Татьяна Поникарова
Сценарий праздника годового календарного цикла «Троица в детском саду»
▼ Скачать
Сценарий праздника годового календарного цикла «Троица в детском саду».
Фольклорное развлечение для детей старшей группы.
Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории
Татьяна Евгеньевна Поникарова
МДОУ «Детский сад № 183» Г Ярославль
Публикация «Сценарий праздника годового календарного цикла „Троица в детском саду“» размещена в разделах
По возможности, данное мероприятие, следует организовать на участке, где растет береза. позволит решить задачи эстетического и нравственного воспитания.
Цель: Познакомить детей с народным праздником годового календарного цикла – «Троица».
Задачи:
Образовательные:
- расширять представление о народных традициях, обрядах наших предков.
Развивающие:
- развивать интерес к истории и культуре русского народа;
- способствовать развитию стойкого интереса к малым фольклорным формам.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к природе, любовь к Родине, чувство гордости за свой народ и его наследие;
- создать радостное настроение, желание принимать участие в русских народных праздниках.
Предварительная работа:
- знакомство с русским народным праздником - Троицей, его традициями,
- разучивание песен, стихов о березе, хороводных игр,
- просмотр иллюстраций картин:
Антона Михайловича Легашева «Лесной пейзаж с озером»,
Игоря Прищепа «Лесная речка»,
Виталия Потапова «Лесное озеро»,
Ивана Николаевича Крамского «Русалки»,
тематических картинок с сюжетом празднования «Троицы» на Руси.
Оборудование: магнитофон, канат (веревка, корзина с шишками, ведерки, тазики с водой, деревянные ложки, брызгалки; русские народные костюмы, атласные ленты.
Участники: ведущий, дети старшей группы, Леший, Чучело огородное, Русалка.
Ход развлечения
Ведущий, в русском национальном костюме, приглашает детей собраться возле березы (на участке детского сада).
Звучит песня: «Умывает красно солнышко»
Ведущий обращается к детям:
- Вы не спать пришли, не стоять пришли?
Троицу-праздник встречать пришли!
Троица зеленая, гостья наша дорогая,
Ты пришла в воскресенье – всю неделюшку веселье.
-Троица – это старинный народный праздник земли, воды и леса. В старину люди считали себя частью природы, они знали законы мироздания и старались жить в ладу со всем, что их окружает. Вежественно относились к каждой травинке-былинке. оберегали лес, водоемы, с любовью относились к Земле, называли ее Матушкой.
Березана Руси почиталась как символ добра и чистоты. В «Троицу» нельзя было рубить и ломать лес. Разрешалось только срезать одну веточку с березы, которую потом вешали над входной дверью с просьбой оберегать дом от зла.
Не случайно народ выбрал именно ее главной героиней праздника Троицы. Под ней водили хороводы, красные девицы атласными яркими лентами заплетали ей косы.
Давайте и мы с вами украсим нашу березку. (Выходят девочки в русских сарафанах и украшают ветки березы лентами).
Ведущий.
А сейчас девицы-красавицы расскажут нам стихи о березке.
Несколько девочек, в нарядных русских сарафана читают стихотворенье С. Есенина «Люблю березку русскую…».
Ведущий
А теперь, ребята, возьмемся за руки и заведем для нашей красавицы березы хоровод (под русскую народную песню «Во поле береза стояла» 1-2 куплета).
Дети водят хоровод вокруг березы.
Ведущий, обращаясь к березке: - Березонька кудрявая, кудрявая, моложавая!
Под тобой, березонька, все не мак цветет.
Под тобой, березонька, не огонь горит –
Красные девицы и добрые молодцы в хороводе стоят,
Для тебя, березонька, дети сплясать хотят.
Ведущий организуют детей в танец – «флешмоб». Под музыку все дети начинают выполнять движения, которые показывает ведущий.
Появляется Леший с корзинкой в руках.
Леший. - Что за шум? Кто меня разбудил? У меня в лесу тишина, покой, птички поют, цветы цветут и вдруг – шум, гам, громко поют!
