Татьяна Богданова
Сценарий квест-игры для педагогов по обучению грамоте «Тайны времени»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий педагогической Квест игры «Тайны времени»
«Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти,
выбрав правильное направление,
и тогда ты достигнешь результата!»
Цель: Способствовать росту профессионального мастерства педагогов в области использования современных инновационных образовательных технологий с дошкольниками в подготовке детей к обучению грамоте.
Публикация «Сценарий квест-игры для педагогов по обучению грамоте „Тайны времени“» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Сценарии квестов
- Сценарии праздников для сотрудников, педагогов, воспитателей, коллег
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
Задачи
1. Актуализировать знания педагогов об истории методов, основных понятий в области обучения грамоте, о звуках и буквах, через решение практических задач.
2. Создать условия для профессионального взаимодействия педагогов в рамках участия в квест-игре, раскрытия их творческого потенциала.
Ход:
Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня я хочу предложить вам побыть в роли детей, проверить свои силы, продемонстрировать способности. Наша игра командная. Поэтому, прежде чем мы начнем, предлагаю провести жеребьевку. Сейчас каждый по очереди должен вытянуть жетон из мешочка.
Итак, жеребьевка завершена. Сегодня у нас с вами не просто игра, а увлекательное путешествие. Идея игры в следующем: вам предлагается собрать части одной карты и найти где спрятан сундук, в котором находится «клад», который поможет вам педагогам использовать квест – технологию в работе с дошкольниками. За каждый правильно пройденный этап командам дается одна часть карты, которая состоит из 12 частей, задача двух команд собрать все части и соединить их в единое целое. На каждой станции команды находятся 5-6 минут.
Ведущий: Перед квестом мы проведем небольшую разминку
Тест «Проверь себя» (не оценивается)
1. Сколько гласных звуков в русском языке?
2. Сколько слогов в слове ДЛИННОШЕЕЕ (животное?
3. Сколько звуков в слове ИЮЛЬ?
4. Сколько мягких согласных звуков в слове ЮЛИЯ?
5. Сколько глухих согласных звуков в слове ЛОДКА?
6. Сколько звуков О в слове МОЛОКО?
Правильные ответы - 6,5,4,3,2,1 – расположены в таком порядке, чтобы можно было с легкостью и сиюминутно проверить результаты теста, которые наглядно продемонстрировали каждому, даже воспитателю с пассивной педагогической позицией, необходимость повышения уровня знаний по заявленной теме.
Для получения плана прохождения квест – игры прошу подойти одного из участников каждой команды. Приложение 1.
Этап I
Задание 1. Развести задачи по обучению детей грамоте по возрастам.
Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с — з, с — ц, ш — ж, ч — ц, с — ш, ж — з, л — р.
Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец). – средняя группа
Продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки: п — б — т — д — к — г; ф — в; т — с — з — ц. – 1 младшая группа
Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.
Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове. – 2 младшая группа
Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных, в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2-4 слов). – старшая группа
Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков. Развивать артикуляционный аппарат.
Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук. – подготовительная группа
Задание 2 Вставьте пропущенные слова.
Наиболее древними методами обучения грамоте являются синтетические методы — буквослагательный и слоговой.
Этап II
Задание 1. «Звуки речи, какие они?» (фонетический разбор слов)
РЕБЁНОК –
7б, 7 зв, 3 слога
Р – (р) – согл., зв., мягк.
Е – (э) – гл., безуд.
Б – (б) – согл., зв., мяг.
Ё – (о) – гл., уд.
Н – (н) – согл., зв., тв.
О – (а) – гл., безуд.
К – (к) – согл., глух., тв. ПЕДАГОГ – 7б, 7зв, 3 слога
П – (п) – согл., глух., мягк.
Е – (и) – гл., безуд.
Д – (д) – согл., тв., зв.
А – (а) – гл., безуд.
Г – (г) – согл., тв., зв.
О – (о) – гл., уд.
Г – (к) – согл., гл., тв.
Задание 2 Разведите понятия.
Существует несколько разновидностей звуковых методов.
- В звуковом аналитическом методе к звуку идут делением фразы на слова, слов на слоги, слогов на звуки, т. е. обучение строится аналитическим путем.
- В звуковом синтетическом методе от звука идут к слогу, от слогов — к словам, потом к предложениям.
При обучении грамоте используется и аналитико-синтетический метод, когда аналитическая и синтетическая работа сочетаются.
Этап III
Задание 1. Восстановить текст. Команда 1.
Беж итчере злеснуюпо ляну ежик. Осень юу ежей малодо бычи. Скрыли сьюрки е ящерки. Вкружки свилисьсколь зкиез мейки. Труд нонаход итьжуч ков. Во сен ниедни готов ятхлопот ливыее жи жили щеназиму.
Бежит через лесную поляну ежик. Осенью у ежей мало добычи. Скрылись юркие ящерки. В кружки свились скользкие змейки. Трудно находить жучков. В осенние дни готовят хлопотливые ежи жилище на зиму. Задание 1. Восстановить текст. Команда 2.
Ночь юиднем таскаетон внорум ягкиймо х, души стыелисточки. При де тзима. На кроет снегомнор углубок ийсугроб. Подпушисты модеял омтепл оему. Буд етспа тьдове с ны.
Ночью и днем таскает он в нору мягкий мох, душистые листочки. Придет зима. Накроет снегом нору глубокий сугроб. Под пушистым одеялом тепло ему. Будет спать до весны.
Задание 2 Вставьте ФИО
Кем впервые введен в России звуковой аналитико-синтетический метод в XIX К. Д. Ушинский
Этап IV
Задание 1. «Буквы и звуки»
Сколько букв в русском алфавите? 33
Всего: 10 гласных букв, 21 согласных букв, 2 просто буквы.
Гласные буквы - А О У И Ы Э Е Ё Ю Я
Гласные, обозначающие твёрдость согласных - А О У Ы Э
Гласные, обозначающие мягкость согласных - И Е Ё Ю Я
Гласные звуки - [а, о, ы, э, у, и]
Йотированные гласные - Е Ё Ю Я - обозначают два звука:
Е - [й, э] Ю - [й, у]
Ё - [й, о] Я - [й, а]
Всегда твёрдые согласные звуки - [Ж] [Ш] [Ц].
Всегда мягкие согласные звуки - [Й] [Ч] [Щ].
Задание 2. Восстановите фамилии
В конце XIX в. Д. И. Тихомиров и В. П. Вахтеров ввели двухнедельные добукварные звуковые упражнения.
Этап V
Задание 1. Расставить ударение.
алкогОль, алфавИт, включИт, договОр, дозвонИшься, досУг, дремОта, завИдно, запломбировАть, звонИшь, звонИт, Искра знания и искрА зажигания, каталОг, квартАл, танцОвщица, углубИть.
Задание 2. Ответьте на вопрос
Какой метод применялся в советской школе 13 лет — с 1922 по 1935 г., уступив место испытанному, проверенному длительной практикой звуковому аналитико-синтетическому методу? Метод целых слов
Этап VI
Задание 1. Развести понятия
Речь — это важнейшее достижение человека, которое позволяет общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка.
Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами).
Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом.
Задание 2. Ответьте на вопрос.
Кем утверждены в 1937 г. «Буквари» А. В. Янковской и Н. М. Головина? (Наркомпросом РСФСР)
Итак, по результатам всех этапов каждой команде удалось найти по 6 частей карты. А это значит, что в нашем детском саду работают самые интеллектуальные педагоги. Поздравляю! Вы прибыли в пункт назначения – осталось воссоздать карту и найти сундук с «кладом» (открывают сундук и добывают клад – Памятки по использованию квест игр в работе с детьми и памятки по развитию творческих способностей дошкольников для педагогов и родителей (раздаются участникам)
Рефлексия.
