Надежда Вотановская
Конспект занятия по поисково-исследовательской деятельности с детьми старшего возраста «Научим куклу Никиту трудиться»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обучение способам практического применения знаний о труде русских людей в речевой, игровой, коммуникативной деятельности.
Задачи:
-учить устанавливать простейшие связи между благополучием человека и его отношением к труду;
-формировать первоначальные представления об основных видах традиционного труда при выращивании, сборе урожая и приготовлении пирогов;
-формировать трудовые навыки;
-воспитывать у детей, положительное отношение к труду людей. Предварительная работа.
Публикация «Конспект занятия по поисково-исследовательской деятельности с детьми старшего возраста „Научим куклу Никиту трудиться“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Старшая группа
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
1. Рассматривание картин, иллюстраций с изображением орудий труда и работы земледельцев, тематического альбома «Урожай».
2. Драматизация сказок «Репка», «Колосок», составление рассказов «Как вырастить урожай» с использованием предметно — схематической модели.
3. Аппликация «Овощи», «Колосок», лепка «Овощи»
4. Прослушивание народных песен «Посеяли девки лён», «Сам я колышки тешу».
5. Народные игры «Огородник», «Кто с нами», дидактические игры «»Собери овощи и фрукты», «Что лишнее?».
Оборудование: кукла Никитка; шапочки овощей для игры «Огородник» (свёкла, репа, редька, редис); иллюстрации с изображением последовательных действий по выращиванию хлеба и овощей; солёное тесто.
Ход НОД
Дидактическая игра «Зернышки».
На коврик черного цвета (вспаханное поле) воспитатель сажает «зерна» (детей). Она дотрагивается волшебной палочкой до каждого ребёнка, дети по очереди присаживаются на вспаханное поле.
Воспитатель. Помогайте мне считать, сколько зёрнышек я посадила.
Дети вместе с воспитателем считают посаженные «Зёрна»
Воспитатель. Теперь вы — зёрнышки. Что нужно делать, чтобы из маленького зёрнышка выросли высокие колоски?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель. Правильно. Нужно, чтобы солнышко согрело теплом землю. (Показывает картинки, на которых светит солнце). Дождик поливал всходы. (Картинки, на которых идёт дождь) И тогда зёрнышки будут расти.
Дети медленно поднимаются
И станут колосками. И вот уже два листочка тянутся к солнцу и качаются. Улыбнитесь друг другу, колоски! Обнимитесь! Вот какие дружные выросли колоски. Так что же нужно, чтобы колоски быстро росли?
Дети. Вспаханное поле, тепло, дождь.
Воспитатель. И не только. Нужно очень много трудиться, чтобы колоски выросли. А вы любите трудиться?
Дети отвечают.
Воспитатель. Назовите приметы, которые указывают, что на дворе весна.
Дети. Увеличился день, ярче светит солнце, температура воздуха стала выше, распустились листочки на деревьях и т. д.
Воспитатель. Верно. После весны наступает лето, а за ним — осень. Осенью созревает урожай в поле, огороде, саду. А для чего люди сажают, собирают и хранят урожай?
Дети. Чтобы кушать. Чтобы быть сытыми.
Воспитатель. Я предлагаю сыграть в очень интересную игру.
Проводится русская народная игра «Огородник».
Дети становятся в круг. Один ребёнок - «репа» выходит в середину круга - второй «огородник» выходит из круга и стучит.
Дети. Кто там?
Огородник. Огородник.
Дети. За чем пришёл?
Огородник. За репой.
Дети.
(водят хоровод, приплясывают и приговаривают хором)
Сверху репа зелена,
Посередине толста,
К концу востра,
Прячет хвост под себя.
Кто к ней ни подойдёт,
Всяк за вихор возьмёт.
«Репа» выбегает из круга, а «огородник» пытается поймать её. Игра продолжается. Дети поют про другие овощи (свёклу, редьку, редиску) Входит кукла Никитка.
Никитка. Здравствуйте, ребята, я пришёл к вам за помощью. Сейчас в супермаркете я увидел и покушал много разных булочек и пирогов, и захотел узнать, можно ли мне самому приготовить такие вкусные булочки, пирожки.
Воспитатель. Можно. Но прежде надо знать, как пироги появляются на прилавках магазина и на столе. Ребята, расскажем Никитке о том, как пироги появляются на столе? Какой нелёгкий труд предшествует появлению урожая зерна, как готовится мука, и как готовиться тесто, пекутся пироги.
Дети рассказывают Никите о том, как выращивают хлеб и овощи, используя предметно - схематическую модель
Никитка. Спасибо, вам, ребята, за интересные рассказы. Я понял: чтобы получить урожай, надо хорошо потрудиться!
Воспитатель. А, чтобы Никитка хорошо запомнил, как нужно выращивать урожай, давайте сыграем с ним в игру «Кто с нами».
Дети встают в круг, поют и выполняют движения.
Кто с нами, кто с нами земельку пахати?
Дети. Мы с вами, мы с вами земельку пахати.
Кто с нами, кто с нами зёрна рассевати?
Мы с вами, мы с вами зёрна рассевати.
Кто с нами, кто с нами колоски косити?
Мы с вами, мы с вами колоски косити.
Кто с нами, кто с нами муку молоти?
Мы с вами, мы с вами муку молоти.
Кто с нами, кто с нами тесто месити?
Мы с вами, мы с вами тесто месити.
Воспитатель. А, вот и тесто получилось, посмотрите, какое сдобное пышное! Как раз на пироги! Будем стряпать пироги! Дети, а с какой начинкой можно испечь пироги?
Дети. С капустой, морковью, редькой и т. д.
Дети и Никитка садятся за столы и начинают лепить пироги. Воспитатель уточняет, какая у них начинка.
Пока дети работают с тестом, повар приносит пирожки.
Дети с Никиткой пьют чай.
Никитка. Спасибо вам, ребята, за пироги. Я пойду и угощу своих друзей и за чаепитием расскажу им, как вы научили меня трудиться.
Дети. А ещё мы знаем пословицы о труде :
Хочешь есть калачи, не лежи на печи.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Не потрудишься — и не поешь.
Мал кусок пирога, а стоит много труда.
Хлеб — всему голова.
Каждую крошку в ладошку.
Воспитатель. Дети, согласитесь, что самые вкусные пирожки – это пирожки, приготовленные своими руками. Подумайте и скажите, что бы вы хотели приготовить в следующий раз.