Татьяна Тимонова
Сценарий нетрадиционной НОД по ручному труду в подготовительной группе «Филимоновская лошадка»
Сценарий нетрадиционной НОД по ручному труду в подготовительной группе
Цель :
Научить конструировать объемную игрушку из картона по мотивам филимоновских игрушек.
Задачи:
Обучающие:
• учить изготавливать трафарет из картона и использовать его;
• закрепить знания о характерных чертах филимоновской игрушки.
Развивающая:
• развивать художественный вкус.
Воспитательная:
• воспитывать любовь к народному искусству.
Публикация «Сценарий нетрадиционной НОД по ручному труду в подготовительной группе „Филимоновская лошадка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Лошади, лошадки. Конспекты занятий
- Лошадка. Филимоновская игрушка
- Лошадь, жеребенок, конь
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Филимоновские игрушки. Лепка, роспись
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2021
Словарь:
Ярмарочный лоток, народные промыслы, декоративно-прикладное искусство, элементы росписи, трафарет.
Предварительная работа:
Беседы с детьми о народном прикладном искусстве (народных игрушках); рассматривание дидактических картинок с изображениями изделий народных промыслов, просмотр видеопризентации «История филимоновской игрушки», рассматривание образцов элементов филимоновской росписи, изобразительная деятельность по темам: «филимоновская роспись», «рисование животных с помощью геометрических фигур»
Оборудование:
Ярмарочный лоток, глиняные народные игрушки : филиминовская и дымковская барышня; филимоновский солдатик, филимоновская, каргопольская и дымковская лошадки; филимоновские олешки, филимоновский и дымковский бараны; филимоновская птичка, каргопольский индюк ; образцы элементов филимоновской росписи, белый картон (по 2 листа на каждого ребенка), карандаши простые,ножницы, клей, кисти, гуашь красного и зелёного цвета, тряпочки, баночки с водой.
Ход НОД:
Воспитатель в костюме скомороха с лотком, на котором расставлены глиняные народные игрушки.
-Эй, народ честной, здравствуйте! (кланяется)
А я к вам прямо с ярмарки заглянул из города мастеров.
Ярмарка, ярмарка,
Огневая, яркая,
Плясовая, жаркая
Глянешь налево-
Лавки с товаром.
Глянешь направо –
Веселье даром!
Когда в городе мастеров праздник открывается
Там самые лучшие мастера собираются!
Посмотрите, Что это у меня (Показывает латок, выслушивает предположения детей)
-Это ярмарочный латок!
- Хотите посмотреть что в нем? Подходите, посмотрите! (дети рассматривают лоток с игрушками)
Как вы думаете, что это? (ответы детей (игрушки)
-А какие это игрушки (ответы детей (Народные))
-Правильно! Народные игрушки. Скажите, пожалуйста, игрушки каких народных промыслов вы здесь можете узнать? И как вы их узнали? (Ответы детей (дымковские, филимоновские, каргопольские, рассуждения о схожих и различных чертах некоторых игрушек)
-А каких игрушек у меня больше всех? (филимоновских)
- Какие вы молодцы! А может кто то из вас знает откуда взялись филимоновские игрушки? ( Ответы детей : родились в селе Филимоново (отсюда и название). Рядом с селом были залежи белой глины, из нее и стали делать игрушки).
-А чем они от других игрушек отличаются? (Росписью. Раскраской. Полоски красные, зеленые и желтые)
- Правильно, мои хорошие, как много вы знаете об этих игрушках! А знаете ли вы, что Филимоновских игрушки имеют свои особенности не только в раскраске. Давайте сравним с вами филимоновскую лошадку с лошадками других мастеров (каргопольская и дымковская).
Рассуждения детей о внешнем виде игрушечных лошадок. В беседе подчеркнуть, что у филимоновской лошадки толстые и короткие ноги, длинная (жирафья) шея и маленькая голова. Такие же отличительные черты прослеживаются и у других игрушек (солдаты, барышни, бараны).
- Вы такие молодцы! Так много знаете о народных промыслах, народных игрушках. А народные игры вы знаете? Играть в них умеете? (Ответы детей)
- ООО! И мне очень нравится народная игра «Карусель»! Хотите поиграть со мной?
Физкультминутка:
Игра «Карусель». Дети встают в хоровод, начинают читать тихим голосом, медленно идя по кругу. Затем убыстряют темп стихотворения, и одновременно бегут друг за другом, держась за руки. После слова «Стоп» останавливаются.
Еле-еле-еле-еле
Закружились карусели.
А потом-потом-потом
Все бегом-бегом-бегом.
А потом-потом-потом
Все бегом-бегом-бегом.
Тише-тише не спешите,
Карусель остановите. Стоп!
(повторяем в другую сторону)
- Всё-то умеют народные умельцы! Прямо как вы! А хотите ли вы показать свое умение расписывать игрушки? Стать настоящими мастерами декоративно-прикладного искусства и расписать филимоновские игрушки? (Ответы детей)
- Ой, а глины-то у нас нет! А из чего еще можно делать игрушки?
(Ответы детей, рассуждения о доступности выбранных материалов. Подводим рассуждения к тому, что игрушку проще и быстрее сделать из картона).
-Какие вы находчивые! Настоящие умельцы! Приглашаю Вас в творческую мастерскую.
Работа в творческой мастерской:
-Глины мы заменим картоном. Я буду мастерить лошадку вместе с вами.
Возьмем один лист картона. Простым карандашом нам нужно нарисовать во весь лист филимоновскую лошадку. А ведь филимоновская, она особенная…Чем она отличается от других? ( ответы детей : короткие ноги, длинная шея, маленькая голова)
По ходу ответов детей воспитатель приглашает по одному из детей к доске нарисовать мелом геометрическими формами элементы лошадки (тело-овал, ноги-кружочки или квадратики, голова-круг, шея-длинная трапеция, морда-овал или усеченный треугольник, уши- треугольники… После нанесения всех элементов воспитатель объединяет их толстой линией в единый силуэт.
- Вот как у нас получилась лошадка.
-Теперь что нам нужно сделать делать (ответы детей (Вырезать)
-А что нам для этого нужно? (Ножницы)
-Берём ножницы в и аккуратно вырезаем контур. (Дети вырезают вместе с воспитателем)
-Здорово получилось! Но наша лошадка не стоит на столе, падает! Что же нам придумать, для того что бы она могла стоять? (Рассуждения детей по поиску решения проблемы).
-Давайте сделаем такую же половинку лошадки склеим вместе головуи спинку, а ножки оставим, тогда у лошадки будет 4 ноги и она не будет падать! Попробуем!
- А как нам вырезать такую же лошадку (рассуждения детей по поиску решения проблемы).
- Накладываем силуэт лошадки на второй лист картона. Это называется трафарет. Рисуем по трафарету (обводим) новую лошадку и вырезаем ее. (Дети выполняют вместе с воспитателем).
-У нас получилось 2 лошадки, 2 силуэта. Но они не могут стоять, как настоящая игрушка. Для этого нам нужно приложить силуэты друг к другу и склеить. Склеим головы, шеи и спинки, а ножки не склеиваем! (Дети выполняют вместе с воспитателем).
-Посмотрите! Теперь наша лошадка может стоять!
-Теперь наших лошадок пора украсить! Как мы будем их украшать? (Ответы детей)
-Правильно! Чередующимися полосками красного и зелёного цвета.
Воспитатель разворачивает к детям доску, где прикреплены варианты филимоновской росписи.
Дети расписывают фигурки.
Во время работы воспитатель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь.
Анализ детских работ:
Законченные работы выставляются на лоток вместо глиняных игрушек.
-Ребята! Посмотрите, какой замечательный табун у нас получился! Хоть сейчас на ярмарку!
Итог:
Озорные петушки,
Расписные гребешки,
И свистульки, и игрушки,
Есть и барыни-Марфушки,
Звери с вытянутой шеей
И полосками на теле.
-Что это за игрушки? (ответы детей)
-Что нового и интересного вы узнали (ответы детей)
-А что вам больше всего сегодня понравились и почему (ответы детей)
-Кто такие народные умельцы (ответы детей)
-А где в старину народные умельцы демонстрировали свое умение (На ярмарках)
-Вот и солнце закатилось -
Наша ярмарка закрылась!
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям!
Вы похлопайте в ладоши!
Если праздник был такой хороший!
(Дети хлопают в ладоши)