Источники:
1. Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям : Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. строрны речи у ст. дошкольников -СПб. : Детство-Пресс,2004
2. Гризик Т. И. ,. Тимощук Л. Е «Развитие речи детей 5-6- лет», Москва «Просвещение» 2006
3. Журова Л. Е. Обучение грамоте детей в детском саду. – Издательство: Вентана-Граф Год издания: 2010 г.
4. Ушакова О. С. «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду», творческий центр, Москва 2004
5. https://studme.org/121349/pedagogika/metodika_obucheniya_gramote
6. https://allrefs.net/c12/46e0e/p65/
Приложение
Квест история (вопросы для самообразования)
1 В прошлом процесс обучения грамоте был длительным и механическим. Наиболее древними методами обучения грамоте являются синтетические методы — буквослагательный и слоговой.
Буквослагательный метод пришел к нам из древней Греции и Римской империи и стал известен на Руси с возникновением письменности. Обучение грамоте по этому методу часто продолжалось до двух лет. Сначала детей заставляли заучивать названия букв, а каждая буква имела свое название: а — аз, б — буки, в — веди, г — глагол, д — добро и т. д.
Затем переходили к складыванию слогов и заучиванию слогов в 2—4 буквы. Сначала называлась каждая из букв, входивших в состав слога. Слоги заучивали так: буки-аз—ба, рцы-аз — ра, мыслете-аз— ма и т. д. Таким образом нужно было заучить около 500 разных слогов. Ученику трудно было постичь, почему, например, из мыслете-аз получается слог ма, а из буки-аз — ба.
Дальше шли упражнения в чтении слов по складам с называнием букв каждого слога в отдельности. Например, слово рама читали так: рцы-аз — ра, мыслете-аз — ма, рама. Наконец, переходили к чтению слов «по верхам», т. е. без называния букв и складывания слогов. В качестве текстов для чтения употреблялись тексты различных молитв, нравоучений, заповедей. На такое чтение затрачивался еще один год. К письму переходили лишь на третьем году обучения.
Буквослагательный метод догматичен, направлен на механическую зубрежку. Хотя авторы лучших букварей пытались оживить обучение грамоте иллюстрациями и занимательными материалами (например, в «Букваре» Кариона Истомина, изданном в 1694 г., давались слова и картинки на каждую букву, а также нравоучительные стихи, обучение было мучительно, неинтересно и вполне оправдывало поговорку «Корень ученья горек».
Буквослагательный метод не учитывал возраста учащихся: им предлагалось чтение церковных текстов, весьма трудных по содержанию. Срок обучения чтению был длительным. Обучение письму не было связано с обучением чтению. Не каждый мог овладеть письмом. Обычно из десяти мальчиков, отданных дьячку в учение, писал лишь один.
Недостатком метода было и то, что он не опирался на звуки, на звучащую речь, не требовал слитного чтения слога (напомним, что в системе русской графики действует слоговой принцип). Сложное название буквы затрудняло восприятие читаемого звука: глаголь — г. Тексты, как правило, были трудны: в них не учитывалась детская психика. Сразу после изучения слогов дети читали тексты религиозно-нравственного содержания. Письмо было оторвано от чтения.
В начале XVIII в. были упрощены названия букв, они стали называться так, как и в настоящее время. Однако значительных изменений в методику обучения грамоте это не внесло.
Сроки обучения грамоте несколько сократились, когда начали пользоваться слоговым методом. По этому методу учащиеся сначала заучивали буквы, потом слоги, не называя отдельных букв. Этот метод был близок к буквослагательному.
Более поздняя разновидность этого метода устраняла предварительное заучивание названий букв. Ученики повторяли за учителем сначала двухбуквенные слоги без предварительного знакомства с образующими их буквами — ба, ва, га, заучивали их и упражнялись в слитном чтении слогов, т. е. к зрительным восприятиям букв и слогов добавлялись слуховые и речедвигательные упражнения. Для первых упражнений давались отдельные слова, состоящие из знакомых слогов. В букварях была введена система достепенного чтения слов из трех, четырех, пяти слогов.
При обучении этим методом учащиеся не получали необходимых представлений не только о звуковом, но и о слоговом строении слов, не было упражнений на разложение слов на слоги и звуки. В основе этого метода также лежало механическое усвоение элементов грамоты на основе зрительных восприятий. Обучение письму по-прежнему оставалось оторванным от обучения чтению. Тексты для чтения были очень сложны.
2 Потребности массового образования побуждали к поиску новых, более легких методов обучения грамоте, путей экономии времени, ускорения обучения. На смену буквослагательному методу приходят другие, главным образом звуковые, методы, ориентированные на аналитическую, синтетическую и аналитико-синтетическую деятельность учащихся. Создатели новых методик стремились, во-первых, опереться на достижения лингвистической науки, в частности фонетики, во-вторых, обеспечить не просто облегченное и ускоренное обучение, но и придать ему сознательный, развивающий характер. В сущности, XIX век в букваристике явился ареной борьбы новых методов, рассчитанных на сознательное обучение, с косными, механическими традициями букво-слагательного метода.
Если исходной основой в обучении грамоте по буквослагательному и слоговому методам являлась буква, то в звуковых методах такой основой становится звук.
Существует несколько разновидностей звуковых методов.
- В звуковом аналитическом методе к звуку идут делением фразы на слова, слов на слоги, слогов на звуки, т. е. обучение строится аналитическим путем.
- В звуковом синтетическом методе от звука идут к слогу, от слогов — к словам, потом к предложениям. При обучении грамоте используется и аналитико-синтетический метод, когда аналитическая и синтетическая работа сочетаются.
Известный писатель и педагог В. Ф. Одоевский первым из русских деятелей народного просвещения сделал реальный шаг к внедрению в школу звукового метода обучения грамоте. В конце 30-х годов прошлого столетия он опубликовал «Таблицу складов для детских приютов» и наставление к ней. Исходным моментом в обучении грамоте он считал знакомство со звуком и его буквенным обозначением. Далее звуки сливали в слоги, а последние — в слова. Таким образом он разработал звуковой синтетический метод обучения грамоте.
Такого же плана метод выдвинул в конце 60-х годов прошлого столетия прогрессивный русский педагог Н. А. Корф.
Обучение грамоте у него начиналось с изучения отдельных звуков и букв. После ознакомления с несколькими звуками и буквами начиналась синтетическая работа — соединение звуков в слоги и слова: ом, ум, ма, му, ма-ма, му-му. В 40-х годах прошлого века В. А. Золотов и Ф. Д. Студитский распространили метод, впервые примененный в 30-х годах французским педагогом Ж. Жакото. Это был аналитический вариант звукового метода. Обучение начиналось с показа учащимся ряда слов, составленных из букв разрезной азбуки. Ученики запоминали их начертание, затем под руководством учителя делили («раздвигали») слова на слоги, запоминали их по порядку и вразбивку, находили эти слоги в других словах, упражнялись в разложении слогов на звуки, наконец, узнавали обозначавшие их буквы и запоминали последние.
В 1872 г. появилась «Азбука», а в 1875 г. — «Новая Азбука» Л. Н. Толстого.
Они были составлены на основе слого-слухового метода, в котором большое значение придавалось слуховым упражнениям в разложении слогов на звуки и соединении звуков в слоги. Это помогало ученикам овладеть анализом и синтезом.
3 Поиски и споры к середине XIX в. привели большинство букваристов к выводу о том, что, во-первых, звуковые методы обладают преимуществами перед буквенными, так как более соответствуют звуковой природе речи; во-вторых, аналитическая работа (не один лишь синтез) обеспечивает лучшее мыслительное развитие; в-третьих, невозможно далее мириться с раздельным обучением чтению и письму, а также с чтением непонятных детям текстов.
Естественно, что в такой обстановке не могли не появиться звуковые аналитико-синтетические методы. Именно звуковой аналитико-синтетический метод, в различных его вариантах и модификациях, не только получил наибольшее распространение в России, но и выдержал проверку временем : он почти беспрерывно служит школе уже более 100 лет и дает неплохие результаты.
