Екатерина Куренкова
Сценарий образовательной ситуации по ознакомлению с художественной литературой для старшей группы «Незнайка-Фантазёр»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий образовательной ситуации по ознакомлению с художественной литературой для мальчиков старшей группы
«Незнайка Фантазер»
(Чтение рассказа Н. Носова «Фантазеры»)
Тип образовательной ситуации : открытие нового знания
Интеграция образовательных областей :
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
Провела воспитатель
Публикация «Сценарий образовательной ситуации по ознакомлению с художественной литературой для старшей группы „Незнайка-Фантазёр“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литературные сценарии
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2022
Куренкова Екатерина Павловна
МОУ начальная школа – детский сад № 115
г. Ярославль
апрель 2014 года
Цель: формирование представления о понятиях «ложь» и «фантазия» с помощью рассказа Н. Н. Носова «Фантазеры».
Задачи.
Образовательные.
• Сформировать представления о понятиях «ложь» и «фантазия».
• Продолжать знакомить дошкольников с творчеством детского писателя Н. Носова.
• Формировать умение выражать своё отношение к прочитанному
произведению.
• Закрепить умение давать краткие и развернутые ответы на вопросы по тексту.
• Совершенствовать умения рассуждать о поступках героев, понимать мотивы их поведения.
• Поощрять желание детей сочинять небольшие фантастические истории.
•
Развивающие.
1. Развивать
• чувство юмора,
• творческое изображение,
• наглядно – образное мышление,
• ассоциативное мышление
• зрительное внимание,
• память,
• воображение,
• причинно – следственные связи,
• диалогическую речь.
2. Поддерживать творческую индивидуальность мальчиков.
Воспитательные.
• Воспитывать интерес к произведениям художественной литературы.
• Создать условия для формирования у мальчиков
уверенности в своих силах,
чувства товарищества,
взаимовыручки.
Предварительная работа.
1. Знакомство с понятиями «писатель», «автор», «сказочник».
2. Чтение рассказов Н. Носова «Шляпа», «Мишкина каша», рассматривание и рисование иллюстраций к рассказам.
3. Чтение стихотворения Б. Заходера «Моя Вообразилия».
4. Беседа - рассуждение на тему «Фантазии».
Демонстрационные материалы.
1. Кукла Незнайка (из картона).- 1 шт. (А3)
2. Сборник рассказов Н. Носова (большая книга 30 х40 см).
3. Иллюстрации к рассказу Н. Носова «Фантазёры» : - 7 шт (А5)
4. Картинки из рассказа Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо»
5. Сюжетные картинки «ложь» и «фантазия»
6. Картинки для составления предложений. – 9 шт (А5)
Раздаточные материалы.
1. Картинки для составления предложений:
Ход образовательной ситуации.
1. Введение в ситуацию.
(«хочу – могу – надо»)
Цель: создание интересной мотивации к деятельности.
Требования:
• ситуация, включающая детей в игровую деятельность;
• обращение к личному опыту детей;
• создание условий для возникновения у воспитанников потребности включения в деятельность.
интересная и увлекательная ситуация, включающая детей в игровую деятельность
обращение к личному жизненному опыту детей, который подходит по содержанию к детской цели всего занятия (Для этого воспитатель, включает детей в беседу, обязательно личностно значимую для них, связанную с их личным опытом, что позволяет плавно перейти к сюжету с которым будут связаны все последующие этапы)
создание условий для возникновения у воспитанников внутренней потребности включения (хочу-могу-надо) в деятельность (ребёнок должен захотеть принять участие в игровой ситуации, в этой игре у ребёнка не должно возникать затруднения).
дети фиксируют в речи «детскую цель»
Приёмы
• Создать условия для внутренней потребности (мотивации) у ребенка (надо – хочу - могу)включения в деятельность.
• Создать атмосферу доверия (расположение детей, зрительный контакт, эмоциональная сопричастность педагога и т. д.)
• Организовать побуждающий или подводящий диалог (грамотно, логично)
• Создать в ребёнке ощущение в том, что он сам принял решение включиться в деятельность (в этом мастерство педагога)
• Дать понять голосом, взглядом, позой, что педагог верит в них
• Создать проблемную ситуацию, побуждающую детей к мотивации
• Сохранить взятую «сюжетную» линию не забыть, не «бросить» по ходу занятия.
«надо» – формирование детской цели – помочь кому - либо, спасти, найти что-либо, узнать что-то новое для себя).
«хочу» – мне интересно, сам хочет помочь, узнать….
«могу»- я многое уже знаю и умею
Д (стоят.)
Мальчики, у нас сегодня гости. Подойдите, поздоровайтесь, представьтесь, как вас зовут, и спросите, как зовут гостей.
