Приложение МААМ

Сценарий образовательной ситуации по ФЭМП для детей 6–7 лет «Сравнение по объёму»

Светлана Генералова
Сценарий образовательной ситуации по ФЭМП для детей 6–7 лет «Сравнение по объёму»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей второй категории

№4 «Светлячок» г. Сальска.

Сценарий образовательной ситуации

по формированию элементарных

математических представлений

в группе общеразвивающей направленности

для детей 6-7 лет.

Тема: «Сравнение по объёму».

Публикация «Сценарий образовательной ситуации по ФЭМП для детей 6–7 лет „Сравнение по объёму“» размещена в разделах

Воспитатель МБДОУ №4

Мандрыкина Г. А.

2014г.

Тип образовательной ситуации : «Открытие нового знания»

Цель:формировать представления об объёме жидких и сыпучих веществ.

Образовательные задачи :

1. Сформировать представление об измерении объёма сосудов с помощью мерки.

2. Закрепить представление о сравнении сосудов по объёму с помощью переливания.

3. Закрепить понятие о том, чем больше мерка, тем меньше результат измерения.

4. Формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода.

5. Развивать воображение, логическое и вариативное мышление, внимание, память.

6. Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение.

7. Воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия.

8. Формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя.

Материалы к занятию:

Демонстрационные: чайник с водой; две кастрюли одинакового объёма, но разной формы; 2 куклы; 3 стакана ;блюдечко; столовая и чайная ложка ; картинки воробья, голубя; крупа.

Раздаточные: две тарелки, чайная ложка, крупа, фишки.

Аудиоресурсы : запись чириканья воробья, воркование голубя

Ход образовательной ситуации

1. Введение в ситуацию

Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

(Воспитатель собирает детей около себя) :

- Доброе утро ребята! Посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся и поиграем в игру «Передай свою улыбку», показываем мимикой своё настроение. Вот такое настроение с улыбкой мы оставим на весь день.

- Ребята, в нашем детском саду трудится много сотрудников. Скажите, кто готовит пищу для детей всего детского сада?

- Что вам больше всего нравится кушать в детском саду?

- Вы знаете, ребята,куклы Маша и Даша решили сварить себе на завтрак кашу, а как это сделать, они не знают.

- Хотите помочь накормить кукол (Да).

- Сможете это сделать? (Наверное).

2. Актуализация знаний

Игра «Разные кастрюли»

Дидактические задачи: актуализировать способ непосредственного сравнения сосудов по объёму с помощью переливания, развивать внимание и память, коммуникативные качества.

(Дети подходят к столу, на котором находятся две кастрюли одинакового объёма, но разной высоты, чайник с водой и чашка)

- Каши надо сварить одинаковое количество для Маши и Даши, но Маша любит манную кашу, а Даша – гречневую. Поэтому их нужно сварить в разных кастрюлях.

- Знаете ли вы, как варят кашу?

Выслушиваются все ответы детей

- Сначала мы нальём в кастрюли поровну воды. Как это сделать?

(Дети предлагают свои варианты и решают налить из чайника воду в одну кастрюлю до краёв, перелить её во вторую, после чего снова наполнить первую кастрюлю).

- Когда мы сможем сказать, что кастрюли равны по объёму? (Если вторая кастрюля тоже наполнится до краёв)

- А если во второй кастрюле останется место? (Тогда объём второй кастрюли больше).

- А если вода из первой кастрюли не вместиться во вторую? (Тогда больше объём первой кастрюли).

(В результате произведённых действий, обе кастрюли оказываются наполненными доверху.

- Равны ли по объёму кастрюли? (Равны).

- Почему вы так решили (Воды в них поровну).

3. Затруднение в ситуации

Игра «Разные кастрюли»(продолжение).

Дидактические задачи:

1) создать мотивационную ситуацию для формирования способа непосредственного сравнения сосудов по объему (вместимости);

2) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;

3) тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, воображение, логическое мышление и речь.

- Но ведь в кастрюли надо будет ещё положить крупы и тогда часть воды вытечет.

- Надо ли воду в кастрюлю наливать до самого края?

- Смогли ли вы правильно налить воду для варки каши? (Нет, не смогли)

- Почему не смогли? (Потому что не знаем, как отмерить воды поровну.)

4. Открытие нового знания

Дидактические задачи:

1) сформировать у детей представление об измерении сосудов с помощью мерки;

2)формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия;

3) закрепить способ действий «если что-то не знаю, то придумаю сам или спрошу у взрослых».

