Светлана Рубежанская
Сценарий праздника «Как у Матушки в дому» приобщение детей к русской народной культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий праздника на тему : «Как у Матушки в дому»
(приобщение детей к русской народной культуре).
Программное содержание:
- закреплять знания детей произведений малых фольклорных форм
(потешки, заклички, дразнилки);
Публикация «Сценарий праздника „Как у Матушки в дому“ приобщение детей к русской народной культуре» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- продолжать знакомить детей с предметами русского народного быта;
- воспитывать бережное отношение к ним;
- развивать у детей любовь к русским сказкам, потешкам, танцам,
играм, песням;
- повысить интерес к народной культуре и ее традициям;
Коррекционная задача: развитие слухового, зрительного восприятия.
Материал: чугунок, деревянные ложки, скалка, колыбельная,
кукла – младенчик, игрушка – кот, деревянные лавки и стол, русская
«мини – печка», ухват, кочерга, сковородник, крынка,
короба (корзинки, самовар.
Предварительная работа: заучивание потешек, закличек,
дразнилок, пересказ народных сказок.
Игры в народные игры : «Кошки – мышки», «ручеек», дразнилки.
Детская игра: «На что похоже?», «Из чего сделано?»
Рассматривание предметов быта: «Мини – печка», чугун,
коромысло, кочерга, ухват, люлька, зыбка, корзиночки, крынка.
Занятие проводится в музыкальном зале, который оформлен
в русском стиле с использованием предметов народного быта :
вышитых полотенец, красивых платков, самовара, прялки и т. д.
Ход занятия:
Воспитатель – «Матушка», одетая в русский костюм,
убирается в доме, напевая русскую народную песню :
Ой, вставала я ранешенько,
Убиралась я чистешенько,
Ой, ли, да ли, калинка моя,
Убиралась я чистешенько.
Я сегодня жду к себе гостей,
Приходите, приходите поскорей,
Ой, ли, да ли, калинка моя,
Приходите, приходите поскорей.
Входит с детьми второй воспитатель,
взявшись за руки, «цепочкой».
Все одеты в русские костюмы.
Войдя в зал, идут по кругу и поют:
В гости, в гости к своей матушке идем,
И веселую мы песенку поем.
Ой, ли, да ли, калинка моя,
И веселую мы песенку поем.
После песни дети приветствуют гостей
традиционным поясным поклоном.
Матушка :
- Дети мои милые! Наконец – то дождалась я вас.
Как я рада видеть всех в
своем доме.
Воспитатель:
Матушка, расскажи нам, пожалуйста,
как ты здесь поживаешь?
Матушка :
- Ну, конечно, расскажу. Что есть в доме – покажу:
Есть в доме моем
Толстая Федора
Наедается она нескоро,
Но зато когда сыта –
То Федоры теплота.
Ответы детей (печка).
- Правильно, печка.
Чем же она наедается?
Ответы детей : (дровами).
- А зачем она нужна?
Ответы детей : дом обогревать, еду в ней варить,
греться, в ней - пироги,
блины печь.
- Молодцы ребятушки.
- Около печки есть бычок рогат,
В руки зажат.
Еду хватает, а сам голодает.
Ответы детей : (ухват).
- А зачем ухват нужен?
Ответы детей : (чугун в печку ставить).
- А вот железная нога,
В печку прыгает она.
И зовется – «кочерга».
- А она зачем нужна?
Ответы детей :- угли мешать в печке (дрова).
- А вот железная бородка.
Крепко держит сковородку - «сковородник».
Матушка, предлагает детям
правильно назвать этот предмет быта.
- Он нужен, чтобы вынимать
горячую сковородку из печки.
(Знакомство с новым предметом быта).
- А еще есть толстячок,
Блестящий бочок
Шипит, шипит,
Всем чай пить велит.
Ответы детей : - (самовар).
- Что такое здесь висит,
В ней Танюша крепко спит?
Ответы детей : (люлька, зыбка, колыбелька).
- Молодцы детушки!
Знаете все, что есть в моем доме.
Ну а теперь пора за дела приниматься.
В моем хозяйстве столько дел:
дров принести, печку истопи, за водой сходи,
кашу свари, Танюшу накорми.
Когда я их только все переделаю?
Воспитатель:
Матушка, а мы вам с детьми поможем
с делами справиться.
Матушка :
- Вот спасибо!
Воспитатель:
- Может нам и солнышко позвать?
Оно будет нас веселить, обогревать?
Дети:
Солнышко – ведрышко,
Выгляни в окошко!
