Гульфинур Валитова
Сценарий непосредственно-образовательной деятельности «Измерение объема» с детьми подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Измерение объема»
Возрастная группа : подготовительная к школе
Цель: сформировать представление детей об измерении объема сосудов с помощью мерки.
Задачи:
1. Закрепить представления о непосредственном сравнении сосудов по объему с помощью переливания.
Публикация «Сценарий непосредственно-образовательной деятельности „Измерение объема“ с детьми подготовительной группы» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
2. Формировать опыт самостоятельного преодоления под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику».
3. Закреплять пространственные отношения «слева-справа-между», смысл сложения и вычитания, тренировать счетные умения.
4. Тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции- анализ, синтез, обобщение, развивать внимание, память, речь, инициативность, творческие способности, воображение, логическое мышление, мелкую моторику, коммуникативные качества.
Материалы к занятию: чайник с водой, 2 кастрюли одинакового объема, но разной формы, картинки с яблоками
Введение в ситуацию (3-4 мин.)
Мотивировать детей на включение в игровую деятельность
Воспитатель собирает детей около себя.
- Вкусно вас кормят в детском саду?
- Кто готовит еду для всего детского сада?
- Что вам больше всего нравится кушать в садике?
Воспитатель предлагает детям представить, что в соседнем садике заболел повар. Заведующая этим садом попросила детей сварить на обед кашу и борщ.
- Хотите помочь накормить детей в детском саду?
- Сможете это сделать?
Актуализация знаний (5-6 мин.)
Актуализировать способ непосредственного сравнения сосудов по объему с помощью переливания; тренировать мыслительные операции, развивать речь, логическое мышление
Игра «Разные кастрюли»
Дети подходят к столу, на котором находятся 2 кастрюли, чайник с водой и чашка. Кастрюли имеют одинаковый объем, но разную высоту и площадь дна. Воспитатель рассказывает, что нужно сварить кашу для детей из двух групп. Детей в группах поровну, поэтому каши надо сварить одинаковое количество. Кашу придется варить в двух маленьких кастрюлях, потому что большой кастрюли у нас в саду нет.
- Знаете ли вы, как варится каша?
Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель говорит, что сначала надо в кастрюли налить поровну воды.
Дети предлагают свои варианты, после чего решаем налить из чайника воду в одну кастрюлю до краев, перелить ее во вторую, после чего снова доверху наполнить первую кастрюлю.
- Когда мы сможем сказать, что кастрюли равны по объему? (если вторая кастрюля тоже наполнится до краев)
- А если во второй кастрюле останется место? (тогда объем второй кастрюли больше)
- А если вода из первой кастрюли не вместится во вторую? (тогда больше объем первой кастрюли)
В результате произведенных действий обе кастрюли оказываются наполненными доверху. Значит, кастрюли равны по объему и воды в них поровну. Обсуждение возможных вариантов решения ситуации, постановка детской цели
Затруднение в игровой ситуации (3-4 мин)
Создать мотивационную ситуацию для формирования представлений об измерении объема сосудов с помощью мерки
Игра «Разные кастрюли» (продолжение)
Воспитатель обращает внимание на то, что в кастрюли надо будет еще положить крупу, и часть воды вытечет. Таким образом, приходим к выводу, что воды в кастрюлю надо наливать не до самого края.
- Смогли ли вы правильно налить воду для варки каши? (нет, не смогли)
- Почему не смогли? (потому что не знаем, как отмерить воды поровну)
Предлагают варианты решения проблемы, опираясь на опыт и знания
Анализ детьми возникшей ситуации Формирование опыта успешного преодоления затруднения
Открытие нового знания
Формировать представление об измерении объема сосудов с помощью мерки. Формировать опыт целеполагания и закреплять умение преодолевать затруднение Игра «Разные кастрюли» (продолжение)
- Как это узнать? (попробовать придумать самим, а потом проверить себя по учебнику) при помощи документ камеры
Выслушиваются все предложения детей. Если в ходе обсуждения идея измерения не возникнет, воспитатель обращает внимание детей на чашку, стоящую на столе.
- А может быть, эта чашка нам поможет?
После этого воспитатель помогает сформулировать способ измерения объема с помощью мерки :
- надо наполнить чашку до краев и вылить воду в кастрюлю;
- если воды в кастрюле недостаточно, надо вылить в кастрюлю еще одну или несколько чашек, наполненных до краев;
- необходимо считать количество чашек воды надо вылить в другую кастрюлю.
При проговаривании воспитатель проделывает названные действия. После этого воспитатель предлагает проверить по учебнику. Дети проверяют по доске, рассматривают картинку и убеждаются в том, что способ они придумали верно.
- Смогли вы правильно налить воду? (да)
- Молодцы! Что теперь нужно сделать? (насыпать крупу в воду)
Включение нового знания в систему знаний
Игра «Повара»
Дети садятся за столы, на которых находится одна емкость с крупой, две тарелочки и мерка на каждого.
- Какая крупа находится на ваших столах? (гречка, рис, перловка, пшено)
- Как будет называться сваренная вами каша?
Воспитатель напоминает, что в кастрюли надо положить поровну крупы, и предлагает детям насыпать на тарелочки 5 мерок крупы. Дети с помощью воспитателя проговаривают алгоритм:
- взять мерку;
- решить, сколько мерок крупы будет высыпано;
- наполнить мерку доверху;
- насыпать в другую тарелочку столько же мерок крупы.
Дети выполняют работу самостоятельно. После выполнения задания можно высыпать крупу в воду, «сварить кашу».
Игра «Разбери продукты»
(работают 4 человека на на смарт доске)
Распределить продукты для того, чтобы сварить борщ и кушу.
Индивидуальные игры «Реши», «Назови следующее число» по количеству оставшихся детей
Индивидуальное задание «Реши пример»
Осмысление (3 мин)
Воспитатель собирает детей около себя.
- Чем вы сегодня занимались?
- Как вы думаете, почему вам удалось сварить вкусную кашу для детей детского сада?
(потому что мы научились сравнивать объем с помощью мерки)
Рефлексия (личная оценка)
Умение достигать поставленной цели Что хотели сделать? Получилось? Почему?