- Как это узнать? (Попробовать придумать самим, узнать у взрослых, почитать в интернете).

- А может эта чашка на столе нам поможет?

(Воспитатель помогает сформулировать способ измерения объёма с помощью мерки и проделывает названные действия с проговариванием)

- Надо наполнить чашку до краёв водой и вылить воду в кастрюлю.

- Если воды в кастрюле недостаточно, надо вылить в кастрюлю ещё одну или несколько чашек, наполненных до краёв.

- Необходимо считать количество чашек, которые вылили в кастрюлю. Такое же количество таких же чашек надо вылить в другую кастрюлю.

- Смогли мы правильно налить воду? (Да)

- Молодцы! Что теперь нужно сделать? Насыпать в воду крупу.

5. Включение нового знания в систему знаний

5.1. Игра «Повара».

Дидактические задачи:

1) закрепить представления об измерении объёма, умение выполнять практическое измерение объёма сыпучих веществ с помощью мерки;

2) тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение.

Дети подходят к столам, на которых находится одна ёмкость с крупой, две тарелочки и мерка на каждого.

- Какая крупа находится на ваших столах (Манная крупа и гречка)

-Как будет называться сваренная вами каша для кукол? (манная,гречневая)

- Чем можно отмерять нужное количество крупы?

- Можно ли мерять горстью? (Дети убеждаются, что эта мера у всех разная и для измерения неудобна.)

Педагог предлагает на выбор ложку, стакан, блюдечко.

- Как вы думаете, чем удобнее отмерять крупу?

В процессе обсуждения приходят к выводу, что стакан удобнее (в нём удобнее переносить крупу, чем в ложке; в него удобнее насыпать «по край», чем в блюдце).

- Маша и Даша решили вам помочь отмерить крупу прозрачным стаканом. Маша насыпала вот столько (полный стакан «с горкой», а Даша – вот столько (неполный стакан, а я насыпала вот столько (полный стакан «по края»).

- Скажите, равное ли количество каши у нас получится? (Нет)

- Почему?

В процессе обсуждения детей подводят к требуемой технике отмеривания: чтобы у всех крупы было одинаково, наполнять мерку надо «по край», как у воспитателя.

- Чем куклам служил стакан? (Меркой)

- А ложка может быть меркой? Ложкой можно измерить манную крупу? (Можно)

- В кастрюли для каши надо положить поровну крупы. Насыпьте на тарелочки четыре мерки крупы.

-Измерять надо точно и аккуратно, иначе результат будет неправильным.

Дети с помощью воспитателя проговаривают алгоритм:

• взять мерку;

• решить, сколько мерок крупы будет высыпано в каждую кастрюлю (чтобы не забыть, можно выложить фишки);

• наполнить мерку доверху;

• насыпать сначала в одну тарелочку нужное количество мерок манной крупы;

• насыпать в другую тарелочку столько же мерок гречки.

• После выполнения задания можно высыпать крупу в воду, «Сварить кашу».

Динамическая пауза.

Мы-ребята-поварята,

Маме любим помогать.

И сейчас на нашу кухню

Будем весело шагать.

Вот на полке, наверху,

Банки с крупами стоят.

Надо кверху потянуться,

Банки с крупами достать.

Надо снять нам соль и сахар.

Будем мы варить обед.

Аккуратно всё снимайте.

Не наделать бы нам бед.

Каша варится, кипит,

Возмущается, бурлит.

Хочет выпрыгнуть наружу.

Ей большой огонь не нужен.

Дули на неё. Устали.

Дышим ровно, не спешим.

Кашу сладкую съедим.

5.2. Игра «Накормим птичек».

Дидактические задачи:

1) закрепить умение выполнять измерение объёма сыпучих веществ с помощью мерки; видеть зависимость количества от величины мерки.

- Сегодня к нам пришел неожиданный гость. Как вы думаете, кто это?

(Предположительный ответ детей.)

- Давайте я дам вам подсказку. (Включается звук чириканье воробья)

(Дети дают ответ - воробей).

- Эту птицу каждый знает.

В тёплый край не улетает

Эта птица круглый год

Во дворе у нас живёт

И чирикает она

Громко с самого утра:

- Просыпайся поскорей

Всех торопит: (воробей).

(К доске прикрепляется изображение воробья).