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись!
Дети говорят слова – заклички.
Сначала по одному, потом все вместе.
Воспитатель:
- Вот и солнышко взошло, (пришло).
Стало весело, тепло.
А теперь, пора умыться
И сходить нам за водицей.
Ты красавица девица,
Принеси – ка, нам водицы.
Девочка берет ведра и коромысло
и идет за водой,
а воспитатель в это время говорит слова:
Воспитатель:
За студеною водицей
Посылаем молодицу,
Как лебедушка плывет,
ведра красные несет.
Песню звонкую поет.
Девочка возвращается с водой,
все дети исполняют песню:
«С речки Аннушка идет» - инсценировка.
С речки Аннушка идет,
Ведра полные несет.
Ой, люли – люли,
Ведра полные несет.
А навстречу ей Демьян,
Словно яблочко румян.
Ой, люли – люли,
Словно яблочко румян!
Утомилась ты в пути,
Дай мне ведра донести.
Ой, люли – люли,
Дай мне ведра донести.
Ну, спасибо,что помог,
Ты хороший паренек!
Ой, люли – люли,
Ты хороший паренек!
Матушка :
- Вот спасибо за водицу,
Надо нам теперь умыться.
Матушка поливает детям воду,
в ладошки – они умываются, говорят потешку:
Водичка, водичка,
Умой, мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Матушка :
Все умылись, все нарядные,
Все красивые, опрятные.
Раздается плач ребенка - (куклы).
- Слышите? Кто – то плачет.
Это наша Танюшка проснулась. Как же нам ее
успокоить?
Дети предлагают варианты и успокаивают.
- Она, наверное, есть захотела,
давайте сварим ей кашу.
Предлагают детям взять деревянные ложки
и «сварить» кашу – дети мешают ложками в чугунке
и приговаривают потешку:
Сорока, сорока,
Печку топила,
Кашу варила.
На порог скала,
Гостей созывала.
Матушка :
- Вот и сварили кашу, а теперь попробуем ее.
Ох, каша хороша! Поели,
а теперь давайте Танюшу покормим.
(Кормят две девочки).
- А теперь, наша Танюша посидит и на нас поглядит.
А мы будем петь,
плясать, старину вспоминать.
Предлагают детям, взять еще одну ложку.
(Исполняют песню – «Ложкари»).
В круг ребята встали,
Ложки в руки взяли.
Вот они какие –
Ложки расписные.
Припев: Ложкари, ложкари,
Мы играем раз, два, три.
Всех мы поздравляем,
Всех мы забавляем.
Каждый топнет ножкой,
И поднимет ложки.
Припев: Ложкари, ложкари,
Мы играем раз, два, три.
Матушка :
- Ты, играй моя гармошка,
До – ре – ми – фа – соль – ля – си.
Посмотрите, полюбуйтесь,
Как танцуют на Руси.
Пляска «Коробейники».
- Мы и спели и сплясали,
А в дразнилки не играли.
Игра «Дразнилки».
Витя, Витя – карапуз,
Съел у бабушки арбуз.
Бабушка ругается,
Витя отпирается.
Раздается плач ребенка - (куклы).
Хватит петь и плясать,
Хочет Танечка поспать.
Дети подходят к люльке и укачивают Танюшку,
поют колыбельную:
Баю – баю – баю – бай,
Ты, собака, не лай,
Петушок, не кричи,
Нашу Таню, не буди.
Наша Таня, будет спать,
Да, большой вырастать.
Матушка :
- Танюшка уснула, а пока она спит, сядем рядком,
да потолкуем ладком.
Пересказываем вместе с детьми сказку «Курочка Ряба».
- Вот как много, мы сегодня в моем доме дел переделали.
Матушка предлагает детям вспомнить,
что они делали: загадки отгадывали,
солнышко звали, за водой ходили, умывались,
кашу варили, Танюшку
кормили, пели, играли, Танюшку качали.
- Вот спасибо, вам всем за помощь.
Все дела мы с вами по хозяйству
переделали. Вот какие помощники растут!
Ну, а теперь, пора мне вас и
угостить за работу.
Вы и пели и плясали
Хорошо мне помогали,
А теперь пришла пора
Удивить вас детвора.
Глазки быстро закрывайте,
Не смотрите, ожидайте.
А теперь все открываем,
Угощенье получаем.
У меня для вас и гостей в печке блины испеклись.
Достает блины из печки под музыку:
Ой, блины, блины, блины,
Ой, блиночки, мои.
Угощает детей и гостей. Приглашает еще придти в гости.