Ведущий. - Здравствуй, Леший! Не обижайся на нас. Мы сегодня Троицу празднуем,- день рождение земли, воды и леса.
Леший- Тогда ладно, не сержусь. Я-то думал, что вы пришли костры жечь, птичьи гнезда разорять, да лес ломать. Таких я не люблю и лес от них защищаю. А с вами я и сам поиграю. В лесу много шишек – и еловых и сосновых. (Вытряхивает шишки из корзины). Хочу я посмотреть,кто из вас быстрый и ловкий,кто больше шишек наберет.
Игра «Собери шишки» Под веселую музыку дети собирают шишки, несут Лешему, он их пересчитывает и складывает в корзину. Счет происходит в шутливой форме- проигравших нет.
Леший – Молодцы, шустры-быстры.
А теперь отгадайте-ка загадки:
Леший загадывает загадки: о березе, шишках, лесе, о листьях, деревьях, о ветре, воде, земле. Дети отгадывают загадки.
В это время незаметно появляется Пугало. Под одеждой у него веревка и концы ее торчат из-под рукавов. Леший знакомит детей с Чучелом.
Леший: Здравствуй, Пугало! Это, ребята, мой друг! Только он не в лесу живет, а в огороде, он охраняет грядки от птиц.
Пугало - Здравствуйте, ребята! А почему вы такие веселые?
Дети отвечают: (ведущий помогает, если дети затрудняются ответить) - Потому что сегодня праздник воды, земли и леса – Троица!
Пугало - Я тоже с вами хочу играть. Вот тут у меня веревки вместо рук, давайте силой меряться. Кто меня на свою сторону перетянет тот и сильнее.
Играет веселая музыка. Пугало проводит Игру «Перетягивание каната».
Вызывает двух детей, они берутся за веревку, один – справа, другой – слева, тянут в разные стороны. Затем можно провести с двумя командами детей.
Пугало - Молодцы ребята, вы такие сильные и ловкие.
Ведущий - Чтобы цвела наша земля, чтобы росли на ней цветы и деревья, нужен дождь, нужна вода. Вот поэтому в Троицу девушки проводили такой обряд: бросали веточку березы в реку или озеро и зазывали дождь.
И шли дожди проливные, поливая луга заливные, благодарил народ дождь, ведь без воды все засохнет, погибнет.
Дождик, лей, лей, лей,
Никого не жалей —
Ни берез, ни тополей!
Дождик, дождик, посильней,
Чтобы травка зеленей!
Вырастут цветочки
И зеленые листочки!
Под музыкальное сопровождение Леший и Пугало из водяных брызгалок брызгают на детей водой, имитируя дождик.
Пугало :- Нам ребята вас не жалко, кого хочу - того намочу!
Леший: - Пусть ребята, как грибочки в дождик подрастут.
Появляется Русалка, пристраивается к общему веселью: - Вода - это жизнь!
Ведущий – Ребята, а кто это к нам пожаловал?
Ответы детей
Русалка – Правильно, угадали. Я - Русалка. В старину люди верили, что русалки и водяные охраняли реки и озера. А вы (обращается к детям) знаете правила поведения на отдыхе у воды?
Ответы детей
Русалка – Я очень рада.
Посмотрите, цветы на вашей клумбе склонили головки. Им хочется пить – так давно не было дождя. Хотите им помочь?
Ответы детей
Русалка - У меня есть роднички (ставит тазики сводой, ложки и ведерки. Давайте соревноваться: чья команда быстрей наберет в свое ведерко воды.
Проводится эстафета «Наполни ведерко».
Русалка – Вот, какие молодцы, и быстрые и ловкие, целые ведерки набрали водицы. Можете полить свои цветочки.
Леший - Весело и интересно с вами ребята, но пора нам с уходить. Мне лес охранять, Пугалу огород, а Русалке свои реки и родники. Но на прощанье давайте вместе заведем хоровод для нашей Березки.
Дети, с героями, встают в хоровод и танцуют под русскую народную музыку.
Завершение праздника
Дети благодарят гостей, за все, что узнали нового, интересного, за веселые игры. Приглашают их в гости на будущий год.