- Воробей прилетел к нам не просто так! Сегодня утром было так холодно, ветрено и ему очень захотелось покушать. К нему подошла девочка и дала мешочек с рисом. Он был очень рад этому.

- Как мы можем узнать сколько воробьёв можно накормить этим рисом, если один воробей может съесть 1 чайную ложку риса? Что для этого надо сделать?

(Измерить рис чайной ложкой).

- Да, мы с вами будем измерять рис с помощью чайной ложки. Это будет наша мерка.

(По желанию выходит ребёнок и проводит измерения).

- Сколько всего получилось ложек?

(Ответ детей).

- Представьте, что к кормушке прилетели голуби. Как вы думаете, кто съест больше риса: воробей или голубь? (Голубь).

- Почему вы так думаете? (Потому что, голубь больше воробья).

- Давайте узнаем, сколько голубей мы сможем накормить этим же количеством риса, если считать, что один голубь может съесть одну столовую ложку.

(Снова измеряем рис и узнаем количество столовых ложек. На доске вывешивается два числа: количество чайных ложек(10) и количество столовых ложек(5).

- Что можно сказать о числах 5 и 10, если их сравнить?

(10 > 5).

- А почему так получилось, ведь мы измеряли одинаковое количество крупы?

(Чем больше мерка, тем меньше число измерений мы получим, и наоборот, чем меньше мерка, тем больше число измерений мы получим)

- Молодцы! А давайте тоже угостим птиц. У нас же на участке есть кормушка, мы пойдем гулять и насыплем угощение в неё.

6. Итог

Дидактическая задача:провести рефлексию деятельности на занятии.

Воспитатель собирает детей около себя.

- Чем вы сегодня занимались? Кому сегодня помогли?

- Как вы думаете, почему вам удалось сварить вкусную кашу для кукол? (Потому что мы научились сравнивать объём с помощью мерки).

Публикации по теме:

Конспект игровой образовательной ситуации по развитию речи с использованием ИКТ Тема: «Про любимого котенка». Тема: «Про любимого котенка». Цель: связная речь: учить составлять рассказ вместе с воспитателем по схеме; грамматический строй: активизация.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по ФЭМП Тема: «Не простые задания Чебурашки» Программное содержание: формировать представления о свойствах предметов (цвет, форма, размер). Развивать наблюдательность, познавательный.

Конспект непосредственной образовательной ситуации по развитию речи. Средний возраст. Тема: «Чудеса на весенней полянке». Конспект непосредственной образовательной ситуации по развитию речи. Средний возраст. Подготовила воспитатель : Бондаренко Н. А. Тема: «Чудеса.

Конспект образовательной ситуации для детей с ЗПР (подготовительная группа) Куколка «Весняночка» Цель: Формировать интерес к народно-прикладному творчеству, традициям русской культуры народа. Задачи: 1. Расширять представления о народной.

Конспект образовательной ситуации по развитию речи «В зимнем лесу» (старшая группа) Конспект образовательной ситуации по развитию речи. Тема: «В зимнем лесу» (старшая группа) Задачи: 1. Развивать умение понимать и устанавливать.

Конспект образовательной ситуации по сенсорному развитию для детей раннего возраста Цель для взрослых: Вызвать у детей эмоциональный отклик и желание участвовать в игре. Учить узнавать и называть домашних животных. Закрепить.

Конспект занятия по ФЭМП в младшей группе по теме «Сравнение двух групп предметов» Цель: Учить сравнивать количество предметов в двух группах и устанавливать равенство между ними, развивать умение ориентироваться в пространстве,.

Образовательная область: познание ФЭМП Тема: «Сравнение предметов по ширине, путем наложения» Программное содержание: Образовательные задачи: учить сравнению двух предметов по ширине путем наложения. Развивающие задачи: развивать.

Сценарий образовательной ситуации в группе детей раннего возраста «Медвежонок потерялся» Задачи: 1. Учить соотносить слово и выразительные движения, условные действия. 2. Вызвать эмоциональный отклик и желание участвовать в совместной.

Сценарий образовательной ситуации в старшей группе «Космическое путешествие» Ход образовательной ситуации. В. : Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся, подарим свои улыбки и хорошее настроение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий образовательной ситуации по ФЭМП для детей 6–7 лет «Сравнение по объёму»
Опубликовано: 16 октября 2015 в 15:42
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий образовательной ситуации по ФЭМП для детей 6–7 лет «Сравнение по объёму»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Генералова (УИ 49795) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД