Людмила Калиянц
Сценарий праздника «Как жили люди на Руси» по интегрирующей теме «Знакомство с народной культурой и традициями»
▼ Скачать + Заказать документы
Зал убран в старинном стиле: макет деревянного дома, плетень, березка. На стене макет мельницы, солнца, стаи улетающих птиц.
Звучит песня «С чего начинается Родина?»
Воспитатель за руку заводит детей в зал
Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она – наша Родина! Родина – значит родная, как мать и отец. Давайте подойдем к карте. Посмотрите, какая она – наша Родина.
Публикация «Сценарий праздника „Как жили люди на Руси“ по интегрирующей теме „Знакомство с народной культурой и традициями“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Дети: Большая, огромная, необъятная, красивая. Есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы и леса. Россия самая большая страна в мире.
Воспитатель: А всегда ли наша Родина была такая?
Дети: Она была меньше. Здесь жило мало людей.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о прошлом нашей Родины. О наших предках. Кто такие предки?
Дети: Это люди, которые жили много-много лет назад.
Воспитатель: Правильно, наши предки называли себя славянами, от них ведет начало русский народ. Сегодня я хочу познакомить вас с тем, как зарождалась наша Русь, как развивались на Руси ремесла, письменность, быт.
Для этого я предлагаю вам отправиться в далекое прошлое, к нашим предкам. А для этого у нас есть машина времени. Садитесь в нашу машину времени.
(дети становятся в макет «машины времени» и под музыку «летят» в про-шлое)
Воспитатель: Вот мы и добрались в прошлое, к нашим предкам.
Селились славяне по берегам рек, озер, рядом с лесом. Они очень при-дирчиво относились к выбору места. Что было для них главным?
Дети: Они выбирали ровное место на пригорке, чтобы вода не затопила жилище. Нужна была река, богатая рыбой; нужны были щедрые леса; земля, чтобы сеять хлеб.
(дети ставят отдельные фрагменты пазлов в виде карты)
Воспитатель: Жили славяне племенами, несколько семей объединялись вместе. Назывались они по-разному. Те, кто жили на полях, как назывались?
Дети: Поляне (ребенок ставит конусного человечка на соответствующий пазл).
Воспитатель: Кто жил в лесу, среди деревьев?
Дети: Древляне (ребенок ставит человечка с топором на соответст-вующий пазл).
Воспитатель: Рыболовством занималось какое племя?
Дети: Северяне, жили они на севере (ребенок ставит человечка с ры-бой на соответствующий пазл).
Воспитатель: А еще где могли жить люди?
Дети: В горах.
Воспитатель: Да, это племя называлось кривичи, они быстро бегали, метко стреляли и при стрельбе кривили, щурили один глаз.
(ребенок ставит человечка с луком на соответствующий пазл)
Воспитатель: Было еще племя дреговичи, где жили эти люди?
Дети: Дреговичи - это племя, которое жило на болотах.
(ребенок ставит человечка с лукошком, на соответствующий пазл)
Воспитатель: Каждое племя огораживало, городило свое поселение ва-лом, рвом. Называлось такое поселение городище.
Но тяжело было славянам жить разрознено, тяжело давать отпор вра-гам, - и решили они объединиться.
(Звучит музыка, дети соединяют пазлы с человечками в единое «госу-дарство», становятся вокруг)
Воспитатель: Так более 2000 лет назад образовалось русское государ-ство – Русь. Было оно вначале маленькое, но для наших предков – славян, это была Родина.
Давайте сложим нашу древнюю карту и пойдем в деревню к людям.
(дети подходят к домику)
Ребята, посмотрите, мы с вами стоим перед жилищем наших далеких предков.
(звучит музыка, открывается окошко, появляется Хозяюшка)
Хозяюшка:
В доме расписном я живу,
К себе в избу всех гостей приглашу.
Приходите, кто с добром,
Мы всегда вас в гости ждем.
Здравствуйте, гости дорогие.
Дети: Здравствуй, хозяюшка. Мы прибыли из далекого будущего на вашу жизнь посмотреть, да себя показать.
Хозяюшка: Ну, что ж, расскажу я вам о нашем житье-бытье. Посмотрите, ря-дом со входом лежит клубок. У ваших предков был такой обычай:
На новоселье хозяин дома «втягивал» за нить всех домочадцев. Давайте и мы последуем этому обычаю. (Хозяйка разматывает клубок, дети держатся за веревочку, хозяйка наматывает клубок, обходя дом, дети идут за ней). Ваши предки были очень гостеприимными людьми, и дверь в доме бы-ла открыта для гостей, а на столе всегда стояла какая-нибудь еда. Если вы от-гадаете мою загадку, то узнаете, какое угощение было главным на столе: «Черная гора, а всем мила?».
