Ирина Худошина
Сценарий образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Федосеевская игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий образовательной деятельности по ознакомлению с народным творчеством Федосеевская игрушка
(текст к презентации по ознакомлению с Федосеевской игрушкой)
Федосеевская игрушка считается родоначальницей игрушек, которые делались и делаются в наших Семеновских краях.
В старину в Семенове и в округе работали сотни токарей, резчиков и красильщиков — точили деревянную посуду, вырезали ковши и ложки и расписывали их. При этом оставались отходы производства—деревянные болванки, дощечки, щепки. Выбрасывать их было жалко, и смекалистый русский мужик стал создавать из них игрушки — различные формочки-песочники, мелкую детскую посуду, шары, погремушки, волчки, окрашенные цветными полосами и клетками и крытые светлым лаком, всевозможные каталки и вертушки на палках, расписанные прямо по белому дереву яркими анилиновыми красками. Вырезанные топориком и ножом, Федосеевские кроватки, столики, буфеты, пароходы, трамваи, лошадки с санями, ветряные мельницы окрашивали в ярко-лимонный цвет и по нему наносили красные пятна цветов. В раскраске здесь почти нет вариантов. Но у Федосеевской игрушки есть то, что всегда привлекает к ней детей: праздничность желтого цвета и приближенность ее к быту, к реальным формам предметов. Трамвай хоть и грубо отесан, но в нем есть и окна, и двери, у буфета открываются дверки, у меленки поворачиваются крылья. Формы предметов квадратные или прямоугольные с прямыми или скошенными стенками. Жесткие формы игрушек смягчаются росписью, скрадывающей острые углы. Роспись игрушек очень привлекательна, а общий колорит их — светлый и радостный. Название этой игрушки пошло от деревни Федосеева, житель которой Яков Александрович Александров в конце XIX в. первым взялся за изготовление игрушек. Его примеру последовали односельчане. Взялись за это дело и женщины. Первой мастерицей стала дочь Якова Александровича Федосья. От федосеевцев ремесло переняли жители других деревень, даже в Семенове. Позднее «топорщину» стали делать в артелях им. Калинина, «Кооператор».
Публикация «Сценарий образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста „Федосеевская игрушка“» размещена в разделах
- Игрушки. Конспекты занятий
- Игрушки. Сценарии развлечений с любимыми игрушками
- Игрушки. Сценарии развлечений, досугов
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Мастер при изготовлении такой игрушки использует всего лишь два инструмента - нож и топор, отсюда она получила другое название – «топорная». И небольшой стол в виде – пенька. Основной материал, из которого делают Федосеевскую игрушку – осина. Она обладает желтовато –белой древесиной, иногда с желтоватым оттенком. Легко и хорошо режется.
Первый этап изготовления игрушки - зарубка (разделка кряжей на бруски и болванки)
Все эти игрушки в изобилии представлены на стендах Семеновского музея кустарно-художественных изделий. Здесь целый зал деревянных игрушек: в шкафах сверху донизу матрешки, яблоки, грибы, пирамидки, солдатики, кузнецы. На магазинных полках сегодня такое и не увидишь, а стены музея бережно хранят забываемое, уходящее из жизни. Наиболее примечательны на стендах Семеновского музея федосовские топорные игрушки.
НОД Рисование
«Раскрась игрушку»
цель: закреплять знания о народном промысле «Федосеевская игрушка»
задачи: формировать умения детей рисовать по мотивам Федосеевской игрушки, дополнять изображение индивидуальными элементами, развивать чувство формы и композиции. Воспитывать интерес к народному искусству.
материалы: краски гуашевые, кисти, банки с водой, салфетки, листы бумаги с изображением формы Федосеевской игрушки (кроватка, машина, лошадка с телегой)
ХОД
мотивационный момент
Воспитатель приглашает детей в изостудию и предлагает просмотр презентации о Федосеевских игрушках. Во время просмотра воспитатель ведет рассказ о истории возникновения игрушки, о ее формах и принципах раскрашивания. Далее обращает внимание на организованную выставку Федосеевской игрушки. Дети рассматривают игрушки. Воспитатель поддерживает интерес к игрушке и предлагает детям попробовать самим расписать форму игрушки на бумаге. Дети выбирают понравившеюся форму игрушки и рассаживаются рисовать. Воспитатель объясняет, что с начало заливают фон желтым цветом, затем наносят цветы и другие элементы. Строгих правил в нанесении цветов нет и каждый может сам придумать цветок и другие элементы. По окончании рисования оформляют выставку рисунков Федосеевской игрушки.