Елена Широкова
Сценарий НОД «Мы — юные исследователи» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
СЦЕНАРИЙ НОД по познавательному развитию (экологическое воспитание) для детей средней группы
«Мы - юные исследователи»
Цель: развитие исследовательского типа мышления у детей через побуждение к практическим действиям над предметами и фиксация результатов наблюдений.
Знакомство детей с бабочками, отражение представлений о крыле бабочки в изобразительной деятельности.
Задачи:
1. Образовательные задачи:
• познакомить детей с прибором - микроскоп;
• формировать навыки пользования микроскопом;
Публикация «Сценарий НОД „Мы — юные исследователи“ в средней группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
• обучение грамотному построению плана исследования;
• закрепление представлений о строении насекомых и о том, что крылья у бабочки очень хрупкие.
2. Развивающие задачи:
• совершенствование мелкой моторики рук;
• развитие памяти;
• развитие мыслительных способностей (умение формулировать вопросы, сравнивать объекты, обобщать и систематизировать, делать выводы);
• развитие логического мышления;
• совершенствование умения наблюдать, длительно концентрировать внимание и отмечать результаты наблюдений.
3. Воспитательные задачи:
• закрепление умения выслушивать и следовать инструкциям взрослого;
воспитание усидчивости и аккуратности,
• воспитание бережного отношения к природе, в частности к бабочкам.
• привитие интереса к коллективной деятельности, укрепление дружеских связей внутри группы;
• развитие эмпатии, чувства взаимопомощи;
• воспитывать интерес к познанию природы, желание любоваться красивыми бабочками и отражать впечатления в изобразительной деятельности.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Индивидуальная работа: продолжать развивать интерес детей к опытнической деятельности, окружающему миру.
ОБОРУДОВАНИЕ: микроскоп, салфетки, документ – камера, ноутбук, проектор, дидактическая интерактивная игра, заготовки крыльев бабочек.
Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением насекомых, работа в лаборатории с природными материалами.
Ход образовательной деятельности
Станем рядышком по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся. — ДОБРОЕ УТРО!
Голос «Микроскопа» в группе :
-Ой! Где я! Достаньте меня скорее!
Дети находят коробку с бантом. В ней микроскоп.
- Ребята, как вы думаете, что это за прибор?
Ответы детей.
-Хотите рассмотреть внимательнее микроскоп, это очень сложное устройство? Ответы (детей).
Может сам Микроскоп расскажет нам из чего он состоит?
Обращение к микроскопу: «Уважаемый Микроскоп не расскажешь ли нам, как ты устроен?»
Микроскоп рассказывает и показывает с экрана:
-У меня есть объектив - самая важная часть! Потому что в нем спрятана одна маленькая, но важная деталь - линза! Ее еще называют – увеличительное стекло, вы наверняка слышали это название. Именно с помощью линзы, спрятанной в объективе, вы можете увидеть самые маленькие предметы, и даже рассмотреть из чего они состоят. Именно от линзы зависит качество изображения, то есть картинки, которую увидят ваши глазки.
Окуляр - это часть микроскопа. Окуляр закрыт стеклышкам. Это сделано для того, чтобы защитить объектив и линзу от пыли. Объектив и окуляр - как братья, всегда дружат и работают вместе.
Предметный столик – это место, куда кладется тот предмет, который мы хотим рассмотреть.
В. - Спасибо!
- Давайте подумаем, куда мы поместим наш микроскоп в группе?
Дети:
- В лабораторию.
-Напомните мне, что такое лаборатория? (ответы детей)
-Верно, лаборатория - это специально оборудованное место, где проводят исследования, опыты и эксперименты.
- В нашей лаборатории как раз не хватало микроскопа. Предлагаю вам и сегодня превратиться в ученых, для этого мы скажем слова:
«Тише, тише.
Осмотритесь.
Вы вокруг перевернитесь,
И в учёных обернитесь»
- Вот и наша лаборатория! Прежде, чем мы начнём, давайте вспомним правила работы в лаборатории:
1. Не кричать. Не ходить.
2. Внимательно слушать, внимательно смотреть.
3. Не пробовать на вкус то, что находится перед вами.
4. Друг другу помогать.
5. Сидеть ровно.
- А сейчас, уважаемые учёные! Прошу вас сядьте, ровно. Следите за осанкой.
-Как вы думаете, для чего нужен микроскоп?
(ответы детей)
В: В микроскоп учёным-исследователям удаётся рассмотреть много разных вещей, которые мы не видим в обычной жизни. Это различные частички очень маленькой величины.
Картинка весны (звуки различных насекомых)
- Обратите внимание на экран. Какое сейчас время года?
(ответы детей)
- Какие мелкие существа просыпаются весной?
Ответы детей (насекомые). Предлагаю поиграть в игру «Узнай по тени» и проверить, каких насекомых вы знаете.
Долго на экран смотрели и глаза устать успели. Давайте дадим нашим глазкам немного отдохнуть.
Гимнастика для глаз «Бабочка»
Воспитатель держит в руках игрушечную бабочку на палочке.
Воспитатель: А вот и бабочка прилетела. Следите глазами за бабочкой. Бабочка летает повсюду: Налево летит, направо летит. Бабочка порхает по кругу, вверх, вниз и назад спешит.
Воспитатель: Какие части есть у бабочки?
Дети: Голова, туловище, четыре крыла, усики, ножки.
Воспитатель: Как вы думаете, интересно ли будет рассмотреть крылышко бабочки в наш микроскоп?
Ответ детей.
Опыт - обследование: рассматривание крыла бабочки в микроскоп.
Воспитатель: Посмотрим. Что же мы видим? Крылья бабочек состоят из мелких чешуек, которые покрыты красящими веществами. Они придают бабочкам чудесную окраску крыльев. Но эти цветные чешуйки очень-очень хрупкие.
-Дети, как вы думаете, можно бабочку брать в руки? И трогать ее крылья?
Ответ: нет.
Воспитатель: вы правы. Если взять бабочку в руки, можно их повредить и тогда бабочка погибнет. Не берите бабочек в руки и другим не разрешайте этого делать. Сохраняйте красоту!
В: Учёные во время проведения различных экспериментов очень сильно устают. И чтобы им отдохнуть, они проводят различные упражнения для отдыха. Давайте и мы немного отдохнем. Вставайте в круг!
Динамическая пауза
Спал цветок и вдруг проснулся, Туловище вправо, влево.
Больше спать не захотел, Туловище вперед, назад.
Шевельнулся, потянулся, Руки вверх, потянуться.
Взвился вверх и полетел. Руки вверх, вправо, влево.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. Покружиться.
- А сейчас, я предлагаю вам пройти на свои места в лаборатории и попробовать изобразить увиденное (зафиксируем результат наблюдения).
Перед вами крыло бабочки, но оно белое, давайте нарядим крылья и подарим их бабочкам
Воспитатель: Садимся все красиво, спинки выпрямили, ножки подружили.
(Дети раскрашивают, воспитатель индивидуально к каждому подходит и помогает, спрашивает каким цветом у них фломастер. У каждого ребенка свой цвет.)
Воспитатель: Как вы думаете с одним крылом бабочки летают?
Дети: Нет.
Воспитатель: Что мы сделаем свами?
Дети: Найдем каждому крылу пару (музыка)
Игра «Найди пару»
Смотрите, у нас есть вот такой красивый Дневник наблюдений. А обложка пустая. Давайте украсим обложку нашими красивыми бабочками. (Украшают.)
Вот какие мы молодцы: нашли микроскоп, украсили Дневник наблюдений весенними бабочками и много узнали о строении крыла бабочки.
Ребята, время работы нашей лаборатории подходит к концу. Нам пора возвращаться. В следующий раз мы с вами продолжим работу с микроскопом.
Тише, тише!
Осмотритесь!
Вокруг себя перевернитесь
И в нашей группе окажитесь.
Рефлексия.
Воспитатель: Вам понравилось экспериментировать? Что больше всего вам понравилось в лаборатории?
- Вы хотели бы еще побывать в лаборатории?
- Как вы думаете, смогли бы вы сами пользоваться микроскопом?
- Кто запомнил, как устроен микроскоп?
-Давайте вспомним, как мы рассматривали крыло бабочки?
- Где и как мы еще можем узнать о насекомых? (из книг, у взрослого, посмотреть фильм, понаблюдать за насекомыми).
- Что бы вы в следующий раз хотели бы рассмотреть (изучить) под микроскопом? (ответы детей)
Дети рассказывают, что они сегодня узнали и что больше всего им понравилось в научной лаборатории.