МААМ-картинки

Сценарий ООД по знакомству с жизнью и бытом русского народа «В гости к хозяйке Матрене» для старших дошкольников (5 фото)

Оксана Александровна
Сценарий ООД по знакомству с жизнью и бытом русского народа «В гости к хозяйке Матрене» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Сценарий ООД по знакомству с жизнью и бытом русского народа,

для детей старшого дошкольного возраста.

Тема: В гости к хозяйке Матр

Публикация «Сценарий ООД по знакомству с жизнью и бытом русского народа „В гости к хозяйке Матрене“ для старших дошкольников» размещена в разделах

Сценарий ООД по знакомству с жизнью и бытом русского народа «В гости к хозяйке Матрене» для старших дошкольников

не.

Цель: познакомить детей с жизнью и бытом русского народа.

Задачи:

познакомить со старинным способом глажения белья с помощью рубеля и скалки;

закрепить знания детей о кухонных принадлежностях: чугунок, горшок, сито, самовар;

• развивать воображение, наглядно образное мышление;

• обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами;

• воспитывать любознательность, интерес к русскому быту и фольклору, уважительное отношение к предметам старины, к народной мудрости, расширять кругозор детей.

Материал: группа оформлена под деревенскую избу. Сундук, русская печка, дрова, деревянный стол и лавки, самовар, чугунок, горшочек глиняный, сито, скалка, рубель, утюг современный, утюг железный- старинный, ткань-2м., 2 красные ленточки. Проектор, ноутбук, аудиокассета с записью русской народной мелодии.

Листочки с заданием, простые карандаши, деревянные ложки по 2 на каждого ребёнка, пряники.

Ход ООД:

Слайд 1 Педагог встречает детей в русском костюме в импровизированной избе.

Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог – хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома. Заходите, заходите, На убранство поглядите.

По ходу осмотра детьми интерьера, Хозяюшка объясняет, комментирует всё убранство и оформление горницы.

«Уж ты печка – сударыня, помоги нам боярыня, ты согрей, испеки, в дом здоровье принеси!». Сундук, самовар, рукоделие – вышивка: узоры бранные, холст на рубашечку, вязаные носочки из овечьей шерсти.

Присаживайтесь на скамейки. Сядем рядком, да поговорим ладком.

В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.

Как вы думаете, для чего человеку нужен дом? (Ответы детей)

Слайд 2. Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. И мы приходим домой отдохнуть и набраться сил. Из чего раньше могли построить дом? (Ответы детей).

Слайд 3. Дома строили из дерева - лиственницы. Когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Строили дома и из сосен, но нижние брёвна старались класть из лиственницы. В таком доме всегда пахнет смолой. В нём тепло зимой, когда за окном мороз и вьюга.

А как вы думаете, что в избе было самым главным? (Ответы) Послушайте, да отгадайте мою загадку: Летом спит, зимой горит. Рот открывает, что дают – глотает. (ПЕЧЬ)

Слайд 4 Печь – это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали дети и старики, сушили одежду. Как встанет поутру хозяйка, первым делом начинает растапливать печку. Печка деревенская кормилица. Почему так говорят?

В русской печи готовили щи, каши, пекли хлеб, пироги и булочки. Были в доме предметы, без которых в хозяйстве не обойтись. Какие же предметы находились в русской избе?

Хватит, молча гостевать – пора загадки отгадать. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь отгадать. Правильный ответ появиться на экране.

1. Выпускает жаркий пар

Древний чайник….(Самовар….

Слайд 5 За самоваром собиралась вся большая семья, пили чай, с мёдом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта.

2. Новая посудина, а вся в дырках. (Сито…. Для чего этот предмет?

Слайд 6 Ситом просеиваю муку, и тогда тесто получается пышное и мягкое.

Посмотрите внимательно на экран и догадайтесь, что там спряталось? (Чугунок)

Слайд 7 А здесь, от какого предмета видна часть? (Горшочек)

Слайд 8 Главной кухонной посудой был горшочек и чугунок это предшественники кастрюли, супницы, сахарницы, чайника. Что варили в горшочке? (Ответы детей)

В горшочке и в чугунке варили щи, каши, кипятили воду. В горшках не кисло молоко.

Всех кормлю с охотою, а сама безротая. (Ложка)

Слайд 9. В крестьянской семье у каждого была своя ложка,

Слайд 10 которую вырезали из дерева. И гости всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит».

Ложкой не только ели, на ложках играли и пускались в пляс.

А вы хотите поиграть на ложках и потанцевать под народную музыку?

Слайд 11 Дети играют на ложках и танцуют. (В это время выставляется сундук)

Ой, детушки, посмотрите, что у меня здесь стоит? (Сундук)

Открываю сундук, достаю холст

По-старинному ткань называлась холстом? Это холст. Чудесный холст я выткала. Что это, ребята? Повторите (сначала хором, затем индивидуально 3-4 ребёнка).

Хватит ли этой ткани на рубаху и на скатерть. Был такой обычай в русских деревнях – растягивать ткань, чтобы её больше стало. Я знаю одну старинную народную игру. Когда я была маленькой девочкой. Мы весело в неё играли. Хотите, и вас научу в неё играть? Игра называется «Тяни холсты». Это народная игра. Будем вот этот холст тянуть. Чья команда перетянет на свою сторону холст подлиннее, та и выиграла. Если в доме будет много ткани, то и вся семья будет одета. Ведь из ткани получаются славные рубашечки! Выходите. А теперь нам нужно в две команды объединиться.

Привязываю на холст алую ленту посередине и кладу поперёк алую ленту на пол «заступ», сворачиваю его жгутом. Дети, объединившись в две команды, берутся за противоположные концы ткани.

Тяни холсты, Потягивай,

В сундук скорей накладывай!

Тяни холсты, Тяни, тяни

На рубашечку, на скатёрочку!

Тяни, тяни, Потягивай!

С последним словом Матрёна хлопает в ладоши, дети начинают перетягивать. Повторяется название этой народной игры с детьми. Матрёна разворачивает холст, рассматривает его.

Вот как мы играли весело, что холст наш очень мятым стал. А как вы считаете, можно ли из мятой ткани рубашки кроить? Что нам надо сделать, чтобы исправить холст? (Погладить). Правильно.

Чем будем гладить? (Утюгом).

Ребята, а как вы думаете, если вдруг не будет электричества и современный утюг не сможет нагреться, чем тогда нам можно выгладить бельё? (Рассуждения детей) А у меня в избе нет утюга.

Хотите, я расскажу и научу вас гладить бельё без электрического утюга, как гладили в старину?

Вот это, ребятушки, тоже утюг, только очень-очень старинный. А называется он рубель.

Повторите его название хором. А к нему всегда нужна (показываю скалку) как вы думаете, что это? (скалка). А кто знает, из чего они сделаны? (из дерева, они деревянные).

Рубель и скалка тоже для того, чтобы гладить бельё

(передаю их детям в руки для рассматривания)

А ещё рубелем можно было стирать бельё, вот так тереть бельё о ребристую поверхность.

Из каких частей состоит рубель? (ручка, ребристая и гладкая поверхности). А скалка? (гладкая, круглая, деревянная поверхность). Посмотрите, у скалки тоже гладкая поверхность, как и у других утюгов. А что ещё можно делать скалкой? (раскатывать тесто).

Может быть, кто-то из вас знает, как гладят бельё рубелем? Попробуйте. (Дети пробуют, предлагают свои варианты)

Я вам сейчас покажу. Нужно холст намотать на скалку и водить по ней рубелем взад-вперёд (демонстрирую). Тогда бельё становится ровным и мягким.

А кто хочет попробовать рубелем поработать?

Легко, или тяжело гладить рубелем бельё?

по ходу практической деятельности детей комментирую, проговаривая народные пословицы «Без труда не вынешь и рыбки из пруда». «Терпенье и труд всё перетрут».

Затем разматываем холст:

Каким стал холст? (ровным). Ну, вот теперь можно мне и рубашечки моим детишкам выкроить и сшить. Ну что же, хорошо мы времечко провели, даже холст погладили.

Ой, что-то мы заговорились. Пора нам поразвлечься.

Поспела новая игра!

Нелёгкое задание!

За дело взяться нам пора

И проявить старание!

Есть у меня для вас задание. Раскрасьте предмет, в котором в старину варили щи, кашу, кипятили воду.

Выполняют задание «Раскрась отгадку». Дети раскрашивают чугунок.

Что вы раскрасили? (ЧУГУНОК) Молодцы!

А это вам от меня угощение –

Вот вам пряники русские,

Сладкие да вкусные,

К чаю ароматному

Угощенье знатное!

Приглашаю вас помыть руки и присесть за стол, попить чай у самовара с пряниками.

Звучит народная весёлая мелодия. Пьём чай с пряниками у самовара.

Фото «В гости к хозяйке Матрене»
Сценарий ООД по знакомству с жизнью и бытом русского народа  для старших дошкольников - фото
Фото №1 Сценарии праздников Фото №2 Развлечения досуги утренники Сценарий ООД по знакомству с жизнью и

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Пасха в гости к нам пришла». Сценарий развлечения для старших дошкольников«Пасха в гости к нам пришла». Сценарий развлечения для старших дошкольников Ведущая: Ребята! Сегодня мы поговорим с светлом и радостном празднике – о Пасхе! (Слайд 1) Пасха – самый важный и торжественный христианский.

Сценарий праздника «Традиции и обычаи русского народа» Цель: знакомство с традициями русской народной культуры. Задачи: -формировать уважение к традициям на Руси; -развивать музыкально-игровое.

Опыт работы детского сада по приобщению дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа Доклад «Епархиальные Варнавинские чтения» Добрый день! Совсем недавно православные отмечали праздник Сретение Господне – встреча человека.

Фотоотчет об открытом занятии по ознакомлению с окружающим миром «Знакомство с жизнью и бытом эвенков»Фотоотчет об открытом занятии по ознакомлению с окружающим миром «Знакомство с жизнью и бытом эвенков» Мы живем в селе, где живут люди разных национальностей. Большинство из них жители коренных малочисленных народов Севера-эвенки. Чтобы дети-эвенки.

Ознакомление детей дошкольного возраста с охотничьим бытом народа Саха. Конспект открытого занятия в подготовительной группе Тема: Ознакомление детей дошкольного возраста с охотничьим бытом народа Саха. С духом охоты "Байанай". Цель: Развитие физических способностей.

Конспект занятия в средней группе «Знакомство с традициями и бытом русского народа» с детьми средней группы МБДОУ «Токский детский сад» Воспитатель: Гуртовая Олеся Юрьевна. Цель: приобщение детей к истокам русской культуры; знакомство детей с жизнью,.

Конспект занятия «Знакомство с жизнью и бытом сибирских татар» «Знакомство с жизнью и бытом сибирских татар». Конспект занятия по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа «Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа». на 2018-2019 учебный год. Кокорина.

Мини-музей по ознакомлению с традициями и бытом башкирского народаМини-музей по ознакомлению с традициями и бытом башкирского народа В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В ДОУ решаются задачи по раннему.

Значение уголка «Русский быт» в ознакомлении дошкольников с культурой и традициями русского народаЗначение уголка «Русский быт» в ознакомлении дошкольников с культурой и традициями русского народа Знакомство детей с традициями и бытом русского народа без погружения в атмосферу и национальный быт всегда дает лишь поверхностное знание,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий ООД по знакомству с жизнью и бытом русского народа «В гости к хозяйке Матрене» для старших дошкольников
Опубликовано: 11 ноября 2019 в 16:03
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий ООД по знакомству с жизнью и бытом русского народа «В гости к хозяйке Матрене» для старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Александровна (УИ 23358) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД