Галина Клевцова
Пути формирования у детей готовности и способности к реализации творческого потенциала в духовной и предметной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Пути формирования у детей готовности и способности к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности»
(форма проведения: круглый стол)
Цель: повышения профессиональной компетенции педагогов по вопросам всестороннего развития творческих способностей воспитанников в процессе духовно-нравственного воспитания.
Задачи:
1. Стимулировать стремление у педагогов воспитывать нравственные ценности у детей через различные виды творческой деятельности
2. Побуждать педагогов создавать условия в группах для развития детского творчества
Публикация «Пути формирования у детей готовности и способности к реализации творческого потенциала в духовной и предметной деятельности» размещена в разделах
3. Повышать заинтересованность педагогов в работе по формированию эстетического вкуса у дошкольников
4. Активизировать работу в МБДОУ по формированию у детей интереса к различным видам искусства
Повестка:
1. Выполнение решений предыдущего педсовета;
2. Аналитическая справка по итогам тематического контроля: «Планирование и организация творческой деятельности в МБДОУ в процессе духовно-нравственного воспитания» (ответственный: старший воспитатель, Клевцова Г. И.);
3. Реализация творческого потенциала детей через восприятие художественной литературы (ответственный: воспитатель, Орлова Н. М.);
4. Методика формирования у детей элементарных представлений о разных видах искусства (ответственный: старший воспитатель, Клевцова Г. И.);
5. Народно-прикладное искусство как средство формирования духовно-нравственных ценностей у дошкольников (ответственный: воспитатель, Дьячкова А. И.);
6. Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством в разных возрастных группах (ответственный: воспитатель, Константинова Е. В.);
7. Обсуждение и принятие решений педсовета (ответственный: старший воспитатель, Клевцова Г. И.)
Ход педсовета:
Вхождение в тему (метод “Ассоциации”)
Коллеги, тема нашего педсовета «Пути формирования у детей готовности и способности к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности». Для начала предлагаю вам легкую «интеллектуальную разминку». У каждой группы (педагоги разбиты на команды предварительно, в соответствии с этим – рассадка в кабинете) на столе находится карточка со словом «творчество» (карточки со словом «творчество», крупноформатные) Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «творчество»? Напишите слова/словосочетания, которые начинаются с букв ключевого слова, при этом они могут представлять любую часть речи.
Т – талант, терпение
В- восторг, великолепие
О- оригинальность, организованность
Р- развитие, результат, развития интуиция
Ч- чувство меры, чувство прекрасного, чрезмерная увлеченность
Е- единство…
С- стремление, сотрудничество, судьба, счастливый случай, соперничество, совершенствование, скорость, способность
Т- труд, тандем
В- вспышка
О-осведомленность, откровенность
(т- труд, терпение, толерантность; в- вдохновение, воображение, восхищение, воспитанность, вежливость, вера; о- оригинальность, одарённость, организованность; р- развитие, разум, радость, разнообразие, речь, результативность, работоспособность, решительность; ч- чувство новизны, чистота, чувство юмора, чёткость, человеколюбие, честность; е- единство целей и действий, естественность; с- сотворчество, созидание, солидарность, счастье, старание, свобода, совесть, стимул, сочувствие, свобода выбора, смелость, справедливость, старательность, самосовершенствование; т- талант, творчество, трудолюбие; в- время, варьирование, виртуозность, внимание, восторг, воля, вариативность, важность, великолепие; о- опыт, озарение, общение, одарённость, образованность, открытие, очарование.)
Ну что ж, очень интересный ассоциативный ряд у нас получился.
2. Аналитическая справка по итогам тематического контроля: «Планирование и организация творческой деятельности в ДОУ в процессе духовно-нравственного воспитания» (Клевцова Г. И.).
В последние годы укоренилось утверждение «У творчески работающего педагога – творчески развитые дети». Еще В. О. Сухомлинский подчеркивал, что только творческий педагог способен зажечь в детях жажду познания, поэтому каждому педагогу необходимо развивать креативность, являющуюся главным показателем его профессиональной компетентности.
Какие они будут, наши дети!
Ведь все это зависит лишь от нас,
И на пороге будущих столетий
Быть может, они будут лучше нас.