Теперь подойдите ко мне, встанем в круг.
Мальчики встают в круг.
Мальчики, вам читают дома книги? (Читают.) (Мне мама читает сказки.) (Я с бабушкой читаю рассказы о природе.)
Какие художественные произведения вы любите? (Я люблю сказки., (Мне нравится слушать рассказы о животных., (Я люблю стихи.).
А вы знаете, кто сочиняет сказки? (Сказки сочиняют сказочники.) (Сказки сочиняет народ.).
А кто пишет рассказы? (Рассказы пишут писатели., (Авторы.)
Сегодня я приготовила для вас новое произведение уже знакомого вам автора.
Слышен плач. Незнайка.
Незнайка : У…у…у…у.
Кто это! (Это же Незнайка.)
Давайте спросим у него, что случилось? (Незнайка, скажи нам, что у тебя произошло)
Н. – Я учусь в школе «вежливых наук». Мы там много читаем и изучаем много интересного.
Почему же ты плачешь?
Н. -Мне задали домашнее задание, а я с ним справиться не могу. Мне сказали, что надо разобраться, что такое хорошо, что такое ложь и что такое фантазия
Да, Незнайка, это задача не простая, но надо разобраться, что такое хорошо, что такое ложь и что такое фантазия
Мальчики, поможем разобраться Незнайке? (Поможем.)
Мальчики, вы уверенны, что сможете помочь Незнайке? (Сможем., (Справимся.)
Почему вы так уверены, что сможете помочь? (Мы дружные.) (Вместе мы справимся.).
2. Актуализация знаний.
Д (проходят к столам - партам)
Цель: выделение важных знаний у детей, необходимых для открытия нового знания.
Требования:
• актуализация изученных способов действий и знаний, достаточных для построения нового знания;
• тренировка соответствующих мыслительных процессов, соответствующих данному вопросу
каким способом будет открываться новое знание, такой же способ или похожий и в актуализации
Для того чтобы отправиться в школу «вежливых наук» нужно дружно встать на ноги, топнуть, прыгнуть, не упасть, крепко – крепкозакрыть глазки и в волшебный мир попасть.
На партах лежат карточки, по 2 на каждого ребенка.
Н. – Вот оно моё задание!
Мальчики, предлагаю вам разделиться на пары. Вы должны обсудить и принять решение о правильном ответе. Договориться кто из вас будет выбирать картинки, кто будет отвечать.
Дети делятся на пары.
Н. – Надо разложить карточки под смайликами. Под смайликом веселым надо поместить хороший поступок, а под недовольным- плохой поступок.
Мальчики, вы поняли задание? Возьмите картинки, определите их место. (Дети выполняют задание с картинками из рассказа Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо»)
Если все с заданием справились, давайте расскажите, какую картинку к какому смайлику определили. (Дети выполняют задание)
Н. – Как здорово! Спасибо ребята! (пауза)
Что случилось, Незнайка?
Н. - А можно еще одну просьбу? У меня завтра будет другое задание. Мне надо понять, что такое ложь, что такое фантазия.
Мальчики, поможем? (Да)
3. Затруднение в ситуации.
Д (сидят)
Цель: организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения.
Требования
• создание ситуации затруднения в индивидуальной деятельности;
• самостоятельная фиксация затруднения в речи;
выявление и фиксирование в речи причины затруднения.
создание ситуации для «пробного» действия
Н. – Здесь есть еще одни картинки и их надо разделить на две группы. В один столбик поместить картинки, на которых изображена ложь, в другой столбик поместить картинки на которых изображена фантазия. (Дети пробуют выполнить задание и сталкиваются с затруднением)
Ребята, у вас получилось разложить все карточки? (Нет)
Почему же мы не смогли разложить карточки? (Мы не знаем, что такое ложь и что такое фантазия)
Что же нам надо узнать? (Что такое ложь и что такое фантазия)
Вы можете объяснить, чем отличается фантазия ото лжи? (Нет.) Это если сами не сформулируют затруднение
Тогда давайте сядем и подумаем. Что же такое ложь и что такое фантазия? Вспомните в каком произведении говорится про ложь и про фантазию? (в произведении Н. Н. Носова «Фантазеры)
4. Открытие нового знания.
Д (сидят и двигаются)
Цель: формирование первичного опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение их причин.
Требования:
• организация подводящего или побуждающего диалога с целью открытия нового знания;
• фиксация нового знания в речи;
• создание ситуации успеха.
выбор способа преодоления затруднения
Присаживайтесь. Давайте вспомним этот рассказ. Мальчики садятся на ковёр. Воспитатель выставляет иллюстрации на мольберт по порядку.
Для чего Стасик и Миша выдумывали истории? (Для себя., (Повеселиться., (Похвастаться.)
Что ответили ребята, когда Игорь назвал их врунами? (Что они для себя сочиняли., (Никого не обманывали., (Сказки рассказывали.)
Значит кто они? (Фантазеры.)
Можно ли Игоря назвать фантазером? (Нет.)
Для чего Игорь сочинил свою историю? (Чтобы маму обмануть., (Съесть варенье.)
Если Мишутка Стасик - фантазёры, то Игорь кто? (Врун.)
Вы захотели бы дружить с Игорем? (Нет.)
Почему? (С вруном никто не хочет дружить., (Он обижает., (Он придумывает плохое про других людей.)
Теперь вы поняли, чем отличается ложь от фантазии? (Да.)
Для чего же нужны фантазии? (Чтобы повеселиться. Рассмешит кого- нибудь. Фантазии не обидные, а смешные.,
- А для чего нужна ложь? (Ложь нужна, чтобы тебя не наказали. Ложь - обижает человека.)
Теперь мы с вами сможем вернуться и выполнить задание правильно? (Да)
Дети приступают к выполнению задания.
Кто закончил, подайте знак. Предлагаю сравнить свои работы с образцом. У кого получилось правильно, как на образце? (дети поднимают руки)
Н. – какие же вы молодцы!
Незнайка, а мы еще и играем здорово! Подходите мальчики ко мне.
«Подвесные модули» (методика В. Ф. Базарного)
Цель: развивать физическую и психическую активность детей, зрительно-моторную реакцию, предупреждать утомляемость посредством методики В. Ф. Базарного.
Вставайте, вокруг нас живут фантазии, только надо хорошо приглядеться.
Раз - налево,
два - направо,
три - наверх,
четыре – вниз
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Проверю вашу внимательность, встаньте в удобную позу. Мальчики встают на ковер, руки на поясе.
Найдите «Сказку о золотом ключике» (1)
Рассказ «Огурцы» (2)
Сказка «Двенадцать месяцев» (3)
Рассказ «На горке» (4)
Педагог повторяет 4-5 раз в разной последовательности.
1,2,3,4
4,3,2,1
1,4,2,3
2,4,1,3
5. Ведение нового знания в систему знаний.
Д (стоят, двигаются)
Цель: формирование умения детей самостоятельно применять усвоенные знания и способы действия для решения новых задач (проблем).(закрепление нового знания в играх и упражнениях)
Требования:
• соответствие используемых игр и упражнений общей сюжетной линии;
• выполнение заданий, в которых новый способ действий связывается с ранее изученным;
• индивидуальные затруднения в играх;
• ситуация успеха в совместной деятельности.
создание ситуаций для выполнения самостоятельного задания на новое знание или новый способ действия
соответствие используемых игр и упражнений, в которых тренируется новое знание, придерживаясь общей сюжетной линии
учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка
соблюдение принципа мини-макса
организация ситуации успеха для каждого воспитанника, мотивирующая его к включению в дальнейшее освоение новых знаний
осуществление самопроверки или взаимопроверки
Игра «Фантазёры»
Цель: формировать умения детей самостоятельно фантазировать, составлять весёлые, необычные предложения по картинкам; закреплять ситуацию успеха в совместной деятельности.
Чтобы получилась фантазия, надо уметь простое предложение превращать в смешное. Предлагаю попробовать самим, подходите к столу.
Посмотрите на эти карточки.
Педагог вывешивает карточку, на которой нарисован мяч на доску.
Что нарисовано? (Мяч.)
Каким бывает мяч? (Резиновый., (Круглый., (Большой.)
Выбираем круглый.
Вывешивает следующую карточку с нарисованным кругом.
Что он может делать? (Прыгать., (Катиться.)
Вывешивает следующую карточку с символом движения.
Составьте предложение из этих слов. (Катится круглый мяч.)
Педагог вывешивает карточку, на которой нарисован мороженое.
Что нарисовано? (Мороженое.)
Вывешивает следующую карточку.
Каким бывает мороженое? (Вкусное., (Сладкое., (Большое.)
Выбираем вкусное.
Вывешивает следующую карточку с символом вкусное.
Что оно может делать? (Таять., (Продаваться.) (Лежать.)
Вывешивает следующую карточку с «таять».
Составьте предложение из этих слов. (Вкусное Мороженое Таять.)
Педагог вывешивает карточку, на которой нарисован кит.
Что нарисовано? (Кит.)
Каким бывает кит? (Маленький., (Большой., (Синий.)
Выбираем большой.
Вывешивает следующую карточку с символом «большой».
Что он может делать? (Есть.) (Спать, (Плыть.)
Вывешивает следующую карточку с символом «Плыть».
Составьте предложение из этих слов. (Большой кит плывёт.)
Попробуем эти предложение превратить в смешные. Я поменяю местами карточки, обозначающие признак (Меняю) и действие (Меняю)
Педагог перемешивает карточки и вывешивает так: вкусный, мяч, плывёт. (Карточки не связанные по – смыслу.)
Составьте предложение из этих слов. (Вкусный мяч плывёт.)
Попробуем составить предложение из этих слов.
Педагог вывешивает карточки: большое, мороженое, катится.
Кто прочитает это предложение? (Большое мороженое катится.)
Вам понравилось составлять смешные предложения? (Да.)
Педагог вывешивает карточки: круглый, кит, тает.
Кто прочитает это предложение? (Круглый кит тает.)
Вам понравилось составлять смешные предложения? (Да.)
Предлагаю разбиться на пары и попробовать самим составить предложения. Дети делятся на пары по желанию.
1 вариант Педагог раздает карточки, на которых изображены - действие, признак, предмет.
2 вариант Педагог раздает одинаковые карточки.
Договоритесь, кто будет выкладывать карточки со словами признаками, а кто со словами действиями.
Попробуйте составить простое предложение.!
Мальчики самостоятельно придумывают правильное предложение. Воспитатель помогает по мере необходимости.
Внимание! Чья пара готова? Слушаем Алёшу с Ваней.
Легкий шар летит.
Косолапый медведь спит.
Деревянный стол стоит.
Колючий ёж бежит.
Тяжелый топор рубит.
Вкусные конфеты продаются.
Полосатый тигр рычит.
Вкусная капуста растет.
Большой бегемот плывет.
Веселый колобок катится.
Куринные котлеты жарятся.
Военный самолет летит.
Разноцветная машина едет.
Сладкий торт печется.
Красный телефон звонит.
Толстая книга лежит.
Ушастый заяц прыгает.
Сочное яблоко падает.
Помните, как я превращала простые предложения в смешные? (Да. (Вы меняли карточки.)
Попробуйте сами превратить предложения в смешные!
Мальчики самостоятельно придумывают смешное предложение. Воспитатель помогает по мере необходимости.
Все готовы? Слушаем внимательно! Кто начнёт?
Деревянный, шар, спит.
Легкий, медведь, стоит.
Косолапый, стол, летит.
Тяжелый ёж рубит.
Вкусный топор продаётся.
Колючие конфеты бегут.
Вкусный тигр растет.
Большая капуста плывет.
Полосатый бегемот рычит.
Куринные колобок летит.
Военные котлеты катятся.
Веселый самолет жарятся.
Сладкая машина звонит.
Красный торт едет.
Разноцветный телефон печется.
Сочная книга прыгает.
Толстый заяц падает.
Ушастое яблоко лежит.
Вам понравилось составлять необычные предложения? (Да.)
Молодцы, мальчики! Вы научились из простого предложения делать весёлое, фантастическое, необычное! Теперь вы сможете сами фантазировать и веселить своих друзей.
Н. - Да, я все понял! Мальчики, спасибо большое! Теперь я смогу не только выполнить задание, но и объяснить моим друзьям, что такое ложь, а что фантазияДо свидания, ребята!
До свидания, Незнайка!
6. Осмысление (Итог)
Д (сидят)
Цель: формирование первичного опыта детей по фиксации достижения цели и выявления условий, которые позволили её достичь.
Требования:
• организация анализа детской цели;
• фиксирование детьми достижения «детской цели»;
• фиксация нового знания или способа действий в речи;
• определение выполнения взрослой цели;
• создание ситуации успеха в совместной деятельности, удовлетворения от хорошо сделанного дела.
планирование дальнейших действий
Возвращаются в дс
Мальчики, кому мы с вами сегодня помогли? (Мы помогли Незнайке.)
Чем вы ему помогли? (Мы рассказали ему, что значит фантазировать, а что значит обманывать.)
Чем же отличается ложь от фантазии? (Фантазия - это выдумка, шутка., (Ложь – обижает человека.)
Что вам помогло разобраться, где фантазия, а где ложь? (Рассказ Николая Николаевича Носова., («Фантазеры».)
Вы сами научились фантазировать? (Да., (Научились.)
Вам понравилось придумывать смешные предложения? (Очень)
Где вам это пригодится? (Когда захочется с друзьями пошутить., (Сами сможем придумывать рассказы.)
Что – то было трудным для вас? (Вспоминать сказки., (Придумывать предложения.)
Вы молодцы! Я очень горжусь вами за то, что вы смогли помочь разобраться Незнайке, где ложь, а где фантазия. Предлагаю сегодня вечером вам тоже пофантазировать с мамами и папами, придумать смешные предложения и составить из них рассказ, а завтра рассказать их друг другу.