В Западной Европе звуковой аналитико-синтетический метод разрабатывают в XIX в. Грезер, А. Дистервег, Фогель; в России он впервые введен Константином Дмитриевичем Ушинским (1824— 1870).
В 1864 г. было опубликовано «Родное слово» К. Д. Ушинского, где содержалось научное обоснование звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте.
К. Д. Ушинский так определяет задачи занятий по звуковому методу обучения грамоте : 1) приучать глаз и руку ребенка к письму элементов букв, слух — к нахождению отдельных звуков в слове, язык — к отчетливому произношению звуков; 2) приучать детей к тому, чтобы их внимание останавливалось на словах и звуках, чтобы они умели различать и складывать слова; 3) вместе с тем упражнять все способности ребенка, возбуждать его самодеятельность.
Разработанный К. Д. Ушинским метод известен под названием метода «письма — чтения» : письмо, основывающееся на звуковом анализе слов, предшествовало чтению; чтение осуществлялось прежде всего синтетическим путем, т. е. путем соединения звуков в целые слова, и следовало за письмом.
Изучение звуков и букв К. Д. Ушинский строил не в алфавитном порядке: сначала ребенок изучал гласные, потом знакомился с согласными на основе выделения их из слова, в котором все звуки, кроме одного, были ему знакомы.
Ознакомившись с первыми звуками и буквами, ученики писали слова и даже предложения, состоящие из этих букв, например: осы, усы, у осы усы. Смысл написанных слов детям был ясен, и они их свободно прочитывали. Через 10—15 уроков вводился печатный шрифт, и дальше обучение грамоте велось с использованием двух шрифтов — печатного и письменного.
К. Д. Ушинский показал, что в обучении грамоте письмо и чтение органически взаимосвязаны, дополняют друг друга и сообща помогают детям овладевать грамотой.
К. Д. Ушинский показал, что в процесс обучения грамоте необходимо включить анализ живой речи детей. Он разработал конкретные методические приемы, позволявшие детям выполнять звуковые аналитико-синтетические упражнения.
Звуковой аналитико-синтетический метод сделал процесс обучения грамоте актом сознательной деятельности учащихся.
Свой метод обучения грамоте К. Д. Ушинский обосновал данными современной ему фонетики, педагогики и психологии. В настоящее время мы обнаруживаем в его теории отдельные недочеты: не всегда соблюдается нужная последовательность в изучении звуков, недостаточно учитываются трудности их усвоения и др.
Однако в целом система обучения грамоте, разработанная К. Д. Ушинским, была принципиально важным достижением отечественной методики. Обучение грамоте стало интересным и посильным для детей, навыки чтения и письма формировались у них более правильно. Способ «письма — чтения» получил определенное распространение в школе.
4 Наиболее известные продолжатели дела К. Д. Ушинского, авторы букварей и руководств к ним — Д. И. Тихомиров (1844— 1915, В. П. Вахтеров (1853-1924, В. А. Флеров (1860-1919, А. В. Янковская (1883—1964, С. П. Редозубов (1891—1957).
Они изменили этот порядок, руководствуясь стремлением расположить звуки по принципу постепенного нарастания трудности их выделения из слов. Так, йотированные е, я, ё, ю были перенесены на поздний этап; первоначально детям стали давать лишь твердые согласные, мягкие — позднее; взрывные согласные стали изучать позднее, чем сонорные и «длительные», которые можно «тянуть» (такой порядок используется и по сей день).
В конце XIX в. Д. И. Тихомиров и В. П. Вахтеров ввели двухнедельные добукварные звуковые упражнения. Цель этих упражнений — развить слух детей, подготовить их к быстрому и легкому выделению отдельных звуков из речевого потока, научить разлагать его на элементы: на предложения, слова, слоги и звуки, а также синтезировать: соединять звуки в слоги, слоги в слова. В этот же период проводилась подготовка к письму: начертание элементов букв, орнаментов, контуров и пр. Позднее этот этап получил название добукварного периода и отдельными методистами либо сокращался до одной недели, либо продлевался до месяца.
В. П. Вахтеров и Д. И. Тихомиров отказались также от опережающего письма: дети усваивали сначала печатные буквы, а затем — письменные их варианты (принцип единства письма и чтения сохранился).
Как Д. И. Тихомиров, так и В. П. Вахтеров создали свои буквари. «Русский букварь» В. П. Вахтерова, вышедший в 1897 г., выдержал более 50 изданий, «Букварь.» Д. и Е. Тихомировых — более 150 изданий.
В 1907 г. вышел «Новый русский букварь» В. А. Флерова (выдержал более 40 изданий). В нем была разработана строгая постепенность в изучении звуков и букв — от «легких» звуков к «трудным», по их артикуляции и возможности произносить звук отдельно, самостоятельно. Флеров рекомендовал «чтение по подобию» : усвоив чтение слога ма, ученик так же, т. е. «одним дыхательным толчком», должен читать слоги мо, са и т. п. Он усилил слоговую работу: в его букваре помещены слоговые таблицы. Он отрицал необходимость звукослияния, пытаясь ввести принципы «читай, как говоришь» и «читай, что видишь».
Таким образом, к 20-м годам XX в. звуковой аналитико-синтетический метод не только достиг высокого совершенства, но и был самым популярным, самым распространенным методом обучения грамоте в массовой школе.
5 Метод целых слов применялся в советской школе 13 лет — с 1922 по 1935 г., уступив место испытанному, проверенному длительной практикой звуковому аналитико-синтетическому методу.
Согласно методу целых слов, единицей чтения с самого начала становится слово, его графическое изображение воспринимается как идеограмма и лишь впоследствии расчленяется на составляющие элементы — буквы. Дети за первые 2—3 месяца занятий запоминали зрительно, почти без анализа звукового и буквенного состава, до 150 слов. Они воспроизводили их графически, т. е. перерисовывали, читали по общему виду, угадывали по картинкам. Затем начинался буквенный анализ выученных слов: набранное из букв разрезной азбуки слово «раздвигалось» и дети усваивали буквы.
Метод же целых слов не обеспечивал развития фонематического слуха у учащихся, что отрицательно сказывалось на орфографической грамотности.
Огромным недостатком метода целых слов было и то, что его нельзя было отнести к числу развивающих мышление учащихся методов. Этот метод опирался на зрительную, механическую память и в этом смысле был сродни буквослагательному методу. На пути развития методов от догматических к исследовательским метод целых слов, безусловно, был шагом назад.
Таким образом, достоинства метода целых слов намного перекрывались его недостатками, и поэтому советская школа отказалась от него.
6 В 1937 г. Наркомпросом РСФСР утверждены «Буквари» А. В. Янковской и Н. М. Головина, составленные по звуковому аналитико-синтетическому методу. .Эти буквари применялись до 1944 г.
Затем создаются -буквари под руководством С. П. Редозубова, А. В. Янковской («Букварь» АПН РСФСР);
1945 год – буквари С. П. Редкозубова и М. М. Воскресенской
1959 – азбука С. П. Редкозубова и А. И. Воскресенской
В этих букварях и в руководствах к ним не просто восстановлена дореволюционная методика К. Д. Ушинского, В. П. Вахтерова, В. А. Флерова и др., но и внесено много нового: в соответствии с достижениями современной фонетики уточнен порядок изучения звуков и букв, их сочетаний, слогов; в соответствии с психологией чтения, разработанной Т. Г. Егоровым, выделены четыре ступени формирования навыка чтения; приемы аналитико-синтетической работы согласованы с особенностями изучаемых звуков и слогов и пр.
Советские буквари, составленные по звуковому аналитико-синтетическому методу, явились значительным шагом вперед в развитии букваристики. Современная методика обучения грамоте обеспечивает овладение детьми навыком чтения за сравнительно короткий срок — за три месяца с небольшим. Одновременно с навыком элементарного чтения дети развивают свою речь и свое мышление, учатся писать, получают пропедевтические сведения по грамматике и орфографии.