Папки-передвижки

Сценарий педсовета «Психологическая безопасность образовательной среды»

Лариса Афанасьева
Сценарий педсовета «Психологическая безопасность образовательной среды»
▼ Скачать + Заказать документы

Участники

Ведущие: заместитель заведующего ДОО, педагог-психолог. Участники: воспитатели и специалисты.

Цель

Организовать педсовет, чтобы обсудить вопросы безопасности образовательной среды.

Задачи

Публикация «Сценарий педсовета „Психологическая безопасность образовательной среды“» размещена в разделах

Познакомить педагогов с понятиями «образовательная среда», «безопасность», «психологическая безопасность», «психологическое здоровье»; рассмотреть признаки психологического здоровья педагогов; определить факторы, влияющие на формирование здоровья воспитанников.

Примерное время

40 минут.

Психологическая безопасность личности ребенка — актуальная проблема, в решении которой участвуют все педагоги и специалисты ДОО. Ваша задача донести это до них. Проведите педагогический совет по теме «Психологическая безопасность образовательной среды», но в новой форме — в жанре интервью. Это позволит на всем протяжении мероприятия удерживать интерес участников к теме. Психологическая безопасность способствует удовлетворению и развитию социальных потребностей ребенка, сохранению и повышению его самооценки, обеспечивает более полное раскрытие личностного потенциала.

Вступление

1 минута

Заместитель заведующего

Добрый день, уважаемые коллеги! Тема нашего педсовета «Психологическая безопасность образовательной среды» очень актуальна на сегодняшний день.

Педагогический совет пройдет в новой для нас форме — интервью — с участием педагога-психолога. Он познакомит нас с проблемой психологической безопасности образовательной среды, даст ответы на вопросы, которые затрагивают данную тему.

1

Основная часть

30 минут

Заместитель заведующего

Проблема психологической безопасности образовательной среды в последние годы становится все более значимой. Ее решение — одна из приоритетных задач государства. Почему, на ваш взгляд, этой проблеме придается такое большое значение?

1

Педагог-психолог

Потребность в безопасности и защите считается первичной по шкале Абрахама Маслоу, известного американского психолога, основателя гуманистической психологии. В ее составе: потребность в организации, в предсказуемости событий, в законе и порядке, в стабильности, а также в свободе от таких угроз, как болезнь, хаос и страх.

По Маслоу, определенные типы взрослых невротических людей мотивированы именно поиском безопасности. Для каждого здорового члена общества безопасность родных и близких — одна из ключевых ценностей. Американский психоаналитик и психолог Карен Хорни в социокультурной теории личности выделяет две потребности детства: потребность в безопасности и потребность в удовлетворении основных нужд ребенка.

Главной в развитии оказывается безопасность (быть желанным, любимым, защищенным от опасностей окружающего мира). При неудовлетворении этой потребности у ребенка может развиться базальная враждебность, которая проявляется в ощущении беспомощности, страха, чувстве вины. Это ведет к трудностям во взаимоотношениях с окружающими людьми.

Понятие «безопасность» включает в себя психологическую и физическую составляющие.

2

Заместитель заведующего

Обеспечению физической безопасности всегда придавалось огромное значение. В настоящий момент уже приняты важные законы, регламентирующие разнообразные аспекты данной деятельности. Например, есть рекомендации по пожарной безопасности в ДОО, правила для проведения занятий, прогулок, комплекс антитеррористических мероприятий. Установлены «тревожные кнопки» и введен пропускной режим в здании ДОО. А как обстоит дело с психологической безопасностью?

3

Педагог-психолог

Психологическая безопасность — это состояние психологической защищенности, а также способность человека и среды отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия. Психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга и представляют собой модель устойчивого развития и нормального функционирования.

В соответствии с концепцией доктора психологических наук Ирины Баевой, безопасная образовательная среда характеризуется тремя компонентами:

1) свобода от проявления психологического насилия;

2) удовлетворение основных потребностей в межличностном взаимодействии;

3) референтная значимость среды для всех участников образовательного процесса.

Субъектами образовательной среды выступают дети, педагоги и родители. Поэтому ее необходимо оценивать с позиций каждого.

Факторами риска в образовательной среде могут быть :

– недостаточное обеспечение педагогическими кадрами, материально-технической базы;

– низкая активность детей и педагогов; несформированность социальных и практических навыков, умений и опыта;

– низкий уровень воспитания и культуры.

Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде и развитию личности ее субъектов.

Психологически безопасной образовательную среду можно считать, если большинство субъектов удовлетворены ее характеристиками и защищены от психологического насилия.