Дети: Хлеб!
Хозяюшка: Вырастить хлеб – большой труд. Пшеницу сеяли вручную: сеятель надевал большое лукошко, насыпал туда зерно, шел по вспаханному полю и разбрасывал зерна в стороны.
Воспитатель: Дети, а мы с вами знаем пословицы о хлебе?
Дети: 1. Хлеб – всему голова.
2. Хлебом обед начинается, хлебом и заканчивается.
3. Нет хлеба – нет обеда.
4. Хлеб – батюшка, водица – матушка.
5. Покуда есть хлеб да вода, все не беда.
Воспитатель:
Что пожнешь, то и смолотишь!
Что смолотишь, то и смелешь!
Что смелешь, то и съешь!
Будет хлеб – будет и праздник!
Хозяюшка: Ну-ка, девицы-красавицы, помогите урожай собрать
(Девочки в ярких сарафанах исполняют танец с хлебными колосьями)
Хозяюшка:
Ох, и, слава Богу!
Что жито пожали
И в копны поклали.
На гумне - стогами,
В клети - закромами,
А в печи - пирогами.
Пойду вам испеку каравай, а вы тут поиграйте.
(Хозяйка уходит в дом)
Воспитатель: Славяне занимались не только хлебопашеством, они бы-ли охотниками и рыболовами. И мы с вами сейчас станем рыболовами
(игра «Поймай рыбку» : дети делятся на два «племени» и соревнуются в лов-ле рыбы – собираютна магнитные удочки в ведро пластиковых рыбок)
Выходит хозяйка.
Хозяюшка: Послушайте, ребята, я хочу вам рассказать какие у славян были игрушки.
Когда в семье появлялся малыш, мама делала куклу-берегиню и укла-дывала в колыбельку. Кукла - дрема оберегала его спокойный сон и здоровье. Посмотрите, из чего сделана берегиня?
Дети: Из ткани.
Хозяюшка: Правильно. Но из ткани делали не только берегинь, но и кукол для игры. Вспомните, из чего еще делали игрушки?
Дети: Из дерева, соломы, глины.
Хозяюшка: Правильно. В куклу могло превратиться простое полено, и даже деревянная ложка.
Воспитатель: А в наше время ложки научились расписывать и даже на них играть. Покажем, как мы умеем на ложках играть?
(Музыкальный номер «Игра на ложках»)
Воспитатель: Ребята, пока мы играли, я тут письмо древнее получила, давай-те его посмотрим. Ой, да ведь это предметное письмо. Давайте, разложим все предметы и догадаемся, что же здесь сказано. Как вы думаете (воспитатель раскладывает лодку, рыбку, удочку; дети предлагают ответы)
1. Я поплыл на лодке ловить рыбу.
2. Я поймал рыбу, приезжай на лодке.
Воспитатель: Вы видите, что понять предметное письмо можно по-разному. Поэтому предметное письмо было неудобно в применении.
Хозяюшка: Дети, а было еще узелковое письмо (показывает ленточку с завязанными на ней узелками). Каждая ленточка указывала предмет, а узел-ки – количество предметов.
Воспитатель:Дети, народная мудрость гласит, что земля может накор-мить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить себя земля не может. Это святое дело тех, кто ест хлеб, пьет воду, любуется красотой родной земли.
Вспомните, как назывались наши предки – защитники земли русской?
Дети: Богатыри.
Воспитатель: А откуда вы знаете о богатырях?
Дети: Мы слушали былины, смотрели мультфильмы.
Воспитатель: Скажите, что помогает богатырям в борьбе с врагами зем-ли русской?
Дети: Сила. Храбрость. Смелость. Находчивость. Любовь к Родине.
Воспитатель: Да, Родина спокойна, когда у неё есть такие защитники. Давайте вспомним слова, которые нам понравились о русских богатырях.
Ребенок читает стихотворение:
Ой, вы, гой еси, богатыри русские!
Ай, седлали вы коней добрых,
Да стояли вы за веру и Отечество,
И поклон вам от Руси, и во веки веков.
(Дети танцуют танец «Русские богатыри»)
Воспитатель: Нам пора покидать этот гостеприимный дом и возвращаться в детский сад.
Хозяюшка: А в дорогу вам гостинец, примите гости дорогие ароматный ка-равай и игрушки-берегини.
(дарит каравай и соломенных куколок)
Ребенок читает стихотворение:
Родина моя – бескрайняя Россия,
И Сибирь, и Волга, и Урал.
Все места для русского святые,
Где бы ты в России не бывал.
Каждая березка, кустик каждый,
Задремавшие в снегу поля,
Все напомнит нам о самом важном,
Только здесь родимая земля!
(Выходят все дети, поют песню «Уголок России»)