Лариса Афанасьева
Сценарий педсовета «Психологическая безопасность образовательной среды»
▼ Скачать + Заказать документы
Участники
Ведущие: заместитель заведующего ДОО, педагог-психолог. Участники: воспитатели и специалисты.
Цель
Организовать педсовет, чтобы обсудить вопросы безопасности образовательной среды.
Задачи
Темочки:
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Сценарии развлечений
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Познакомить педагогов с понятиями «образовательная среда», «безопасность», «психологическая безопасность», «психологическое здоровье»; рассмотреть признаки психологического здоровья педагогов; определить факторы, влияющие на формирование здоровья воспитанников.
Примерное время
40 минут.
Психологическая безопасность личности ребенка — актуальная проблема, в решении которой участвуют все педагоги и специалисты ДОО. Ваша задача донести это до них. Проведите педагогический совет по теме «Психологическая безопасность образовательной среды», но в новой форме — в жанре интервью. Это позволит на всем протяжении мероприятия удерживать интерес участников к теме. Психологическая безопасность способствует удовлетворению и развитию социальных потребностей ребенка, сохранению и повышению его самооценки, обеспечивает более полное раскрытие личностного потенциала.
Вступление
1 минута
Заместитель заведующего
Добрый день, уважаемые коллеги! Тема нашего педсовета «Психологическая безопасность образовательной среды» очень актуальна на сегодняшний день.
Педагогический совет пройдет в новой для нас форме — интервью — с участием педагога-психолога. Он познакомит нас с проблемой психологической безопасности образовательной среды, даст ответы на вопросы, которые затрагивают данную тему.
1
Основная часть
30 минут
Заместитель заведующего
Проблема психологической безопасности образовательной среды в последние годы становится все более значимой. Ее решение — одна из приоритетных задач государства. Почему, на ваш взгляд, этой проблеме придается такое большое значение?
1
Педагог-психолог
Потребность в безопасности и защите считается первичной по шкале Абрахама Маслоу, известного американского психолога, основателя гуманистической психологии. В ее составе: потребность в организации, в предсказуемости событий, в законе и порядке, в стабильности, а также в свободе от таких угроз, как болезнь, хаос и страх.
По Маслоу, определенные типы взрослых невротических людей мотивированы именно поиском безопасности. Для каждого здорового члена общества безопасность родных и близких — одна из ключевых ценностей. Американский психоаналитик и психолог Карен Хорни в социокультурной теории личности выделяет две потребности детства: потребность в безопасности и потребность в удовлетворении основных нужд ребенка.
Главной в развитии оказывается безопасность (быть желанным, любимым, защищенным от опасностей окружающего мира). При неудовлетворении этой потребности у ребенка может развиться базальная враждебность, которая проявляется в ощущении беспомощности, страха, чувстве вины. Это ведет к трудностям во взаимоотношениях с окружающими людьми.
Понятие «безопасность» включает в себя психологическую и физическую составляющие.
2
Заместитель заведующего
Обеспечению физической безопасности всегда придавалось огромное значение. В настоящий момент уже приняты важные законы, регламентирующие разнообразные аспекты данной деятельности. Например, есть рекомендации по пожарной безопасности в ДОО, правила для проведения занятий, прогулок, комплекс антитеррористических мероприятий. Установлены «тревожные кнопки» и введен пропускной режим в здании ДОО. А как обстоит дело с психологической безопасностью?
3
Педагог-психолог
Психологическая безопасность — это состояние психологической защищенности, а также способность человека и среды отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия. Психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга и представляют собой модель устойчивого развития и нормального функционирования.
В соответствии с концепцией доктора психологических наук Ирины Баевой, безопасная образовательная среда характеризуется тремя компонентами:
1) свобода от проявления психологического насилия;
2) удовлетворение основных потребностей в межличностном взаимодействии;
3) референтная значимость среды для всех участников образовательного процесса.
Субъектами образовательной среды выступают дети, педагоги и родители. Поэтому ее необходимо оценивать с позиций каждого.
Факторами риска в образовательной среде могут быть :
– недостаточное обеспечение педагогическими кадрами, материально-технической базы;
– низкая активность детей и педагогов; несформированность социальных и практических навыков, умений и опыта;
– низкий уровень воспитания и культуры.
Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде и развитию личности ее субъектов.
Психологически безопасной образовательную среду можно считать, если большинство субъектов удовлетворены ее характеристиками и защищены от психологического насилия.
4
Заместитель заведующего
Существуют какие-либо признаки, по которым можно судить о психологическом здоровье педагога?
5
Педагог-психолог
Существует два основных признака, по которым можно судить о психологическом здоровье человека :
– позитивное настроение, в котором находится человек;
– высокий уровень психических возможностей, благодаря чему человек способен выходить из различных ситуаций, связанных с переживанием тревоги, страха, неудачи и др.
Уровень психических возможностей связан с наследственными факторами (особенностями нервной системы). Одни из нас по своей природе очень возбудимы и поэтому сильнее подвержены нервным срывам, а другие мало волнуются и быстро выходят из негативного состояния. Психические возможности зависят от умения человека управлять своими состояниями и становятся ведущим показателем психологического здоровья. Но психологическая безопасность образовательного процесса — это не только состояние педагога, но и защищенность ребенка от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению.
6
Заместитель заведующего
Поскольку психологическое здоровье — условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека, ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формирование в детстве. Сегодня в условиях реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы забота о психологической безопасности и здоровье воспитанников становится обязательным требованием в работе каждой ДОО. Современный детский сад должен стать пространством полноценного взросления, благоприятной средой для успешных, счастливых и здоровых детей.
