Елена Харитонова
Сценарий праздника «Наум-Грамотник»
▼ Скачать + Заказать документы
(Дети входят в зал с книгами).
Танец «Возьмите, дети, в руки книги».
(Дети собирают книги и проходят на свои места).
Ведущий 1: Здравствуйте, гости дорогие! Мы рады встрече с детьми, которые любят чтение и книги. Сегодня отмечаем день Наума-Грамотника. Наум – покровитель всех ребят-учеников. Этот день отмечался как праздник грамоты, как праздник посвящения в ученики. Обучение на Руси начиналось поздней осенью, в день Козьмы и Демьяна, поэтому ко дню Наума-Грамотника ученики уже могли показать свои успехи.
Публикация «Сценарий праздника „Наум-Грамотник“» размещена в разделах
- День Наума Грамотника, 14 декабря
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» январь 2019
Ведущий 2: Наум – пророк, люди верили, что он помогает постичь грамоту, то есть научиться читать и писать. Ребятишки то крестьянские осенью помогали в поле урожай собирать, по дому работали, а зимой работы поменьше, больше времени оставалось грамоту учить. А какой была школа в прошлом? Как обучали школьников на Руси?
(Читают мальчики)
В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк.
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз и Буки,
В как Веди, Г – Глаголь,
И учитель для «науки»
По субботам их порол.
Вот какой чудной вначале
Наша грамота была.
Вот каким пером писали –
Из гусиного крыла.
Этот нож не без причины
Назывался «перочинным»,
Очиняли им перо,
Если не было остро.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему. (Девочки уходят в «избу)
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
На распев читал им книжки
На славянском языке.
Ведущий 1: Наши мальчики грамоте обучены, и поэтому смогут починить старинные буквы.
Игра «Почини буквы».
(Читают девочки)
А в крестьянской – то избе
Знаем что теперь и где.
Где светелка, где светлица,
Для чего служил рушник.
Кто ложился на полати,
Кто с ухватом у печи
Вынимал чугун горячий
Да ржаные калачи.
Ведущий 2: А наши девочки буквы знают, читать учатся, прилежные да умные растут. А рукодельницы то какие! Медальки с буквами для вас приготовили.
(Девочки выходят из избы с медальками и дарят их мальчикам).
Ведущий 1: Мальчики старинные буквы починили, а девочки смогут прочитать слово. («Азбука»)
(Читает девочка)
Если грамоте учен,
То всегда ты весел,
И в запасе много есть
Развеселых песен.
Песня «Азбука».
Ведущий 2: Какие вы молодцы! Предлагаю провести игру-цепочку. Мы вместе постараемся вспомнить и назвать пословицы и поговорки об учебе, о знаниях. Мы начнем, а вы продолжите.
Пришел Наум – пора браться за ум.
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Корень ученья горек, да плод сладок.
Ученье - свет, а неученье – тьма.
Грамоте учиться – всегда пригодится.
Неученый, что слепой – веди, куда хочешь.
Век живи, век учись.
Ведущий 1: Русский народ был не только работящим, но и очень весело умел отдыхать. А наши ребята приготовили задорные частушки!
Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться.
Тут народу очень много,
Можем растеряться.
Утомился наш дружок,
От урока просто взмок.
Почему он так устал? –
Весь урок звонка он ждал.
Хоть оценки и не очень,
Петя очень знаменит,
Потому что, между прочим,
Он ушами шевелит.
Ира книг читает мало, -
У неё всегда дела.
Книгу целый год держала,
А ни строчки не прочла.
Мы немного пошутили,
Посмеялись над собой,
Если что присочинили –
Так проступок небольшой.
Все частушки перепели,
Думаем, что хороши.
Так похлопайте дружнее –
Мы старались от души.
Ведущий 2: Интересно в школе учиться, весело, вы уже много знаете, а еще больше узнаете, но и о старинных традициях и обычаях не забывайте! Поиграем в игру, где нужно расставить слова в том порядке, в котором они появились в речи человека.
Игра «Какое слово моложе?» («книга», «рукопись», «береста», «электронная книга»).
Ведущий 1: Сделал дело – гуляй смело!
(Читает девочка)
Игры, шутки. Тары – бары,
Песни, конкурсы, забавы.
Все пришло из старины,
Из далекой глубины.
Ведущий 1: Я предлагаю поиграть в русскую народную игру «Золотые ворота».
Игра «Золотые ворота».
Правила игры: Три человека встают в круг и берутся за руки, образуя ворота. Все остальные участники цепочкой друг за другом, напевая, проходят через ворота. На последних словах ворота закрываются, и тот, кто остался внутри круга присоединяется к тем, кто образует ворота. Игра может продолжаться до тех пор, пока не останется 3 человека. Во время игры звучит веселая народная музыка.
Золотые ворота.
Проходите господа.
Первой мать пройдёт
И детей проведёт.
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас.
Ведущий 2: В этот праздничный день Наум-Грамотник приготовил наказ для всех ребят – будущих учеников.
Наказ Наума Грамотника
1. Указанное тебе учителем место береги, чужого места не занимай и товарищей своих не утесняй.
2. Книжицы ваши в добре храните. Кто книгу не бережёт, тот своей души не стережёт.
3. Во время учения есть нельзя, а то заешь выученное.
4. Закончив учить, книгу закрой, а то всё позабудешь.
5. Помните: не стыдно не знать, а стыдно не учиться.
6. Вставай рано, вразумляйся здраво, исполняй прилежно!
7. Почитай учителя как родителя.
Ведущий 1: В старину, когда заканчивался раздел ученья, мама варила кашу, складывала её в горшочек, ученик приносил и отдавал учителю. Кашу ставили на стол и все ученики каждый своей ложкой по очереди ели, а после этого они назывались однокашниками.
Вот и мы потрудились сегодня – и нам горшочек каши. Теперь вы – однокашники. (Дети едят кашу.)
Ведущий 2: В старину был такой обычай – учитель каждого ученика слегка ударял по спине со словами: «Чтоб здоровенький был и учился хорошо». А сейчас вы все пройдете через врата знаний, и мы каждому из вас пожелаем здоровья и успехов в учебе.
(Дети проходят через ворота из ленточек, забирают свои книги и обходят по залу под музыку «Новая книжка»).