Действительно, результат деятельности педагога не измерить общепринятыми мерками, результат нашей деятельности – создание ценностей. Неповторимы дети, обстоятельства, личность самого педагога, и каждое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Педагог по определению не может быть не творческим!
Тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, делает очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Давайте вместе попробуем дать определение понятию «творчество».
Творчество – это все, что нас окружает. Прежде всего, это процесс и результат творческой деятельности: культура, искусство, знание, труд, красота.
Творчество как поиск способов решения нестандартной задачи в условиях неопределенности (Асмолов А. Г., Поддьяков Н. Н.).
В истории философии и психологии творчество рассматривается как:
• а) способность, особенное состояние, черта характера или свойство личности в целом;
• б) процесс, деятельность;
• в) результат, продукт.
Способности – это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности развиваются из задатков в процессе деятельности (в частности, учебной) Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регуляторами, обусловливающими возможность их приобретения.
Творческие способности понимаются как креативность, как «обнаружение нового в постановке и решении проблем».
Творческий потенциал – это профессионально-психологические возможности личности. Он обнаруживается в уровне развития интеллекта, профессионализма и социально-профессиональной направленности.
Составляющими творческого потенциала человека являются его любознательность, постоянство, зрительная и слуховая память, способность абстрагироваться и сосредоточиваться, уверенность в себе и стремление к независимости.
Дошкольный возраст — благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение, активно развиваются личностные качества, а на их основе — способности и склонности.
Основные направления художественно-эстетического развития
Музыкальная деятельность
Изобразительная деятельность
Чтение художественной литературы
И, конечно же, работа в детском саду по приобщению детей к искусству невозможна без владения педагогом методики обучения. Анна Музакировна нам сейчас напомнит о методике ознакомления детей к художественной литературе в младшей группе и расскажет, как с помощью восприятия художественной литературы можно способствовать развитию творческого потенциала детей.
3. Реализация творческого потенциала детей через восприятие художественной литературы (ответственный: воспитатель, Орлова Н. М.).
4. Методика формирования у детей элементарных представлений о разных видах искусства (ответственный: старший воспитатель, Клевцова Г. И.)
«Можно прожить и без рисования. Как и без музыки.
Но это будет неполноценная жизнь»
Ю. Рогозин
Развивать у детей доброту сердца, чуткость души, действенную любовь ко всему прекрасному, художественный вкус, творческое воображение и творческую активность, дать им первые ориентировки в эстетической и художественной культуре народа - одна из главных и трудных задач. Оказать помощь в ее решении может изобразительное искусство. Приобщение ребенка к искусству важно для его эстетического развития, так как при этом приобретается социокультурный опыт. Искусство пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально творческое начало.
От рассматривания иллюстраций в детских книгах мы постепенно переходим к рассматриванию картин художников и знакомству детей с живописью. Картина не только расширяет и углубляет детское представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже застенчивых.
Рассмотрим некоторые аспекты, которые помогут нам методически грамотно сформировать представление детей об этом виде искусства.
Требования, предъявляемые к подбору картин (сюжетные картины)
Младший возраст (3-5 лет)
Содержание картины должно быть детям доступно. На картине должно быть изображено то, что детям знакомо: игры со знакомыми игрушками, некоторые домашние животные, дикие животные. В этом возрасте картина почти никогда не является источником новых знаний.
Композиция картины должна быть простой, т. е. картины одноплановые. Количество персонажей от 1 до 4 .
Старший возраст (5-7лет).
Содержание картин, как правило, детям не знакомо. С помощью картин детей знакомят с тем, что они не могут увидеть. Картина является источником новых знаний.
а) труд взрослых
б) жизнь животных жарких стран.
Композиция сложна, то есть многоплановая. Количество персонажей может быть достаточно большим.
Построение занятия и методика его проведения.
Чтобы правильно и эффективно рассмотреть картину воспитатель должен придумать, какие знания он будет закреплять, какие знания будет давать детям.
Прежде чем знакомить детей с картиной, необходимо подготовить их к восприятию этой картины.
Подготовка к восприятию картины.
Детям предлагается для рассмотрения картина, которую они еще не видели. Картину не вносят в группу заранее, ее показывают детям только после подготовки к восприятию.
Подготовить к восприятию можно с помощью следующих приемов:
Опора на опыт детей – беседа о том, что с детьми происходило.
Опора на знание детей – краткая беседа, уточняющая какие либо знания детей, имеющих отношение к сюжету картины.
Использование небольших поэтических произведений, загадок.
Воспитатель может использовать несколько приемов. После подготовки к восприятию воспитатель произносит фразу - связку для плавного перехода к рассматриванию картины.
Рассматривание картины.
Начинают рассматривать картину с более крупных персонажей, постепенно переходя на мелкие и не возвращаясь к рассмотренному. Если на картине нет крупных персонажей, то рассматривание начинается с персонажа который несет основную нагрузку, если же смысловая нагрузка персонажей одинакова, то начинают с того кто находится на переднем плане.
Приемы при рассматривании картины.
• Вопросы.
• Работа над названием картины, кличками персонажей.
Типы вопросов для выяснения общего смысла картины.
Что вы видите на картине? Например (на картине дети)
Что делают дети? (Играют с кубиками)
Вопросы о главном персонаже с которого рассматривается картина.
Например, а как играет мальчик в синей футболке? Мальчик складывает в кубики в грузовик. Он хочет отвезти их на стройку.
Вопросы, требующие сопоставление фактов и простейшего вывода – это вопросы поискового характера: откуда, зачем, почему.
Эти вопросы заставляют детей думать, размышлять, внимательно всматриваться в картину. Они требуют распространенных, а не кратких ответов, поэтому в большой степени способствуют развитию речи детей.
Вопросы для перехода от одного персонажу к другому. Итак, мы рассмотрели – как мальчик играет, а что делает девочка?
Вопросы для перехода за пределы изображенного – (что было до этого, что будет потом, вопросы о предшествующих и последующих событиях на изображенных на картине задаются в старшем возрасте. В младшей и средней группе такой тип вопросов формируют очень просто.
Как вы думаете, что говорит мальчик?
Что говорит девочка?
Занимаясь с детьми 3—4 лет, важно, прежде всего, привлечь их внимание к картине. Один из приемов, при помощи которого можно заинтересовать малыша содержанием картин, это предложить ему поставить себя на место того ребенка, который является действующим лицом в картине. Ребенок становится героем интересного для него события и с увлечением начинает рассказывать про самого себя.
Работа над названием картины.
Она проходит только после вопросов. В младшей и средней название говорит сам воспитатель.
В старшей и подготовительной группе детям предлагается самим придумать название картины или воспитатель предлагает детям из нескольких вариантов один более точный.
Ребята с именами и кличками.
В младшей и средней группе этот прием помогает приблизить персонажи к детям. В старшем дошкольном возрасте этот прием следует использовать редко, как правило, дети придумывают имена: клички животных. Детей нужно учить рассказывать о персонажах так, чтобы слушатели его сразу узнали. В конце рассматривания воспитатель говорит фразу, которой подводит итог.
Н-р. Сегодня мы узнали, как Таня и Саша играют. После рассматривания воспитатель предлагает послушать, что они рассмотрели. Очень важно практиковать повторное рассматривание картин: знакомое произведение вызывает оживленные высказывания; в нем отмечаются те стороны и детали, которые не были замечены в первый раз.
В средней группе начинаем знакомить детей с живописью и профессией художника, с понятием «живопись», как вид искусства.
Рассказываем о технике исполнения живописи: масляная, акварельная, пастельная. Знакомим с жанрами пейзажа, натюрморта, портретной живописью.
Старшие дошкольники приобретают умение воспринимать произведения различного содержания, а не только те, в которых имеется занимательный сюжет, изображено какое-то действие. У детей этого возраста достаточно развита любовь к природе, и они с интересом относятся к пейзажу, определяют, какое время года изображено, что характерно для осени и весны, какие краски выбрал художник для их передачи, как изображены зимний холод, вьюга, осенний ветер.
В старшей группе знакомим с произведениями живописи И. Шишкина, И. Левитана, В. Серова, П. Кончаловского и др. с изображениями родной природы в картинах художников.
Беседы с детьми направлены на более глубокое понимание событий, изображенных в картине: дети не только рассказывают о том, что изображено, но и как изображено. Этому воспитатель учит детей с помощью образца рассказа.