Обоснованы ли опасения, что порой именно образовательная среда может являться источником психологических угроз, провоцирующих тревожность, агрессию, асоциальное поведение, снижение интереса к процессу познания? Ведь очевидно, что ни один работник ДОО сознательно не стремится отбить у ребенка тягу к познанию, снизить его веру в себя.
7
Педагог-психолог
Конечно, обоснованы. Каждая семья может назвать хотя бы один случай, когда педагог положительно или негативно повлиял на ребенка: на желание посещать детский сад, на его мотивацию обучения в школе и т. п.
По данным социологических исследований, до 75 процентов родителей озабочены проблемами безопасности ребенка в образовательной среде. Их волнуют конфликтные отношения детей друг с другом и с воспитателями. Беспокоит, что педагоги не уделяют должного внимания правам и достоинствам ребенка. Они хотят быть уверенными в том, что ребенка в детском саду понимают, принимают и любят вне зависимости от успехов.
Еще острее встает проблема деструктивного влияния на психику дошкольника со стороны сверстников и манипулятивных воздействий со стороны педагогов.
8
Заместитель заведующего
Насколько оправданы эти опасения?
9
Педагог-психолог
Многие из нас могли бы привести доказательства негативного влияния педагога на жизненное благополучие и здоровье ребенка исходя из собственного профессионального опыта. За психологической консультацией часто обращаются люди по поводу тревожащих невротических снов, которые повторяются, выбивают из сил, лишают покоя, угнетают и ухудшают самочувствие. Зачастую корни этих проблем уходят глубоко в детство. Сны могут быть связаны с образом конкретного педагога, который когда-то травмировал психику ребенка.
10
Заместитель заведующего
В детский сад за помощью обратилась мама, заметившая, что ее ребенок во сне вздрагивает и произносит имя воспитателя.
11
Педагог-психолог
Конечно, педагоги-психологи в ДОО помогают в таких случаях. Но разве о таком влиянии воспитателя на ребенка говорит древняя мудрость: «Учитель — ты судьба для несмышленыша»?
12
Заместитель заведующего
Психологические угрозы, в отличие от экологических, террористических, менее «видимы» и по-разному воздействуют на психику. Поэтому то, что кажется совершенно нормальным или безопасным для одного — для другого может иметь разрушительное влияние.
13
Педагог-психолог
Даже самые близкие люди порой становятся друг для друга источником страданий и слез. Так и в детском саду — самый озабоченный развитием и обучением ребенка человек, воспитатель, становится иногда причиной детского энуреза, невроза, ненависти к учению, неверию в себя.
14
Заместитель заведующего
Что может разрушительно действовать на психику ребенка в детском саду?
15
Педагог-психолог
Это и так называемый педагогический крик. Крик педагога — своеобразный способ установить контакт с ребенком.
16
Заместитель заведующего
Несмотря на общеизвестную истину «убедительность педагога не пропорциональна громкости его голоса», отдельные воспитатели применяют крик в педагогическом общении. Горечью и болью проникнуты страницы книг выдающегося педагога Василия Сухомлинского, которые посвящены учительскому крику: «Будьте осторожны, чтобы слово не стало кнутом, который, дотрагиваясь до нежного тела, обжигает, оставляя на всю жизнь шероховатые шрамы».
Почему воспитатель кричит? К сожалению, не только кричит, а использует выражения: «Куда ты прешься?», «Что ты вылупился?», «Задолбали уже».
17
Педагог-психолог
Большинство из нас могут сразу ответить — потому что воспитатель осознает свою неспособность повлиять на ребенка и добиться того, что ему нужно. Это реакция бессилия. Устрашающий крик вызывает сильное торможение в коре головного мозга, кричать на детей — значит разрушать их психику.
Назову причины крика педагогов на детей:
1. Педагогические. Главная из них — это недостаток педагогического мастерства и общей культуры воспитателя, неумение организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью.
2. Социально-психологические. Для многих педагогов возможность покричать на своих подопечных — проверенный и надежный способ нормализации психического состояния. Австрийский психолог, психиатр и невролог Зигмунд Фрейд выявил, что агрессия часто перемещается на безобидные объекты, которые не могут ответить ее носителю.
Поскольку наказание запрещено законом, в сложной ситуации многие педагоги просто кричат на детей, проявляя вербальную агрессию, которая и есть эквивалент физического наказания. Социальная незащищенность, психологическая усталость, семейные неурядицы, страх оказаться несостоятельным в глазах коллег — истинные причины педагогического крика.
3. Физиологические. Не последнюю роль в педагогическом крике занимает сексуальная неудовлетворенность.
18
Заместитель заведующего
Как педагогу преодолеть такой стиль общения с детьми? Ведь он может стать пагубной привычкой и нанести урон обеим сторонам.
19
Педагог-психолог
Во многих ДОО практикуют тренинги для снятия напряжения. Есть специально оборудованные комнаты психологической разгрузки, которые помогают справиться с нарастающей усталостью и напряжением. Правильно организованный режим труда и отдыха — залог психического здоровья человека.
20
Заместитель заведующего
Предлагаю провести дополнительное исследование по изучению психологической безопасности образовательного процесса в нашем детском саду, чтобы создать благоприятные условия для формирования физического и психического здоровья воспитанников.
21
Рефлексия
10 минут
Педагог-психолог предлагает участникам педсовета вопросы для обсуждения.
Педагог-психолог
Насколько тема педагогического совета интересна и важна для вас?
Что больше всего запомнилось?
О чем бы вы хотели узнать подробнее?
Какой информации вам не хватило?