4

Заместитель заведующего

Существуют какие-либо признаки, по которым можно судить о психологическом здоровье педагога?

5

Педагог-психолог

Существует два основных признака, по которым можно судить о психологическом здоровье человека :

– позитивное настроение, в котором находится человек;

– высокий уровень психических возможностей, благодаря чему человек способен выходить из различных ситуаций, связанных с переживанием тревоги, страха, неудачи и др.

Уровень психических возможностей связан с наследственными факторами (особенностями нервной системы). Одни из нас по своей природе очень возбудимы и поэтому сильнее подвержены нервным срывам, а другие мало волнуются и быстро выходят из негативного состояния. Психические возможности зависят от умения человека управлять своими состояниями и становятся ведущим показателем психологического здоровья. Но психологическая безопасность образовательного процесса — это не только состояние педагога, но и защищенность ребенка от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению.

6

Заместитель заведующего

Поскольку психологическое здоровье — условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека, ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формирование в детстве. Сегодня в условиях реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы забота о психологической безопасности и здоровье воспитанников становится обязательным требованием в работе каждой ДОО. Современный детский сад должен стать пространством полноценного взросления, благоприятной средой для успешных, счастливых и здоровых детей.

Обоснованы ли опасения, что порой именно образовательная среда может являться источником психологических угроз, провоцирующих тревожность, агрессию, асоциальное поведение, снижение интереса к процессу познания? Ведь очевидно, что ни один работник ДОО сознательно не стремится отбить у ребенка тягу к познанию, снизить его веру в себя.

7

Педагог-психолог

Конечно, обоснованы. Каждая семья может назвать хотя бы один случай, когда педагог положительно или негативно повлиял на ребенка: на желание посещать детский сад, на его мотивацию обучения в школе и т. п.

По данным социологических исследований, до 75 процентов родителей озабочены проблемами безопасности ребенка в образовательной среде. Их волнуют конфликтные отношения детей друг с другом и с воспитателями. Беспокоит, что педагоги не уделяют должного внимания правам и достоинствам ребенка. Они хотят быть уверенными в том, что ребенка в детском саду понимают, принимают и любят вне зависимости от успехов.

Еще острее встает проблема деструктивного влияния на психику дошкольника со стороны сверстников и манипулятивных воздействий со стороны педагогов.

8

Заместитель заведующего

Насколько оправданы эти опасения?

9

Педагог-психолог

Многие из нас могли бы привести доказательства негативного влияния педагога на жизненное благополучие и здоровье ребенка исходя из собственного профессионального опыта. За психологической консультацией часто обращаются люди по поводу тревожащих невротических снов, которые повторяются, выбивают из сил, лишают покоя, угнетают и ухудшают самочувствие. Зачастую корни этих проблем уходят глубоко в детство. Сны могут быть связаны с образом конкретного педагога, который когда-то травмировал психику ребенка.

10

Заместитель заведующего

В детский сад за помощью обратилась мама, заметившая, что ее ребенок во сне вздрагивает и произносит имя воспитателя.

11

Педагог-психолог

Конечно, педагоги-психологи в ДОО помогают в таких случаях. Но разве о таком влиянии воспитателя на ребенка говорит древняя мудрость: «Учитель — ты судьба для несмышленыша»?

12

Заместитель заведующего

Психологические угрозы, в отличие от экологических, террористических, менее «видимы» и по-разному воздействуют на психику. Поэтому то, что кажется совершенно нормальным или безопасным для одного — для другого может иметь разрушительное влияние.

13

Педагог-психолог

Даже самые близкие люди порой становятся друг для друга источником страданий и слез. Так и в детском саду — самый озабоченный развитием и обучением ребенка человек, воспитатель, становится иногда причиной детского энуреза, невроза, ненависти к учению, неверию в себя.

14

Заместитель заведующего

Что может разрушительно действовать на психику ребенка в детском саду?

15

Педагог-психолог

Это и так называемый педагогический крик. Крик педагога — своеобразный способ установить контакт с ребенком.

16

Заместитель заведующего

Несмотря на общеизвестную истину «убедительность педагога не пропорциональна громкости его голоса», отдельные воспитатели применяют крик в педагогическом общении. Горечью и болью проникнуты страницы книг выдающегося педагога Василия Сухомлинского, которые посвящены учительскому крику: «Будьте осторожны, чтобы слово не стало кнутом, который, дотрагиваясь до нежного тела, обжигает, оставляя на всю жизнь шероховатые шрамы».

Почему воспитатель кричит? К сожалению, не только кричит, а использует выражения: «Куда ты прешься?», «Что ты вылупился?», «Задолбали уже».

