Осенины, Малая Пречистая, Госпожинки, пасекин день, день луковой слезинки. По дате Осенины совпадают с великим православным праздником - Рождеством Пресвятой Богородицы.
Рано утром женщины и девушки выходили к берегам рек, озер и прудов встретить матушку Осенину овсяным хлебом и киселем. В сознании русского человека ее образ сливался с образом Богородицы, посему обращались к ней: "Богородица Пречистая, избави от маеты, надсады, от других отведи, мое житие-бытие освети!"
"Осенины" - праздник последнего снопа. Праздник справлялся с давних пор и длился иногда целую неделю. Чем урожайнее было лето, тем продолжительнее праздник, отмечаемый хождением в гости, широким хлебосольством.
С 21 сентября считалось, что всякому лету – Аминь. Осень вступила в свои права.
По сути это религиозный праздник астрономического осеннего равноденствия. Вторые Осенины соединяют как бы два праздника : земной и духовный. По своей земной сути – это праздник урожая, сопровождающийся играми и песнями, а по своей духовной, небесной природе – день рождения Девы Марии, Матери Иисуса Христа.
В день Рождества Богородицы православные обычно с утра шли в церковь на молебен, а потом отправлялись к родникам помолиться Пресвятой Деве.
С Осенин начинались посиделки: девушки с пряжей собирались в одну избу, к ним приходили парни с гармоникой и угощением, исполнялись игровые песни.
В этот день произносят слова Величания Рождества Богородицы
"Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое".
Цель: создание условий для формирования духовно-нравственных ценностей у воспитанников через ознакомление с народными обрядовыми праздниками.
Задачи:
- закрепить знания детей о народном обрядовом празднике "Осенины. Рождество Пресвятой Богородицы";
- развивать творческие и речевые способности детей;
- воспитывать любовь к культуре родного края, чувство удовлетворения от участия в коллективной праздничной деятельности.
Предполагаемый результат:
- в процессе игровой, музыкальной, речевой деятельности у детей обогатились представления о народных календарно-обрядовых праздниках, активизировалась эмоциональная сфера, проявились чувства радости, веселья от совместного коллективного творчества.
Материалы и оборудование:
- интерактивное оборудование, фонограммы русских народных и казачьих песен.
Пирог "Богач", глиняный кувшин для воды, стилизованный сноп, обвязанный красивой лентой;
В "красном углу" картина с изображением Иконы Пресвятой Богородицы, стол, накрытый скатертью, самовар, хлебобулочные изделия на столе.
Ход праздника:
(на экране - изображение скошенного пшеничного поля со стоящими снопами)
В музыкальный зал входят дети с воспитателем, одетые в казачьи и русские народные костюмы.
Дети поют песню:
- Жали мы, жали,
Жали-пожинали,
- Жнеи молодые,
Серпы золотые,
Нива долговая,
Поставь широкая;
По месяцу жали,
Серпы поломали,
В краю не бывали,
Людей не видали.
Дети становятся полукругом в центре зала. Вслед за детьми в зал входят три самые уважаемые в станице женщины - Большухи - которым доверяли проводить все большие обрядовые праздники. Большухи вносят: последний сжатый сноп - "именинник", пирог "Богач" и глиняный кувшин с родниковой водой. Звучит музыка.
Первая Большуха:
- Осень, осень, в гости просим!
С обильными хлебами,
Высокими снопами,
С листопадом и дождём,
С перелётным журавлём.
Осень, осень!
Сноп последний вносим.
Приходи с ливнем,
Хлебом обильным.
С льном высоким, с корнем глубоким,
С толокой, обмолокой, золотым венцом! (поклон снопу - "имениннику". Сноп и пирог ставят в "красный" угол)
Вторая Большуха:
- Здравствуйте, гости дорогие, девицы да молодцы пригожие! Сегодня праздник у нас - праздник последнего снопа "Осенины" или "Оспоженки", "Госпожинки". Много названий у праздника этого. А отмечаем мы его издавна в великий день - День рождения Пресвятой Богородицы. Благодарим Осень за доброту и щедрость её, за дары её, которые кормят нас всю зиму.
Третья Большуха:
- А самый главный подарок Осени, самый главный кормилец русского человека - это хлеб. Хлеб на Руси почитали всегда, это главное богатство народа, каждой семьи. В народе говорят, - "Хлеб всему голова", Где хлебно, там тепло, там и жить добро!", "Хлебом и солью встречаем дорогих гостей!". А откуда же берёт начало хлеб? Ну, конечно же, с золотого зёрнышка, с золотого пшеничного или ржаного полюшка. А как хлебушек приходит к нам на стол, сейчас нам покажут и расскажут мальчики и девочки старшей группы в игре "Кто с нами".
Игра "Кто с нами"
Играющие встают в две шеренги одна напротив другой - "стенка на стенку". Первая шеренга движется в середину зала, показывая движения с вопросами, вторая шеренга отвечает и повторяет действия.
- Кто с нами, кто с нами пашенку пахати?
- Мы с вами. Мы с вами пашенку пахати!
- Кто с нами, кто с нами жито рассевати?
- Мы с вами. Мы с вами жито рассевати!
- Кто с нами, кто с нами жито косити?
- Мы с вами. Мы с вами жито косити!
- Кто с нами, кто с нами жито молотити?
- Мы с вами. Мы с вами жито молотити!
- Кто с нами, кто с нами зёрна молоти?
- Мы с вами. Мы с вами зёрна молоти!
- Кто с нами, кто с нами муку просевати?
- Мы с вами. Мы с вами муку просевати!
- Кто с нами, кто с нами тесто замесити?
- Мы с вами. мы с вами тесто замесити!
- Кто с нами, кто с нами пирог испеките?
- Мы с вами. Мы с вами пирог испеките!
- Вот такой вышины, вот такой ширины!
Первая Большуха:
- Наигрались, отдохнём, в светлу горенку войдём! Проходите, проходите, да на лавочки садитесь. (дети рассаживаются на стулья).
Вторая Большуха:
- А чьё же это поле золотом блестит? (смотрит на экран с изображение пшеничного поля).
Встают мальчики и хором говорят:
- Это наше поле золотом блестит. Жницы не дремали. Жницы жито жали. и звенела над золотым полем песня.
- Ты, Пречистая Мать,
Ходи бороду полоть
Своей правой рукой,
Своим золотым серпом.
В зал выходят девочки. Одни с серпами изображают сбор колосьев, другие идут следом и собирают колосья в переднички.
Девочки исполняют песню:
- А я, молоденька, рожь топчу,
Рожь топчу, рожь топчу,
Травку-муравку вытопчу,
Вытопчу, вытопчу,
Зеленое жито вырастет,
Вырастет, вырастет,
А я, молоденька, буду жать,
Буду жать, буду жать,
И да у снопочки вязать,
Да вязать, да вязать.
Третья Большуха:
- Жницы, собирая урожай, вязали снопы, а детки из выпавших стеблей пшеничных вязали себе куколок - стригушек, чтобы ими потом играть. Куколки - стригушки - это маленькие ожившие снопы. А почему ожившие? Вот мы сейчас и увидим. Девочки, покажите, как пляшут ваши стригушки.
В центре зала ставят стол, девочки встают за стол, стригушки стоят на столе. Звучит весёлая музыка, девочки кулачками отбивают музыкальный ритм, а куколки - стригушки подпрыгивают на столе, пляшут.
Первая Большуха:
- Замечательно пляшут ваши куколки. Давайте вместе с ними устроим большой хоровод. (хоровод "Топотушки" под музыку вместе с куколками).
Вторая Большуха:
- Куклы - это обереги дома, они оберегают дом от болезней, неурожая и других бед. Поэтому мы оставим стригушек в нашем доме до следующего урожая. (куколок ставят на стол в "красный" угол).
Третья Большуха:
- Вместе со стригушками в доме до следующего урожая мы оставим наш последний сноп - "именинник". Последний сноп - самый главный, почитаемый гость в нашем доме. Сейчас мы его будем прославлять и наряжать, чтобы весь год был богатым. (девочки наряжают сноп в женский костюм).
А мальчики в это время по очереди говорят следующие слова:
- Землю солнце красит, а человека труд!
- Что посеешь, то и пожнёшь,
- Что пожнёшь, то и смолотишь,
- Что смолотишь, то и смелешь,
- Что смелешь, то и испечёшь,
- Что испечёшь, то и съешь!
Первая Большуха:
- Жатве пришёл конец, а пиру начало.
Ох, и слава Богу, что жито пожали.
И в копны поклали.
На гумне стогами, в клети закромами,
А в печи - пирогами!
Вторая Большуха:
- А из новой муки мы испекли праздничный пирог "Богач" и хлебцы в форме букв "Р" и "Б" во славу Пречистой Богородицы. (Большухи угощают всех детей хлебцами и пирогом. Пирог нельзя резать, его ломают.)
Дети проходят по залу "змейкой - ручейком", становятся в круг.
Большухи говорят, а дети за ними повторяют:
- Спасибо природе!
- Спасибо Землице -матушке!
- Царице- водице да Солнышку - колоколнышку за их труд!
Под песню "В хороводе были мы. " дети водят хоровод и "змейкой" выходят из зала.
Литература:
1. Иванцова Л. А. Народные и обрядовые праздники. / Л. А. Иванцова - Ростов-на-Дону: Издательство МарТ, 2009.
2. Пугачёва Н. В., Есаулова Н. А. и др. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Москва, 2005 г.
3. Интернет-ресурс "nsportal.ru"