Рассказ воспитателя по картине должен быть по возможности образным, выразительным, чтобы поднять интерес у детей, создать определенное настроение. Воспитатель подводит детей к умению сравнивать одну картину с другой. Старшие дошкольники способны к некоторому сравнительному анализу.
Например, показав детям картины И. Левитана «Март» и А. Саврасова «Грачи прилетели», воспитатель спрашивает, где, по их мнению, изображена ранняя и где поздняя весна. «Здесь грачи уже вьют гнезда, — говорит один мальчик, показывая на картину А. Саврасова, — а здесь, — показывает на картину «Март», — еще ни одной птички не видно, и тут снегу много, а там он весь потемнел, тает, на крышах снега совсем нет».
Вопрос воспитателя: «На какой картине изображен солнечный день?» — направляет внимание детей на колорит картины — сочетание красок, характерное для весеннего дня. Затем педагог просит детей рассказать о цветовых сочетаниях, передающих пасмурный день в картине «Грачи прилетели».
Беседа может начаться с рассказа самого воспитателя о картине. Затем путем вопросов он привлекает и детей к активному выражению своих впечатлений. В других случаях, когда у детей развито умение рассматривать картины, и воспитан интерес к ним, беседа прямо начинается с вопросов к детям. Проведя беседу по картине, воспитатель в заключение высказывает свое суждение о ней в понятной и интересной для детей форме, обобщая их высказывания.
В подготовительной группе расширяем знания детей об изобразительном искусстве, развиваем художественное восприятие через произведение живописи И. Шишкина «Рожь», «Утро в сосновом лесу», И. Левитана «Золотая осень», «Март», «Весна. Большая вода»; А. Саврасова «Грачи прилетели»; А. Пластова «Полдень», «Летом», «Сенокос»; В. Васнецова «Алёнушка», «Богатыри», «Иванушка-Царевич на сером волке» и др.
Рассматривание сопровождается вопросами к детям, беседой, самостоятельными высказываниями детей, рассказом воспитателя, чтением стихов и отрывков из прозаических произведений.
Практическая деятельность воспитателей (педагоги делятся на две команды). Разработать фрагмент занятия «Рассматривание картины…» для второй младшей («Едем на лошадке») и старшей группы («Снегурушка» Васнецова).
5. Народно-прикладное искусство как средство формирования духовно-нравственных ценностей у дошкольников (ответственный: воспитатель, Дьячкова А. И.).
6. Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством в разных возрастных группах (ответственный: воспитатель, Константинова Е. В.).
Игра «Перевёртыши» (строки из пословиц и поговорок наоборот; нужно правильно отгадать пословицу или поговорку)
• «Счастье перемещается кучами». (Беда не ходит одна.)
• «Уйти от новой стиральной машины». (Остаться у разбитого корыта.)
• «Лысина – мужское безобразие». (Коса – девичья краса.)
• «На полицейском валенки мокнут». (На воре шапка горит.)
• «Ниже пяток не опустишься». (Выше головы не прыгнешь.)
• «Уговори умного к черту послать, так и нога заживет». (Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет.)
• «Безделью часы – слезам год». (Делу время – потехе час.)
• «Начал развлекаться – трусливо сиди дома». (Кончил дело — гуляй смело.)
7. Обсуждение и принятие решений педсовета.
Решение педсовета.
1. Считать предыдущие решения педсовета выполненными в полном объеме;
2. Принять к сведению информацию по итогам тематического контроля, исправить недостатки, выявленные в ходе тематического контроля, и учесть данные рекомендации;
3. Совершенствовать работу по приобщению дошкольников к художественной литературе (срок исполнения: постоянно, ответственные: воспитатели всех возрастных групп);
4. Изучать и внедрять в практику современные методы и способы развития творческой деятельности дошкольников (срок исполнения: постоянно, ответственные: воспитатели всех возрастных групп);
5. Продолжать формировать у детей основы духовности и патриотизма посредством народно-прикладного творчества, используя разнообразные педагогические технологии (срок исполнения: постоянно, ответственные: воспитатели всех возрастных групп);
6. Пополнить и обогатить предметно-пространственную среду в центрах художественно-эстетического развития изделиями народно-прикладного искусства (срок исполнения: до 01.04.2021 г., ответственные: воспитатели всех возрастных групп).