17

Педагог-психолог

Большинство из нас могут сразу ответить — потому что воспитатель осознает свою неспособность повлиять на ребенка и добиться того, что ему нужно. Это реакция бессилия. Устрашающий крик вызывает сильное торможение в коре головного мозга, кричать на детей — значит разрушать их психику.

Назову причины крика педагогов на детей:

1. Педагогические. Главная из них — это недостаток педагогического мастерства и общей культуры воспитателя, неумение организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью.

2. Социально-психологические. Для многих педагогов возможность покричать на своих подопечных — проверенный и надежный способ нормализации психического состояния. Австрийский психолог, психиатр и невролог Зигмунд Фрейд выявил, что агрессия часто перемещается на безобидные объекты, которые не могут ответить ее носителю.

Поскольку наказание запрещено законом, в сложной ситуации многие педагоги просто кричат на детей, проявляя вербальную агрессию, которая и есть эквивалент физического наказания. Социальная незащищенность, психологическая усталость, семейные неурядицы, страх оказаться несостоятельным в глазах коллег — истинные причины педагогического крика.

3. Физиологические. Не последнюю роль в педагогическом крике занимает сексуальная неудовлетворенность.

18

Заместитель заведующего

Как педагогу преодолеть такой стиль общения с детьми? Ведь он может стать пагубной привычкой и нанести урон обеим сторонам.

19

Педагог-психолог

Во многих ДОО практикуют тренинги для снятия напряжения. Есть специально оборудованные комнаты психологической разгрузки, которые помогают справиться с нарастающей усталостью и напряжением. Правильно организованный режим труда и отдыха — залог психического здоровья человека.

20

Заместитель заведующего

Предлагаю провести дополнительное исследование по изучению психологической безопасности образовательного процесса в нашем детском саду, чтобы создать благоприятные условия для формирования физического и психического здоровья воспитанников.

21

Рефлексия

10 минут

Педагог-психолог предлагает участникам педсовета вопросы для обсуждения.

Педагог-психолог

Насколько тема педагогического совета интересна и важна для вас?

Что больше всего запомнилось?

О чем бы вы хотели узнать подробнее?

Какой информации вам не хватило?

Публикации по теме:

Обогащение образовательной среды. Атрибуты для сюжетно-ролевых игрОбогащение образовательной среды. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр Игра — ведущий вид деятельности дошкольника. В сюжетно-ролевых играх отражаются представления детей об окружающем мире, взаимоотношениях.

Фотоотчет образовательной среды по профориентации дошкольниковФотоотчет образовательной среды по профориентации дошкольников Важна ли ранняя профессиональная ориентация детей? С какого возраста необходимо выявлять у ребёнка предрасположение к той или иной профессии?.

Мультстудия как элемент современной образовательной среды ДОУМультстудия как элемент современной образовательной среды ДОУ Уважаемые коллеги! спасибо за поддержку и высокую оценку работы нашей мультстудии - песочной анимации. По нелепой случайности мультфильм.

Организация образовательной среды в разновозрастной группе (фотоотчет)Организация образовательной среды в разновозрастной группе (фотоотчет) Добрый вечер, коллеги! Хочу поделиться своей образовательной средой. Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства.

Персональный блог педагога как часть информационно-образовательной средыПерсональный блог педагога как часть информационно-образовательной среды Два года назад в детском саду нам предложили создать каждому педагогу персональный сайт. А так как я еще веду кружок по рисованию, то и.

Персональный сайт педагога как часть информационно-образовательной средыПерсональный сайт педагога как часть информационно-образовательной среды Хочу поделиться приятной новостью. 30 января 2020 года были подведены итоги муниципального этапа конкурса «Лучший образовательный сайт –.

Пополнение образовательной среды развивающими играмиПополнение образовательной среды развивающими играми К началу учебного года, как и в каждой группе, образовательная среда была пополнена развивающими играми и пособиями. Часть пособий приобретена.

Прогулочный участок как часть образовательной средыПрогулочный участок как часть образовательной среды Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством.

Самоанализ непрерывно образовательной деятельности «Пожарная безопасность» Коллеги, вашему вниманию была представлена непосредственная образовательная деятельность, которая разработана для детей средней группы в.

Обогащение образовательной среды. Театрализованная деятельностьОбогащение образовательной среды. Театрализованная деятельность Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию фото -отчет о том,как сделать театр из бросового материала своими руками. Цель:формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий педсовета «Психологическая безопасность образовательной среды»
Опубликовано: 11 мая 2023 в 14:28
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий педсовета «Психологическая безопасность образовательной среды»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Афанасьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД