Светлана Даньшина
Сценарий осеннего фольклорного праздника «Здравствуй, батюшка Покров!» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 1 Белоглинского района»
Сценарий осеннего
фольклорного праздника
«Здравствуй, батюшка Покров»
для детей старшего дошкольного возраста
Воспитатели:
Даньшина С. Е., Гощук Т. И. ,
Чистякова Н. В.
Краснодарский край, с. Белая Глина
2013 г.
Публикация «Сценарий осеннего фольклорного праздника „Здравствуй, батюшка Покров!“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Осень. Фольклорные праздники ярмарки, посиделки
- Покров день. 14 октября
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» февраль 2014
Цель: приобщение детей к народным традициям празднования Покрова Дня.
Задачи: познакомить с народными традициями, пословицами и поверьями на Покров, способствовать формированию уважительного отношения к традициям родной культуры, любви к Родине; стимулировать интерес к духовному богатству русской земли, ее культуре, прививать уважение и любовь к обычаям наших предков, способствовать развитию внимания, памяти, мышления, двигательной активности через игру и музыкально-ритмические движения.
Вид: совместная деятельность (развлечение) познавательной направленности с элементами фольклора.
Оборудование:
Оформление зала: украсить половину зала осенними листочками (бум., вторую половину – снежинками (бум, на центральной стене повесить плакат «Здравствуй, Батюшка-Покров!»
Действующие лица: Ведущий 1, Ведущий 2, Леший.
Ход ПРАЗДНИКА:
Зал празднично украшен.
Звучит р. н. мел. «Светит месяц». Вед 1 вместе с детьми, одетыми в русские народные костюмы, входят в зал с веселой пляской. Садятся на стулья. Музыкальный руководитель (Вед 2) встречает гостей.
Вед 1: Здравствуйте, ребятушки, гости!
Пожалуйте к нам, милости просим!
Будьте как дома, не стесняйтесь,
Радуйтесь празднику забавляйтесь!
- А праздник у нас сегодня на пороге (обращается к детям) – Покров День. Самый большой праздник осени на Руси, когда должен быть убран весь урожай. Говорили на селе: “На Покров последний сбор плодов”.
Вед 2: Посмотрите, ребята, как украшен наш зал – с этой стороны осенний листья, а с другой – снежок. Это неспроста. В народе говорят: «На Покров с утра осень, после обеда - зима».
Вед 1: Да что говорить, хотите не только послушать, но и посмотреть, что за праздник такой – Покров? (Да)
Тогда посидим рядком, да поговорим ладком.
Праздник нынче к нам пришел, батюшка-Покров!
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Звучит фоном спокойная р. н. м. (по выбору муз. рук.)
1 СЛАЙД: С Покрова начинаются первые заморозки. В народе говорят: «Покров – первое зазимье». Называли праздник так оттого, что «На Покров земля покрывается — где листком, где снежком», «На Покров до обеда осень, а после обеда — зимушка-зима».
2 СЛАЙД: С полей и огородов убирали весь урожай, готовили землю к зимовке.
3 СЛАЙД: И в доме наводили порядок. В народе говорят «Чини избу до Покрова, а то не будет тепла». Чтобы зиму в тепле провести, люди избы конопатили (утепляли, забивали щели) да приговаривали: «Батюшка Покров, покрой нашу избу теплом, а хозяина добром!». С появлением первых заморозков впервые затапливали печи, мыли полы и стены, просили: "Покров, натопи избу без дров!"
4 СЛАЙД: Как пришел Покров – конец хороводам, начало посиделкам. Девушки собирались по вечерам прясть, вышивать, вязать, а кавалеры рядом с ними сидели, на них поглядывали да веселили их. А девицы-красавицы тайком просили: "Покров-батюшка, одари землю снежком, а меня женишком".
5 СЛАЙД: Считалось, что если весело Покров проведешь - дружка найдешь. Поэтому на Покров начинали играть свадьбы. Вот уж были звонкими да веселыми последние покровские хороводы! А давайте и мы с вами повеселимся да песню хороводную заведем.
Вед 1: Поднимайся, народ,
Собирайся, народ,
На Покров в последний раз
Заведем мы хоровод.
• РУС. НАР. ХОРОВОД «НА ГОРЕ-ТО КАЛИНА».
Дети садятся по кругу на пол
Вед 2: А еще в октябре начинались покровские ярмарки. Присядьте на коврик, отдохните, а я вам расскажу про ярмарку покровскую.
Была я нынче на ярмарке,
Покровской, осенней!
Уж на ярмарке веселье!
Там и пляшут и поют
И товары продают.
Не товар, я загляденье,
Нужно для того уменье!
Велика Россия наша
И талантлив наш народ.
О Руси родной, умельцах
На весь мир молва идет.
Я по ярмарке ходила,
Угадайте, что купила?
• ЗАГАДКИ
Слушайте дальше.
1. Возьмешь ее – ешь кашу понемножку.
Но это не простая, а расписная (ложка).
Это – хохломская ложка (показывает). Мастера этого дела красили деревянную посуду черной краской, а потом расписывали ее разными узорами – цветами, ягодами, листочками. И еще украшали такую роспись золотой краской.
Слушайте дальше.
2. Любит есть морковку,
Убегает ловко.
Смотрит, где лисица,
Сам себя боится.
Кто это? (Зайчик). Это игрушка-забава. Умелые мастера делали ее из дерева и со специальным механизмом, поэтому игрушечные детали двигались, стучали, поворачивались, что очень нравилось маленьким детям.
И последняя загадка.
3. Известен повсюду,
Красавицам нравится,
Город Павловский-Посад
Издавна им славится.
Что это, ребята? (достает платок, дети отвечают: «Платок!»).
Это - павлопосадский платок, посмотрите, какой красивый расписной.
Вед 1: Давайте с этими подарками поиграем? (Вед 1 проводит игры, Вед 2 следит за музыкальным сопровождением).
• ИГРА С ПЛАТОЧКАМИ «НАЙДИ ПАРУ».
Дети (8-10 чел.) становятся в круг, берут платочки за два конца, в расправленном виде показывают их друг другу и произносят слова: «Раз, два, три, платочек покажи!». Платочки должны быть разными - 4-5 видов, по два каждого вида. Затем дети прячут за спину платки и под музыку свободно «гуляют» по залу. По остановке музыки дети должны сориентироваться – расправится платочек перед собой и найти свою пару. Тот, кто последний находит свою пару, танцуют с платочками «Барыню», остальные хлопают в ладоши. (Игра проводится по 1 разу с каждой группой детей)
Вед 1: А теперь давайте поиграем с зайчиком. Становитесь все в круг. Посчитаемся, кто будет зайкой.
Раз, два, три, четыре, пять,
Негде зайчику скакать,
Всюду ходит волк, волк,
Он зубами щелк, щелк!
• ИГРА «ЗАЙКА В ОГОРОДЕ»
Дети стоят по кругу, зайчик скачет внутри круга в противоположном хороводу направлении.
Есть у нас огород
Там капуста растет.
Вот такой вышины,
Вот такой ширины.
Серый зайка прискакал
И капусту увидал,
Хочет он ее сорвать
И с капустой убежать.
Раз, два, три! Капустка беги! Идут по кругу, взявшись за руки
Останавливаются, поднимают руки вверх
Разводят руки в стороны
Зайка останавливается возле ребенка – это «капуста», «хватает» капусту руками, «капуста» пугается, прижимает ладоши к щекам и качает головой.
Выходят за круг, становятся спиной друг к другу.
Бегут по кругу в противоположных направлениях. Кто быстрее прибежит на место, тот становится в круг, а кто опоздал, тот -зайчик.
Вед 1: Понравилось вам играть?
Устали ваши ручки-ножки.
Отдохните вы немножко.
Вед 1: Оказывается, ребята, на Покров хозяйки пекли особые тонкие блины - блинцы. Первый блин разламывали на четыре части, которые раскладывали в четырех углах избы -"запекали углы" - и просили домового, чтобы он не пускал в избу холод. Давайте и мы песенку споем про блины, чтобы наш домовой холод в детский садик не пускал. А если возьмем ложки хохломские с покровской ярмарки – будет еще веселее.
Проходи, народ честной! С нами песню дружно пой!
• РУС. НАР. ПЕСНЯ «БЛИНЫ»
Вед 1: А еще на Покров люди устраивали последний сбор грибов и спешили скорее домой, потому что, по поверьям, в этот день в лесу находиться допоздна было опасно – люди говорили, что перед уходом на зимнюю спячку там Леший хулиганит.
Раздаются настораживающие звуки, появляется Леший
Домовой: Кто шумит, мне спать не дает!
Вед 1: А сам-то, кто будешь такой?
Как звать тебя, гость дорогой?
Вед 1: Я – Леший, хозяин лесов. Чего так расшумелись?
Вед 1: Леший не сердись, просто мы сегодня Покров отмечаем.
Леший: Ах, вот оно что. Тогда напоследок перед зимней спячкой мне хочется с вами поиграть.
• ИГРА «ЛОВИШКА». Леший с закрытыми глазами ловит детей.
Леший: Какие молодцы. Ой, заигрался я с вами. Пора мне в лес. Ведь на Покров каждый приличный леший должен веток наломать, повыть малость да и провалиться под землю до весны. (Воет) У-у-у-у!
Вед 1: Постой Леший, всех детей распугаешь. Лучше давай мы тебе песню споем, про пироги.
Леший: Хорошо, хорошо! Я пироги о-о-о-чень люблю! (Поглаживает живот)
• ПЕСНЯ «ПИРОГИ».
Леший: Здорово у вас было, порадовали пирогами. Примите же и от меня гостинец – шишки да грибочки из моего лесочка, да не простые – печеные. Ну а мне пора!
Прощается, уходит, подвывая песенку про пироги.
Вед 1: Вот и подошел к концу наш праздник.
Желаю всем добра,
Золота и серебра.
Пышных пирогов,
А вам – печенье!
Примите угощенье!
Вед 2: Угощайтесь, ребята, гостинцами, да радуйтесь Покрову-батюшке!
Под веселую р. н. м. воспитатели с угощениями уводят детей в группы.